БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 23.06.2022
Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.
судей Фомина И.Н., Колмыковой Е.А.
при секретаре Шульгиной А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Старооскольского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №36», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная Незнамовская школа», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная Сорокинская школа», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №7», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная Архангельская школа», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа №31», администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта
по апелляционной жалобе администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 16.01.2021
Заслушав доклад судьи Фомина И.Н., судебная коллегия
установила:
Старооскольский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором, с учетом уточнений исковых требований, просил суд возложить обязанность на администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области выделить МБОУ «Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36», МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа», МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа», МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7», МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа», МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №31» денежные средства, необходимые для обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также на оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на МБОУ «Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36», МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа», МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа», МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7», МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа», МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №31» обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оснастить общеобразовательное учреждение стационарным или ручным металлоискателем в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Данные требования направлены на противодействие террористической деятельности, обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 16.01.2021 требования удовлетворены в части, постановлено: обязать администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области выделить МБОУ «Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36», МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа», МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа», МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7», МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа», МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №31» денежные средства, необходимые для обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать МБОУ «Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов» обеспечить охрану объекта по адресу: <...>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36» обеспечить охрану объекта по адресу: <...>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа» обеспечить охрану объекта по адресу: <...>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа» обеспечить охрану объекта по адресу: <...>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7»обеспечить охрану объекта по адресу: <...>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа» обеспечить охрану объекта по адресу: <...>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №31» обеспечить охрану объекта по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, мкр. Солнечный, д.22, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Не согласившись с постановленным по делу решением суда, администрация Старооскольского городского округа Белгородской области подала апелляционную жалобу с требованиями об отмене судебного акта полностью и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 18.11.2021 решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
Первый кассационный суд общей юрисдикции определением от 21.04.2022 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 18.11.2021 отменил, дело направил на новое апелляционное рассмотрение.
В суд апелляционной инстанции стороны, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ «Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов» осуществляет образовательную деятельность по адресу: <...>.
Согласно Уставу МБОУ «Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов» учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование – Старооскольский городской округ Белгородской области, функции и полномочия которого осуществляются администрацией Старооскольского городского округа (п. 1.6 Устава).
Факт наличия на балансе указанной школы ручного досмотрового металлодетектора «Super Scanner MD-3003B1» подтверждается договором пожертвования №01 от 15.06.2021 и справкой МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания и ресурсного обеспечения учреждений сферы образования Старооскольского городского округа» №1360 от 24.06.2021.
Охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется, здание охраняется в дневное время завхозом, гардеробщицей или уборщицей, в ночное время – сторожем.
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36» осуществляет образовательную деятельность по адресу: <...>.
Согласно Уставу МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36» учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование – Старооскольский городской округ Белгородской области, функции и полномочия которого осуществляются администрацией Старооскольского городского округа (п. 1.5 Устава).
Факт наличия у указанной школы ручного досмотрового металлодетектора «Super Scanner MD-3003B1» подтверждается договором пожертвования от 07.06.2021, актом от 07.06.2021.
Охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется.
МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа» осуществляет образовательную деятельность по адресу: <...>.
Согласно Уставу МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа» учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование – Старооскольский городской округ Белгородской области, функции и полномочия которого осуществляются администрацией Старооскольского городского округа (п. 1.6 Устава).
У МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа» имеются три ручных досмотровых металлоискателя, приобретенных на основании контракта №3251 от 28.06.2021 (металлоискатель «Сфинкс» ВМ-611- 1 шт.) и договора пожертвования от 20.06.2021 (ручной досмотровой металлоискатель Super Scanner – 2 шт.).
Охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется, здание в дневное время охраняется вахтером, в ночное - сторожем.
МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа» осуществляет образовательную деятельность по адресу: <...>.
Согласно Уставу МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа» учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование – Старооскольский городской округ Белгородской области, функции и полномочия которого осуществляются администрацией Старооскольского городского округа (п. 1.6 Устава).
Наличие на балансе указанной школы ручного досмотрового металлодетектора «Super Scanner MD-3003B1» подтверждается договором пожертвования №01 от 15.06.2021 и справкой МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания и ресурсного обеспечения учреждений сферы образования Старооскольского городского округа» №1583 от 14.07 2021, ручного досмотрового металлоискателя «Сфинкс» ВМ-611 – товарной накладной №527 от 07.07.2021.
Охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется, здание охраняется дежурным учителем в дневное время, сторожем – в ночное время.
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7» осуществляет образовательную деятельность по адресу: <...>.
Согласно Уставу МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7» учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование – Старооскольский городской округ Белгородской области, функции и полномочия которого осуществляются администрацией Старооскольского городского округа (п. 1.7 Устава).
У указанной школы имеется ручной досмотровой металлоискатель «Сфинкс» ВМ-611, что подтверждается товарной накладной №530 от 07.07.2021, согласно которой плательщиком является МБОУ «ООШ №7».
Охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется, здание охраняется вахтером в дневное время, сторожем – в ночное время, имеется видеонаблюдение.
МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа» осуществляет образовательную деятельность по адресу: <...>.
Согласно Уставу МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа» учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование – Старооскольский городской округ Белгородской области, функции и полномочия которого осуществляются администрацией Старооскольского городского округа (п. 1.5 Устава).
Факт приобретения указанной школой ручного досмотрового металлоискателя «Сфинкс» ВМ-611 подтверждается контрактом №3258 от 28.06.2021 и товарной накладной №540 от 07.07.2021, приобретения ручного досмотрового детектора металла «Орбита» - подтверждается договором пожертвования №01 от 21.06.2021 и справкой МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания и ресурсного обеспечения учреждений сферы образования Старооскольского городского округа» №1528 от 08.07.2021.
Охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется, школа охраняется гардеробщиком в дневное время, сторожем – в ночное время.
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №31» осуществляет образовательную деятельность по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, мкр. Солнечный, д.22.
Согласно Уставу МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №31» учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование – Старооскольский городской округ Белгородской области, функции и полномочия которого осуществляются администрацией Старооскольского городского округа (п. 1.8 Устава).
У МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №31» имеется ручной досмотровой металлодетектор «Super Scanner MD-3003B1», приобретенный на основании договора пожертвования №4 от 25.06.2021.
Охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется, здание охраняется вахтером в дневное время, сторожем – в ночное время.
Установив изложенные обстоятельства, районный суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также положениями утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а также формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее Требования N 1006), пришел к выводу о ненадлежащем исполнении требований законодательства об антитеррористической защищенности и признал заявленные требования подлежащими удовлетворению в части. Суд первой инстанции исходил из того, что существующая в МБОУ «Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36», МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа», МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа», МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7», МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа», МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №31» охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как вахтеры и сторожа, состоящие в штате указанных школ, не могут обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу. Бездействие ответчиков в части организации надлежащей физической охраны МБОУ «Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36», МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа», МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа», МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7», МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа», МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №31» отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, находящихся в указанных образовательных учреждениях, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (пункт 5 Требований к защищенности объектов).
Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).
Пунктом 24 Требований к защищенности объектов установлено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности.
Согласно пункту 25 Требований к защищенности объектов в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований к защищенности объектов, осуществляются, в том числе мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт "б" пункт 25 Требований к защищенности объектов).
Таким образом, судом обоснованно сделан вывод о том, что охрана указанных образовательных учреждений не соответствует предъявляемым требованиям, органами местного самоуправления и образовательной организацией, не в полном объеме соблюдаются требования федерального законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся в общеобразовательных учреждениях законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений.
Доводы ответчика о том, что судом не проверены обстоятельства проведения проверки прокуратурой, в рамках которой установлен факт отсутствия охраны образовательного учреждения с учетом предъявляемых требований законодательства об антитеррористической защищенности и нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, являются несостоятельными.
Так, предметом проверки и судебной оценки были данные доводы. Суд в решении суда указал, что надлежащая физическая охрана образовательного учреждения необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, работников и посетителей учреждения, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц. При этом бездействие ответчиков в части организации надлежащей физической охраны объекта отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий. Следовательно, установленные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обстоятельства, при которых прокурор установил указанные выше нарушения, в рамках проверки или при предоставлении информации по запросу прокурора правового значения не имеет с учетом юридически значимых обстоятельств по делу.
Пунктом 32 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.08.2019 №1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.08.2019 № 1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Соответственно, допущенное администрацией Старооскольского городского округа Белгородской области бездействие по неосуществлению надлежащего финансирования образовательного учреждения для организации соответствующих мероприятий по обеспечению охраны объекта (территорий) повлекло несоответствие имеющейся охраны образовательного учреждения Требованиям, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 в период возникновения спорных правоотношений и Требованиям, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.08.2019 № 1006 в настоящее время.
При указанных обстоятельствах доводы апеллянта об отсутствии норм прямо предусматривающих финансирование образовательных учреждений суд первой инстанции обосновано отклонил. Также суд правомерно не учитывал наличие собственных денежных средств в образовательном учреждении.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В части доводов апеллянта о наличии правовых препятствий для исполнения решения суда и утверждения о том, что суд фактически уклонился от определения разумности сроков исполнения решения суда, с учетом положений установленных БК РФ в части правового регулирования по обращению на средства бюджета и целевое расходование бюджетных средств, судебная коллегия приходи к следующему.
Как следует из текста судебного постановления, суд принял во внимание установленные положения БК РФ, с учетом Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Старооскольском городком округе, утвержденного решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.05.2011 № 581, Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не усмотрел оснований для установления ответчикам сроков на исполнение возложенных на них судом обязанностей.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела судом применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 16.07.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Старооскольского городского округа Белгородской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Старооскольский городской суд Белгородской области.
Мотивированное апелляционное определение составлено 04.07.2022
Председательствующий
Судьи
Определение05.07.2022