Дело №33-3161 Судья Токарева Л.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 сентября 2016 года г.Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.
судей Полосухиной Н.А., Чернецовой Н.А.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частной жалобе министерства труда и социальной защиты Тульской области на определение Новомосковского городского суда Тульской области от 25.07.2016 года об отказе министерству труда и социальной защиты Тульской области в восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 11.04.2016 года по гражданскому делу по иску Грачевой Е.В. к администрации муниципального образования город Новомосковск о восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Бобковой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
решением Новомосковского городского суда Тульской области от 11.04.2016г. на администрацию МО г.Новомосковск возложена обязанность восстановить Грачеву Е.В. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда вступило в законную силу 17.05.2016г.
12.07.2016г. в Новомосковский городской суд Тульской области поступили апелляционная жалоба министерства труда и социальной защиты Тульской области и ходатайство о восстановлении пропущенного срока на ее подачу. В обоснование своих доводов заявитель указал, что принятое судом решение от 11.04.2016г. затрагивает права и обязанности министерства труда и социальной защиты Тульской области, постановлено в нарушение норм материального права. Однако, министерство труда и социальной защиты Тульской области не было привлечено к участию в деле, о постановленном по делу решении узнало на стадии его исполнения, копия решения суда получена министерством 07.07.2016г.
В судебном заседании представитель министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности Шабанова М.В. поддержала заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы на решение суда от 11.04.2016г., пояснив также, что в настоящее время на основании указанного решения Грачева Е.В. предъявила иск к министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании предоставить ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение.
Истец Грачева (Кочетова) Е.В. возражала против восстановления министерству труда и социальной защиты Тульской области срока на подачу апелляционной жалобы на решение суда от 11.04.2016г. по тем основаниям, что указанным судебным решением восстановлено ее право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Данный вопрос (учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях) относится к компетенции органов местного самоуправления.
Представитель ответчика администрации МО г.Новомосковск в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Определением Новомосковского городского суда Тульской области от 25.07.2016г. министерству труда и социальной защиты Тульской области в восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 11.04.2016г. отказано.
В частной жалобе министерство труда и социальной защиты Тульской области просит определение от 25.07.2016г. отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав возражения Грачевой Е.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Грачева (Кочетова) Е.В. обратилась в суд с иском к администрации МО г.Новомосковск о восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, указав на то, что с ДД.ММ.ГГГГ. она состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что постановлением главы МО г.Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ. она была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, предусмотренных ст.29 ЖК РСФСР. Полагая решение органа местного самоуправления о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным и необоснованным, просила обязать администрацию МО г.Новомосковск восстановить ее (Грачеву Е.В.) на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 11.04.2016г. исковые требования удовлетворены, суд обязал администрацию МО г.Новомосковск восстановить Грачеву Е.В. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч.ч.2,3 ст.320 ГПК РФ право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, не привлеченное к участию в настоящем гражданском деле, обратилось с апелляционной жалобой на решение суда от 11.04.2016г., указав, что данным решением судом разрешен вопрос о правах и об обязанностях министерства труда и социальной защиты Тульской области, а также на то, что судом при разрешении спора неправильно применен материальный закон.
Отказывая в удовлетворении ходатайства министерства труда и социальной защиты Тульской области о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы на решение суда от 11.04.2016г., суд первой инстанции исходил из того, что вопрос о праве Грачевой Е.В. на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Тульской области в рамках данного дела не разрешался, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу ч.3 ст.52 ЖК РФ относится к компетенции органа местного самоуправления – в данном случае администрации МО г.Новомосковск, в связи с чем права и обязанности министерства труда и социальной защиты Тульской области постановленным по делу решением не затронуты.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как указано в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012г. №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в силу ч.4 ст.13 и ч.3 ст.320 ГПК РФ лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, т.е. они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности. При этом такие лица не обязательно должны быть указаны в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного постановления.
Правом апелляционного обжалования обладают также не вступившие в процесс при рассмотрении дела в суде первой инстанции правопреемники лиц, участвующих в деле.
Согласно ч.2 ст.321 ГПК РФ апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
В силу ч.1 ст.112 ГПК РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Как разъяснено в п.п.7,8,11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012г. №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», лицо, пропустившее срок апелляционного обжалования, вправе обратиться в суд, постановивший решение, с заявлением (ходатайством) о восстановлении пропущенного процессуального срока. В заявлении (ходатайстве) должны быть указаны причины пропуска срока на подачу апелляционных жалобы, представления.
Одновременно с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд первой инстанции в соответствии с требованиями ч.3 ст.112 ГПК РФ должны быть поданы апелляционные жалоба, представление, отвечающие требованиям ст.322 ГПК РФ.
Суд первой инстанции на основании ст.112 ГПК РФ восстанавливает срок на подачу апелляционных жалобы, представления, если признает причины его пропуска уважительными.
При решении вопроса о восстановлении срока апелляционного обжалования лицам, не привлеченным к участию в деле, о правах и обязанностях которых судом принято решение, судам первой инстанции следует учитывать своевременность обращения таких лиц с заявлением (ходатайством) о восстановлении указанного срока, которая определяется исходя из сроков, установленных ст.ст.321, 332 ГПК РФ и исчисляемых с момента, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав и (или) возложении на них обязанностей обжалуемым судебным постановлением.
По смыслу ч.3 ст.320, пунктов 2, 4 ч.1 ст.322 ГПК РФ, апелляционная жалоба, поданная лицом, не привлеченным к участию в деле, должна содержать обоснование нарушения его прав и (или) возложения на него обязанностей обжалуемым решением суда. В связи с этим судам первой инстанции надлежит проверять, содержится ли такое обоснование в апелляционной жалобе, поданной лицом, не привлеченным к участию в деле.
В обоснование доводов апелляционной жалобы и ходатайства о восстановлении срока на ее подачу министерство труда и социальной защиты Тульской области указало на то, что, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ. министерство ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а также предоставляет жилые помещения специализированного жилищного фонда Тульской области указанным категориям граждан, то администрацией МО г.Новомосковск министерству переданы документы о восстановлении Грачевой Е.В. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, для исполнения. Кроме того, на основании указанного судебного решения от 11.04.2016г. Грачева Е.В. обратилась в суд с иском к министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании предоставить жилое помещение.
Однако, данные доводы министерства труда и социальной защиты Тульской области были безосновательно отвергнуты судом первой инстанции.Как следует из решения суда от 11.04.2016г., суд обязал администрацию МО г.Новомосковск восстановить Грачеву Е.В. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты Грачева Е.В. состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст.ст.3,4 Закона Тульской области от 12.11.2007г. №902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области» (в редакции до 01.01.2013г.) к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т.ч. в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Граждане, отнесенные к указанной категории лиц, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.п.1-3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, имели право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма.
Полномочия по постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма, относились к компетенции органа местного самоуправления.
С ДД.ММ.ГГГГ. вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст.ст.1,8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012г. №15-ФЗ) к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся, в частности, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями…
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч.2 ст.4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.02.2012г. №15-ФЗ действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2013г., в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ, т.е. до 01.01.2013г.
В силу 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение норм федерального законодательства принят Закон Тульской области от 13.12.2012г. №1868-ЗТО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тульской области», в соответствии с которым в Тульской области с 01.01.2013г. детям-сиротам, нуждающимся в обеспечении жилым помещением, министерством труда и социальной защиты Тульской области однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тульской области на территории Тульской области по месту жительства в соответствующем населенном пункте либо по их выбору в границах другого населенного пункта.
Закон Тульской области от 18.12.2008г. №1185-ЗТО «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Тульской области» (в ред., действующей с 01.01.2013г.) предусматривает, что к полномочиям органа опеки и попечительства относятся: формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Тульской области по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством РФ и законодательством Тульской области.
В соответствии с Положением о министерстве труда и социальной защиты Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 25.09.2012г. №527, министерство обладает статусом органа опеки и попечительства Тульской области и с 01.01.2013г. ведет учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Тульской области; предоставляет жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Тульской области (п\п.98,99 п.4 Положения).
Как усматривается из материалов гражданского дела №. Новомосковского городского суда Тульской области, ДД.ММ.ГГГГ. Грачева Е.В. обратилась в суд с иском к министерству труда и социальной защиты Тульской области о предоставлении жилого помещения, сославшись на то, что с ДД.ММ.ГГГГ. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. К иску приложено вступившее в законную силу 17.05.2016г. решение Новомосковского городского суда Тульской области от 11.04.2016г. Как следует из материалов дела, 24.06.2016г. заместитель главы администрации МО г.Новомосковск направил в адрес Территориального отдела по г.Новомосковску министерства труда и социальной защиты Тульской области копию решения Новомосковского городского суда Тульской области от 11.04.2016г. и документы о восстановлении Грачевой Е.В. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, - для включения Грачевой Е.В. в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 06.07.2016г. на министерство труда и социальной защиты Тульской области возложена обязанность предоставить Грачевой (Кочетовой) Е.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Тульской области по договору найма специализированного жилого помещения. Решение основано, в частности, на вступившем в законную силу решении Новомосковского городского суда Тульской области от 11.04.2016г.
Решение суда от 06.07.2016г. обжалуется министерством труда и социальной защиты Тульской области в апелляционном порядке.
Указанные обстоятельства объективно свидетельствуют о том, что, поскольку решением Новомосковского городского суда Тульской области от 11.04.2016г. затронуты права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле, - министерства труда и социальной защиты Тульской области, к компетенции которого, в силу вышеприведенных нормативных актов, относится исполнение указанного судебного решения, министерство труда и социальной защиты Тульской области вправе обжаловать решение суда от 11.04.2016г. в установленном законом порядке.
Копия решения суда от 11.04.2016г. в адрес министерства труда и социальной защиты Тульской области судом не направлялась, поступила в министерство в процессе исполнения данного решения 07.07.2016г. (л.д.44), 12.07.2016г., т.е. в месячный срок со дня получения копии решения, в Новомосковский городской суд Тульской области поступили апелляционная жалоба министерства труда и социальной защиты Тульской области и ходатайство о восстановлении пропущенного срока на ее подачу (л.д.42).
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о наличии уважительных причин пропуска министерством труда и социальной защиты Тульской области процессуального срока на подачу апелляционной жалобы на решение суда от 11.04.2016г., в связи с чем в соответствии со ст.112 ГПК РФ данный срок подлежит восстановлению.
На основании изложенного, определение суда от 25.07.2016г. нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, с вынесением нового определения о восстановлении министерству труда и социальной защиты Тульской области пропущенного им по уважительным причинам срока на подачу апелляционной жалобы на решение суда от 11.04.2016г.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
определение Новомосковского городского суда Тульской области от 25.07.2016 года - отменить.
Постановить по делу новое определение, которым восстановить министерству труда и социальной защиты Тульской области пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 11.04.2016 года.
Председательствующий: