ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3161/18 от 19.06.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июня 2018г. по делу № 33-3161/2018

Судья Джалалов ДА.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Устаевой Н.Х.,

судей Магадовой А.В., Багаутдиновой Ш.М.,

при секретаре Пирмагомедовой Ш.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности ФИО1 и апелляционной жалобы представителя ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД ФИО2 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 26 марта 2018 года, которым

постановлено:

«Иск ФИО3 о взыскании с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД в пользу ФИО4<.> субсидию в размере 61717 (шестьдесят одна тысяча семьсот семнадцать) рублей.

В остальной части в иске ФИО3 отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Магадовой А.В., объяснения представителя истца ФИО1 просившего решение суда

изменить, судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее также Министерство) о взыскании суммы субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам.

Свои требования мотивировал тем, что 23.06.2011 года между истцом и ОАО "Дагестанское агентство по ипотечному кредитованию" (заимодавец) был заключен договор займа №71 (заем на приобретение квартиры, ипотека в силу закона) на предоставление займа на сумму 1 538 000 рублей, под ставку -12,00% годовых, сроком на 156 календарных месяцев, для приобретения в собственность квартиры, находящейся по адресу: <...> д»м.51,

корпус 2, кв.5.

За период пользования ипотечным кредитом истцом было уплачено в качестве процентов за пользование кредитом 307 121,09 рублей, в счет погашения обязательств по ипотечному кредиту за 2013-2014 годы.

Правительством Республики Дагестан 9 августа 2011 года принято постановление № 270 о республиканской целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Дагестан на 2011 -2015 годы".

22 октября 2013 года истец с приложением всех необходимых документов обратился в Министерство с заявлением о предоставлении ему бюджетной

1


субсидии для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту (займу) на приобретение (строительство) жилья в Республике Дагестан, в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам в рамках реализации республиканской целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Дагестан на 2011-2015 годы».

Ответчиком его заявление было принято, и он был включен в реестр получателей субсидий, которые должны были получить бюджетную субсидию для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту (займу) на приобретение (строительство) жилья в Республике Дагестан.

05 июня 2017 года истец повторно обратился с заявлением в Министерство для перечисления до 05.07.2017 года причитающейся по закону бюджетной субсидии для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту (займу), на его банковский счет.

Министерством 14 июня 2017 года дан ответ, что предоставление бюджетных субсидий будет производится по мере поступления денежных средств.

Представитель истца по основаниям изложенным в иске и уточнив исковые требования, просил суд взыскать с ответчика 409 494 рублей субсидий, 50 586 рублей проценты за пользование денежными средствами.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 просит отменить решение суда в части отказа во взыскании 347 777 рублей субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам за период с 22.10.2013г. по 22.01.2018г., а также 50 586 рублей - процентов за пользование денежными средствами в силу статьи 395 ГК РФ отменить и в указанной части принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить полностью и взыскать с Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Республики Дагестан в пользу - ФИО3 347 777 рублей субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам за период с 22.10.2013г. по 22.01.2018г., а также 50 586 рублей - процентов за пользование денежными средствами в силу статьи 395 ГК РФ. В остальной части решение оставить без изменения.

В обоснование жалобы указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что истцом погашено процентов по кредиту в размере 164 021,69 рублей начиная с даты подачи заявления 22.10.2013г. является необоснованным и опровергается представленными истцом доказательствами. Суд согласился с доводами и расчетами ответчика о том, что поскольку истец досрочно погасил ипотечный кредит в 2^14 году, то при исчислении субсидии в силу пункта 16 Положения следует учитывать срок с момента подачи заявления до момента погашения кредита в 2014 году, в связи с чем и полагается взыскать сумма в размере 61 717 рублей. Вместе с тем не учтено судом что в силу пункта 16 данного Положения Бюджетная субсидия предоставляется гражданину ежеквартально в течение пяти лет пользования кредитом начиная с даты подачи заявления при условии осуществления заемщиком всех платежей по ипотечному жилищному кредиту в полном размере и в установленные договором сроки.

Согласно пункту 7 Положения «О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам»

2


расчет размера предоставляемой бюджетной субсидии производится по следующей формуле:

С = 3/4 х П х (Ср/Сб) х (М х Н/Ц)

где:

П - сумма уплаченных гражданином процентов по кредитному договору.

Системный анализ двух названных пунктов Положения позволяет сделать вывод о том, «то при исчислении субсидии учитывается вся сумма уплаченных процентов по кредиту (которая составила 307 121,09 рублей.).

Также необходимо учесть, что срок предоставления субсидии гражданину составляет 5 лет в силу прямого указания пункта 16 Положения и данный срок не может быть ни увеличен, ни уменьшен.

Довод о том, что ответчик был обязан выплачивать истцу субсидии именно на протяжении 5 лет, несмотря на то, что ФИО3 досрочно погасил кредит, подтверждается положением закона.

Приказом Министерства от 13 октября 2016 года N 300 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения.

В силу пункта 2.2. данного Регламента органом исполнительной власти Республики Дагестан, предоставляющим государственную услугу, является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.

В силу пункта 2.6 Регламента государственная услуга предоставляется в течение пяти лет со дня подачи заявления на получение субсидии. За период пользования ипотечным кредитом истцом было уплачено в качестве процентов за пользование кредитом 307 121,09 рублей. Поскольку указанная сумма процентов сложилась за два года, каждый из которых включает 4 квартала (следовательно в итоге 8 кварталов), то значение П (размер уплаченных процентов за квартал) в указанной формуле составит 38 390,13 рублей (307 121,09 : 8)

Таким образом, размер субсидии, подлежащей уплате истцу ежеквартально, составляет:

С = 3/4 х 38 390,13 рублей (сумма уплаченных процентов по кредиту за квартал) х (11,25 % / 12 %) х (54 х 25 450 / 1 538 000) = 28 792,59 х 0,94 х 0,89= 24 087,88 рубля.

Поскольку в силу пункта 16 Положения указанная субсидия подлежала уплате истцу на протяжении 5 лет, начиная с даты подачи заявления, то за период с 22.10.2013г. по <дата> с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма в размере 409 494 рубля (24 087,88 рублей х 17 кварталов за указанный период). *

Даже если не учитывать данную формулу, то как уже было сказано выше, списком граждан, имеющих право на получение бюджетной субсидии согласно постановлениям Правительства РД от <дата> и от <дата>, истцу предусматривалась выплата субсидии в размере 274 395, 28 рублей, причем указанная сумма была согласована самим ответчиком. Данный список, утвержденный в установленном порядке, является относимым и допустимым доказательством по делу, однако суд принимая его в качестве доказательства того, что истец имеет право на получение субсидии, не принял почему то его в качестве доказательства, подтверждающего размер субсидии. Вывод суда о недостаточном финансировании

3


субсидии со стороны Министерства финансов РД, в результате чего ответчик попросту не мог выплатить денежные средства, является необоснованным.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что Минфин РД довел до ответчика сумму в размере 253 437 500 рублей. Однако, несмотря на неоднократные ходатайства истца об истребовании от ответчика документов, подтверждающих расходы на уплату сумм субсидий гражданам, включенным в упомянутый список, суд не установил, вся ли указанная сумма была выплачена гражданам, включенным в списки. А без расходных документов ответчика невозможно установить факт того, действительно ли отсутствовала возможность выплаты истцом субсидии. Пунктом 3.6. постановления Правительства РД от 9 августа 2011 года № 270 предусмотрены Мероприятия по стимулированию спроса на первичном рынке жилищного строительства, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования, направленных на приобретение жилья экономического класса гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 сентября 2004 г. N 222 "О мерах по реализации Закона Республики Дагестан "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Республике Дагестан" гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Дагестан, субсидируется часть расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным с целью приобретения жилого помещения на территории Республики Дагестан за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. Всего за период действия данного постановления заявления на получение субсидии подали 479 граждан, из республиканского бюджета выделено 22 млн. рублей.

Объемы денежных средств на предоставление бюджетных субсидий предусмотрены следующие:

2011 год - 12,0 млн. рублей;

2012 год - 60,0 млн. рублей;

2013 год - 65,0 млн. рублей;

2014 год - 70,0 млн. рублей;

2015 год - 75,0 млн. рублей.

Для выполнения мероприятий Программы предусматривается увеличение уставного капитала Регионального оператора за счет средств республиканского бюджета в следующих объемах:

2012год - 550 млн. рублей;

2013 год - 550 млн. рублей;

2014год - 550 млн. рублей;

2015 год - 550 млн. рублей.

Общий объем финансирования мероприятий по стимулированию спроса на первичном рынке жилищного строительства, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования, направленных на приобретение жилья экономического класса гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий в 2011-2015 годах, составит 24606,0 млн. рублей, в том числе:

2011 год- 3671,07 млн. рублей;

2012 год - 8038,34 млн. рублей;

2013 год - 3896,33 млн. рублей;

4


2014год - 4187,57 млн. рублей; 2015 год - 4812,69 млн. рублей.

Из общего объема финансирования средства республиканского бюджета составят 2260 млн. рублей, в том числе:

2011 год -12,0 млн. рублей;

2012год - 610,0 млн. рублей; 2013год - 615,0 млн. рублей;

2014 год - 620,0 млн. рублей;
2015год - 625,0 млн. рублей.

Из общего объема финансирования средства АИЖК составят 5108,81 млн. рублей, в том числе:

2011 год - 948,74 млн. рублей;

2012 год - 4160,07 млн. рублей.

Средства частных инвесторов и кредиторов составят 17015,19 млн. рублей, в том числе:

2011 год- 2710,33 млн. рублей;

2012год - 3268,27 млн. рублей;

2013 год - 3281,33 млн. рублей; 2014год - 3567,57 млн. рублей;

2015 год - 4187,69 млн. рублей.

Из них сбережения населения, привлеченные в качестве первоначального взноса, при покупке жилья в ипотеку составят 5104,56 млн. рублей, в том числе:

2011 год - 813,10 млн. рублей;

2012год - 980,49 млн. рублей;

2013 год - 984,38 млн. рублей;

2014год - 1070,28 млн. рублей;

2015 год- 1256,31 млн. рублей.

В результате реализации мероприятий к 2015 году предполагается достичь следующих показателей:

количество предоставленных жителям республики ипотечных жилищных кредитов - 124,92 тыс. ед.; количество семей, получивших государственную поддержку в виде субсидий при обслуживании ипотечного кредита, -1,3 тыс. семей.

Приведенные выше положения Постановления Правительства РД однозначно свидетельствуют о наличии финансирования всех мероприятий, в том числе на погашение субсидий на расходы по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), а также о количестве семей, которые к 2015 году должны получить субсидию - 1 300 семей.

Именно ответчик в силу упомянутого Административного Регламента, а также постановления Правительства РД от 9 августа 2011 года № 270 является ответственным исполнителем по оказанию истцу услуги по выплате субсидии, а не Министерство финансов РД или другой республиканский орган.

В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД ФИО2 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что судом частично удовлетворив требования о взыскании с Минстроя РД в пользу ФИО3 субсидии в размере 6 717 рублей, не принято во внимание, что до ФИО3 стоят в очереди другие

5


заявители, тем самым ущемляя права других лиц, состоящих в списке получателе бюджетной субсидии и ни разу не получивших указанные выплаты.

Соответственно, данное обстоятельство ставит в зависимость права других граждан состоящих в списке получателей бюджетной субсидии и обратившихся с Заявлением предоставлении бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечных жилищным кредитам ранее ФИО3

В этой части соответствующая оценка доводам Минстроя РД судом не дана.

Между тем, в списке получателей бюджетной субсидии насчитывается более 1 800 человек. Вследствие недостаточного финансирования республиканского бюджета Республики Дагестан образовалась огромная задолженность, в связи, с чем сотням заявителям еще ни разу не предоставлялась указанная субсидия.

Учитывая задолженность прошлых лет, потребность в средствах на предоставление гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам составляет около 200,0 млн. руб. П

При формировании бюджета на 2017 год Минстроем РД на указанные цели было заявлено 177,0 млн. руб., однако законом о бюджете, с учетом внесенных изменений, утверждено лишь 20,0 млн. руб.

Кроме того, что средства на указанные цели на лицевом счете Минстроя РД на 2018 год отсутствуют, что подтверждается бухгалтерской справкой, представленной суду (Законом Республики Дагестан от 26.12.2017 № 100 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» средства на субсидирование части процентной ставки при оплате ипотечного кредита в 2018 году не предусмотрены.

Истец и представитель ответчика Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (Минстрой РД) в суд апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены, представитель Минстроя РД просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив и проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов жалоб, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 22.12.2014 года № 661 «Об утверждении государственной программы РД «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан» утверждена подпрограмма «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан», которая направлена на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

6


Мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения (далее - бюджетная субсидия) на территории республики реализуются Минстроем РД.

В соответствии с приложением №96 к республиканской целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Дагестан на 2011 -2015 годы" разработано Положение "О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам", согласно которому бюджетная субсидия предоставляется гражданам в случае получения ими ипотечного жилищного кредита для участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (уступки права требования от юридического лица) приобретения жилого помещения на первичном и вторичном рынках жилья; строительства индивидуального жилого дома и используется на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.

Бюджетная субсидия предоставляется гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, и используется только на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.

Согласно пункту 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного постановлением Правительства РД от 22.12.2014 г. № 661, бюджетная субсидия предоставляется гражданину в течение пяти лет пользования кредитом начиная с даты подачи заявления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом и ОАО "Дагестанское агентство по ипотечному кредитованию" (заимодавец) 23.06.2011 года был заключен договор займа №71 (заем на приобретение квартиры, ипотека в силу закона) на предоставление займа на сумму 1 538 000 рублей, под 12,00% годовых, сроком на 156 календарных месяцев, для приобретения в собственность квартиры, находящейся по адресу: <...> дом.51, корпус 2, кв.5.

Из материалов дела, исследованных судом первой инстанции, а именно из списков граждан, имеющих право на получение бюджетной субсидии согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 31.12.2013дода №724 и от 17.11.2009 года №415 видно, что ФИО3 значится в списках лиц, имеющих право на получение бюджетной субсидии. При этом, заявление ФИО3 подано в Минстрой РД 22 октября 2013 года.

Судом также установлено, что с момента подачи заявления от 22.10.2013 года на предоставление бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам ФИО3 погашено процентов по ипотечному жилищному кредиту в размере 164 021,69 руб. из которых в 2013 году - 28 070, 57 руб. и в 2014 году- 135 951,12 руб. Кроме того, установлено, что ипотечный кредит истцом погашен досрочно.

7


Согласно ответа Министерства финансов РД от 14.03.2018 года за №04-05-08\02-1072\18 на запрос суда следует, что на реализацию мероприятий государственной программы РД «Развитие жилищного строительства в РД» до Минстроя РД были доведены денежные средства с 2011 года по 2017 год в размере 253 437,5 рублей.

Представитель ответчика в суде первой инстанции пояснила, что в списке получателей бюджетной субсидии насчитывается более 1 800 человек и из-за недостаточного финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан образовалась огромная задолженность, все средства доведенные Министерством финансов РД по Минстроя РД были выплачены гражданам согласно очередности по списку, все средства были выплачены гражданам. В связи с недостаточностью предоставленных средств истцу не были выплачены субсидии.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал необходимым взыскать с ответчика в пользу истца субсидию на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам в размере 61717 рублей согласно расчета размер предоставляемой бюджетной субсидии, произведенный по формуле (3/4 х 164021,69 х (11,25/12) х (50,7 х 23200/2198000) = 61 717).

В удовлетворении требований ФИО3 о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами обоснованно отказано, так как со стороны ответчика не имело места неправомерное удержание денежных средств, ввиду недостаточного финансирования из республиканского бюджета РД.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 26 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Джафарова^К.Р. и апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД ФИО2 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи