ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3158/2017 от 22.03.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Четвертных А.В. Дело № 33-3158/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 марта 2017 года г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

Председательствующего Параскун Т.И.

судей Кавуновой В.В., Довиденко Е.А.

при секретаре А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Рубцовского района Алтайского края на решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 12 января 2017 года по делу по иску ФИО1 и ФИО2 к Комитету администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом, администрации Рубцовского района Алтайского края о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,

Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истец ФИО1 обратился с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом, администрации Рубцовского района Алтайского края, просил, возложить обязанность на комитет администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить документы для заключения с ним договора купли- продажи земельного участка, а администрацию Рубцовского района Алтайского края обязать заключить с ним по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГ, договор купли-продажи земельного участка площадью 2 000 кв.м с кадастровым номером ***, расположенного в <адрес>.

В обоснование требований указал, что постановлением администрации Рубцовского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На Комитет администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в октябре 2015 года обратился в администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла <данные изъяты>, что подтверждается кадастровым паспортом. Кадастровый паспорт был предоставлен в администрацию Рубцовского района ДД.ММ.ГГ. На момент подачи заявления о предоставлении договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ стоимость земельного участка составляла <данные изъяты> (60% его кадастровой стоимости). Комитетом администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получил предложение о выкупе данного земельного участка по цене 76 272 рубля, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края».

Истец ФИО2 обратилась с исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила возложить обязанность на комитет администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом подготовить документы для заключения с ней договора купли продажи земельного участка, а администрацию Рубцовского района Алтайского края обязать заключить с ней по цене, сложившейся на 30.11.2015, договор купли-продажи земельного участка площадью 2 000 кв.м с кадастровым номером ***, расположенного в <адрес>.

В обоснование требований ссылалась на то, что постановлением администрации Рубцовского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ истцу предоставлен в собственность за плату указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, утверждена схема расположения земельного участка, на истца возложена обязанность обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера, обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок. На Комитет администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить документы для заключения договора купли-продажи. После завершения работ по изготовлению кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет истец в октябре 2015 года обратилась в администрацию Рубцовского района Алтайского края для заключения договора купли-продажи земельного участка. На момент обращения кадастровая стоимость земельного участка составляла <данные изъяты>, что подтверждается кадастровым паспортом. Кадастровый паспорт был предоставлен в администрацию Рубцовского района 30.11.2015. На момент подачи заявления о предоставлении договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ стоимость земельного участка составляла <данные изъяты> (60% его кадастровой стоимости). Комитетом администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом не были подготовлены документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. После обращения в прокуратуру истец получила предложение о выкупе данного земельного участка по цене 76 272 рубля, которая была сформирована из новой кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края».

Определениями суда от 22.12.2016 указанные исковые заявления, в силу ч.4 ст.151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.

Решением Рубцовского районного суда Алтайского края от 12 января 2017 исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворены.

На Комитет администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить проект договора купли-продажи, на администрацию Рубцовского района Алтайского края возложена обязанность заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером ***, расположенного в 77 <адрес>, по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГ.

На Комитет администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность подготовить проект договора купли-продажи, на администрацию Рубцовского района Алтайского края возложена обязанность заключить с ФИО2 договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером ***, расположенного в <адрес>, по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГ.

Взысканы с Комитета администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом, администрации Рубцовского района Алтайского края в равных долях судебные расходы по оплате государственной пошлины в пользу ФИО1 в размере <данные изъяты>, в пользу ФИО2 в размере <данные изъяты>.

В апелляционной жалобе администрация Рубцовского района Алтайского края просит решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 12 января 2017 отменить, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права, вывод суда о том, что вопрос о предоставлении земельных участков по заявлениям граждан должен быть рассмотрен с соблюдением процедур, предусмотренных ст. 34 ЗК РФ (в редакции от 28.12.2013) является несостоятельным, истцами при обращении 30.11.2015 не были представлены все необходимые документы для оформления договоров купли-продажи земельных участков, в частности, документы, удостоверяющие их личности, о чем 23.12.2015 каждому заявителю было направлено письменное разъяснение. Предоставление документа, подтверждающего личность, лицом, подающим заявление о приобретении прав на земельный участок, обосновано приказом Минэкономразвития от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов». Также, заявления от 30.11.2015 истцами лично не подписывались, были переданы в администрацию третьим лицом ФИО3, без предоставления полномочий последнего, такие заявления не являются законными. Ходатайство о проведении экспертизы судом отклонено, Договоры купли-продажи земельных участков не заключены, выкупная цена определяется на момент заключения договора.

В судебное заседание явились представители истцов, представители ответчиков в суд не явились, извещены. Судебная коллегия полагает возможным на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ в администрацию Рубцовского района Алтайского края были поданы заявления истцов о предоставлении им земельных участков.

Постановлением *** от ДД.ММ.ГГ истцу ФИО1 предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в <адрес> истцу ФИО2 по постановлению *** от ДД.ММ.ГГ предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в <адрес>

Указанными постановлениями утверждены схемы расположения земельных участков. На заявителей возложена обязанность изготовления кадастрового паспорта земельного участка и присвоение кадастрового номера. В свою очередь, комитету администрации Рубцовского района по управлению муниципальным имуществом было поручено подготовить документы для заключения договоров купли-продажи предоставленных земельных участков.

Истцы провели кадастровые работы по предоставленным земельным участкам, что подтверждается имеющимися кадастровыми паспортами от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ***, то есть земельные участки были поставлены на кадастровый учет. Кадастровая стоимость данных земельных участков была определена на момент выдачи кадастровых паспортов в размере 28600 рублей.

На обращение истцов в администрацию Рубцовского района Алтайского края с заявлениями от ДД.ММ.ГГ о заключении договора купли-продажи предоставленного земельного участка по цене, сложившейся на дату вынесения постановления о предоставлении земельного участка, ответчиком ДД.ММ.ГГ разъяснено, что цена земельного участка устанавливается на момент заключения договора купли-продажи. Также было предложено представить копию паспорта гражданина Российской Федерации, копию кадастрового паспорта или указать кадастровый номер земельного участка.

ДД.ММ.ГГ истцами в администрацию Рубцовского района Алтайского края были представлены копии кадастровых паспортов.

В письме от ДД.ММ.ГГ истцам было предложено представить документы, подтверждающие их личность.

Договоры купли-продажи вышеуказанных земельных участков не заключены по настоящее время.

Истцы полагали необходимым заключение договоров по цене, сложившейся на ДД.ММ.ГГ, когда ответчикам были предоставлены кадастровые паспорта спорных земельных участков.

Представители ответчиков, ссылаясь на отсутствие у заявителей на момент обращения документов, удостоверяющих личность, указывали, что заключение договоров должно производиться по цене, с учетом изменения кадастровой стоимости земельных участков.

Удовлетворяя требования истцов, суд пришел к выводу о том, что вопрос о предоставлении истцам земельных участков подлежит рассмотрению с соблюдением процедур, предусмотренных ст. 34 ЗК РФ (в редакции от 28.12.2013)

С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку схемы расположения спорных земельных участков были утверждены органом местного самоуправления до вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, то есть до 01 марта 2015 года, поэтому вопрос о предоставлении земельных участков по заявлениям истцов должен быть рассмотрен с соблюдением процедур, предусмотренных ст.34 ЗК РФ. (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года)

Согласно ст. 34 ЗК РФ (в редакции от 28.12.2013) орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п.4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п.5)

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п.6).

Таким образом, обязанность заключить договор у ответчика возникла в 7-дневный срок со дня представления истцами кадастровых паспортов.

В ходе рассмотрения дела не оспаривалось его участниками и подтверждается письменными доказательствами, что кадастровые паспорта на спорные земельные участки были предоставлены истцами вместе с заявлениями от 30.11.2015.

Доводам жалобы ответчиков о том, что заявления от 30.11.2015 истцами лично не подписывались, были переданы в администрацию района третьим лицом ФИО3, без подтверждения полномочий последнего и, что такие заявления не являются законными, обоснованно отклонены судом, так как заявления истцов от 30.11.2015 были приняты администрацией района, переданы в работу Комитету по управлению имуществом, последним направлялся письменный мотивированный ответ от 23.12.2015 каждому заявителю. Указанные обстоятельства, как препятствующие подготовке проектов договоров купли-продажи земельных участков на момент обращения истцов 30.11.2015, в письменных ответах Комитета от 23.12.2015 не заявлялись.

Следует отметить, что юридически значимым обстоятельством, способствующим заключению договора купли-продажи, в порядке ст.34 ЗК РФ, с учетом вынесенных постановлений *** и *** от ДД.ММ.ГГ, является не только представление кадастровых паспортов на спорные земельные участки ДД.ММ.ГГ, но и обязанность администрации заключить договор в установленный законом срок, который предусмотрен Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п.4).

Доводам жалобы о необходимости представления заявителем копии документа, удостоверяющего его личность, со ссылкой на п.5 ст.36 ЗК РФ и приказ Минэкономразвития от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» судом дана надлежащая оценка, оснований для переоценки судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п.1 ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Из содержания данной нормы права следует, что стороны не вправе заключать договор на условиях, противоречащих закону.

Согласно положениям ст.ст. 422, 485 ГК РФ, выкупная цена земельного участка определяется на момент заключения договора купли-продажи.

Суд, сославшись на данные нормы права, указал, что определение выкупной цены не являлось предметом спора по данному делу и, исполняя обязанность заключить с 30.11.2015 и в течение установленного ст.34 ЗК РФ (в редакции от 28.12.2013) срока договоры купли-продажи земельных участков, ответчики (в части их полномочий) при определении выкупной цены земельных участков должны руководствоваться, в том числе, постановлением администрации Алтайского края от 22.09.2015 № 371 «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Алтайского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов», постановлением администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края».

В соответствии с абзацем 3 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о нарушении прав ответчиков и неправильном применении судом норм материального права не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Остальные доводы апелляционной жалобы ответчика правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, которые являлись предметом разбирательства в суде первой инстанции и обоснованно отклонены судом как не основанные на законе и не подтвержденные доказательствами.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу ответчика администрации Рубцовского района Алтайского края на решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 12 января 2017 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: