Судья Ивкова А.В.
Дело №33-315
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«04» марта 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей Лукьяновой С.Б., Ворониной М.В.,
при секретаре Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 декабря 2014 года, которым ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий ГИБДД УМВД России по Костромской области по регистрации транспортного средства на ограниченный срок, снятию транспортного средства с регистрационного учета и признанию недействительными регистрационных номеров, обязании восстановить регистрацию транспортного средства на неограниченный срок.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав представителя заявителя ФИО1 - ФИО2, представителя УМВД России по Костромской области ФИО3 судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий ГИБДД УМВД России по Костромской области, выразившиеся во временной регистрации транспортного средства и ее прекращении, и обязании восстановить государственную регистрацию транспортного средства. В обоснование указал, что письмом УМВД РФ по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № ему сообщено о прекращении регистрации прицепа ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием срока действия регистрации зарегистрированного на ограниченный срок транспортного средства, а также о признании недействительными регистрационных знаков и документов на прицеп. Данный прицеп к легковому автомобилю он приобрел ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировал его в органах ГИБДД, о чем получил свидетельство о государственной регистрации ТС №. При этом никаких отметок о том, что регистрация является временной и срок ее действия ограничен, в свидетельстве не имеется.
Оснований для регистрации прицепа на ограниченный срок, предусмотренных приказом МВД России от 07 августа 2013 г. № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», не имелось.
Полагает, что действиями сотрудников ГИБДД по временной регистрации прицепа и ее прекращению нарушены его права и законные интересы, в связи с чем просил признать указанные действия незаконными и обязать восстановить государственную регистрацию принадлежащего ему прицепа.
В процессе рассмотрения дела представитель ФИО1 - ФИО2 уточнила заявление, просила признать действия ГИБДД УМВД России по Костромской области, выразившиеся в регистрации ДД.ММ.ГГГГ принадлежащего ФИО1 прицепа на ограниченный срок, а также действия по снятию ДД.ММ.ГГГГ прицепа с регистрационного учета в органе ГИБДД и признанию недействительными регистрационных номеров незаконными, обязать ГИБДД УМВД России по Костромской области восстановить регистрацию указанного транспортного средства на неограниченный срок.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как постановленное при неправильном применении норм материального права.
Полагает неправомерной ссылку суда на п. 21 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации ТС), поскольку в данной норме речь идет о временной регистрации транспортных средств, которые ранее уже были зарегистрированы за их собственниками или владельцами, тогда как за ним прицеп ранее зарегистрирован не был.
Считает, что пункт 47 Правил регистрации ТС, на который ссылается суд, не применим в данном случае, т.к. предусмотренный этим пунктом порядок временной регистрации относится к транспортным средствам, вывозимым за пределы территории субъекта РФ на срок более двух месяцев, а не к любым транспортным средствам, подлежащим временной регистрации.
В то же время судом применены нормы, содержащиеся в пунктах 58 - 59.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент). Однако данные нормы применимы при регистрации транспортных средств за лицами, не имеющими регистрации по месту жительства, в соответствии с пунктами 24 и 25 Правил регистрации ТС, а не пункта 47 названных Правил, на который сослался суд.
Ссылаясь на положения пунктов 24-25 Правил регистрации ТС, указывает, что временный характер носит только регистрация транспортных средств за иностранными гражданами и лицами без гражданства, а срок регистрации транспортного средства по месту пребывания гражданина, не имеющего регистрации по месту жительства, законом не установлен.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя ФИО1 - ФИО2 апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Представитель УМВД России по Костромской области ФИО3 возражал против апелляционной жалобы.
Заявитель ФИО1, извещенный судом апелляционной инстанции о рассмотрении жалобы, в судебное заседание не явился. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно по делу и установлено судом, заявитель является гражданином РФ, проживал на территории другого государства, постоянного места жительства на территории Костромской области не имеет, был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ФИО1 на праве собственности принадлежит прицеп к легковому автомобилю <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ ГИБДД УМВД России по Костромской области произведена регистрация данного прицепа, о чем ФИО1 выдано свидетельство о регистрации ТС №.
Как следует из карточки учета транспортных средств, срок регистрации прицепа установлен до окончания регистрации срока пребывания собственника ТС - ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения регистрационной работы № МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области вынесено заключение прекращении регистрации транспортного средства - прицепа <данные изъяты> в соответствии с п. 60.3, п. 62
Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 07 августа 2013 г. № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним».
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщено о прекращении ДД.ММ.ГГГГ регистрации зарегистрированного за ним на ограниченный срок автоприцепа.
Разрешая заявление, суд, проанализировав нормы действующего законодательства, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что оспариваемые ФИО1 действия не противоречат закону, не нарушают и не ограничивают права заявителя, не возлагают на него дополнительные обязанности либо ответственность, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд исходил из того, что регистрация транспортного средства по месту пребывания собственника транспортного средства носит временный характер и производится на период, не превышающий срок регистрации гражданина по месту пребывания. Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок регистрации ФИО1 по месту пребывания истек, а сведений о его регистрации по месту жительства либо месту пребывания на указанную дату не имелось, решение заинтересованного лица о прекращении регистрации прицепа является правомерным.
Оснований не согласиться с приведенными выводами суда судебная коллегия не усматривает.
Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) и Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент), которыми определялись порядок регистрации транспортных средств в ГИБДД, а также сроки и последовательность действий должностных лиц ГИБДД при осуществлении полномочий по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Согласно пункту 24 Правил (в редакции Приказа МВД РФ от 20 января 2011 г. № 28, действовавшей на момент постановки прицепа на регистрационный учет) транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета. Регистрация транспортных средств за физическими лицами, не имеющими регистрации по месту жительства, производится по адресу, указанному в свидетельствах о регистрации по месту пребывания собственников, выдаваемых органами регистрационного учета (24.1). Проведение регистрационных действий в отношении транспортных средств, собственниками (владельцами) которых являются физические лица, осуществляется в пределах субъекта Российской Федерации в любом регистрационном подразделении Госавтоинспекции (24.4).
Пунктами 57-64 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (в редакции приказа МВД РФ от 20 января 2011 г. № 28, действовавшего на момент регистрации прицепа), был установлен порядок действий должностных лиц ГИБДД, осуществляемых при временной регистрации незарегистрированных транспортных средств по месту пребывания собственников.
В частности пунктом 57 данного регламента было предусмотрено, что при временной регистрации незарегистрированных транспортных средств по месту пребывания собственников в соответствии с пунктами 24 и 25 Правил регистрации совершаются действия, предусмотренные подпунктами 35.1 - 35.16 настоящего Административного регламента.
В соответствии с пунктом 59.1 указанного регламента по истечении срока регистрации по месту пребывания собственников транспортных средств и отсутствии их обращений для снятия транспортных средств с учета, из соответствующих подразделений ФМС России истребуется информация о сроке регистрации граждан по месту пребывания. В случае наличия регистрации граждан по месту пребывания регистрация транспортных средств продлевается на соответствующий срок путем проставления отметок в карточках учета транспортных средств.
При снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания и не снятии ими транспортных средств с регистрационного учета в 5-дневный срок, регистрация транспортных средств прекращается (аннулируется). Выданные свидетельства о регистрации и государственные регистрационные знаки выставляются в розыск. Делаются соответствующие отметки в карточки учета транспортных средств и реестр регистрации транспортных средств. Собственнику транспортного средства по месту пребывания направляется соответствующее уведомление о прекращении регистрации.
Из анализа приведенных норм следует, что вопреки доводам апелляционной жалобы, регистрация незарегистрированных транспортных средств по месту пребывания собственников имеет временный характер, устанавливается на срок пребывания гражданина (собственника ТС) и прекращается в связи с истечением срока такой регистрации гражданина.
В то же время в случае продления срока регистрации гражданина по месту пребывания регистрация ТС может быть продлена на соответствующий срок.
В этой связи вывод суда о законности действий сотрудников ГИБДД, выразившихся в регистрации за ФИО1 прицепа на ограниченный срок, является правильным, а доводы апелляционной жалобы об обратном - несостоятельными.
Ссылка в жалобе на неправомерность применения судом пунктов 21 и 47 Правил не может повлечь отмену решения, так как на правильность вывода суда о срочном характере регистрации транспортного средства по месту пребывания его собственника, не влияет.
Приказом МВД России от 07 августа 2013 г. № 605, вступившим в силу 15 октября 2013 г., утвержден новый Административный регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Пунктом 60 указанного регламента определены основания прекращения регистрации транспортного средства, в том числе окончание срока регистрации транспортного средства на ограниченный срок (п. 60.3).
В соответствии с п. 62 данного регламента при окончании срока действия основания для регистрации зарегистрированного на ограниченный срок транспортного средства и отсутствии сведений о продлении владельцем транспортного средства срока регистрации транспортного средства, регистрация транспортного средства прекращается автоматически в подразделении Госавтоинспекции, выдавшем регистрационные документы. Соответствующие данные автоматически заносятся в реестры регистрационных действий. Регистрационные документы, регистрационные знаки признаются недействительными и выставляются в розыск. Высвободившиеся регистрационные знаки, не используемые повторно, регистрационные документы, паспорта транспортных средств, принимаются сотрудником и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 63).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был уведомлен о прекращении ДД.ММ.ГГГГ регистрации зарегистрированного на ограниченный срок прицепа со ссылкой на приведенные выше положения п. 60.3, п. 62 Административного регламента.
Поскольку сведения о наличии регистрации по месту жительства ФИО1 в суд представлены не были, судом установлено и не оспаривалось сторонами, что на момент прекращения регистрации прицепа (ДД.ММ.ГГГГ) срок регистрации ФИО1 по месту пребывания истек, вывод суда о правомерности решения заинтересованного лица о прекращении регистрации прицепа также является верным.
Установив, что оспариваемые действия соответствуют закону, произведены в пределах полномочий органа ГИБДД, права и свободы заявителя не были нарушены, суд в соответствии с положениями ч. 4 ст. 258 ГПК РФ принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, не содержат обстоятельств, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: