ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3164-2013Г от 30.04.2013 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Махамбетова Н.Ж.

Докладчик Братчикова Л.Г. Дело № 33-3164-2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Галаевой Л.Н.

судей: Братчиковой Л.Г., Крейса В.Р.

при секретаре Краснобаевой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 30 апреля 2013 года дело

по апелляционной жалобе Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления

на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 5 февраля 2013 года,

которым исковое заявление КАА удовлетворено.

Признано за КАА право на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> для использования в счет погашения долга по кредитному договору № от 30 августа 2007 года.

На Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление Федеральной таможенной службы возложена обязанность, предоставить в орган Федерального казначейства необходимые документы для санкционирования операции по перечислению единовременной выплаты со счета № на счет банка для погашения долга по кредитному договору № от 30 августа 2007 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Братчиковой Л.Г., объяснения представителя Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя КАА – РМВ, КММ, судебная коллегия

установила:

КАА обратилась в суд с иском к Центральному экспертно - криминалистическому таможенному управлению (далее - ЦЭКТУ) о признании права на получение единовременной выплаты, возложении обязанности предоставления документов.

В обоснование заявленных требований указала, что с 01 сентября 2005 года проходила в таможенных органах государственную гражданскую службу на различных должностях. По состоянию на 13 января 2011г. ее общий стаж государственной гражданской службы составлял 5 лет 4 месяца 12 дней. На указанную дату она проходила службу в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела экспертизы товаров легкой промышленности в региональном филиале ЦЭКТУ.

В январе 2011 года она обратилась к руководителю ФТС с заявлением о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения для нее и членов ее семьи с приложением соответствующих документов. 05 апреля 2011 года в подкомиссию ЦЭКТУ ею были сданы документы. Подкомиссией принято решение, о постановке ее на учет для получения единовременной субсидии в соответствии с приказом № от 14 апреля 2011г. и протоколом № от 07 апреля 2011г. Приказами № - П от 21 ноября 2011г., № - П от 30 ноября 2011г. ей была предоставлена единовременная субсидия на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей. 10 января 2012г. она обратилась с заявлением об использовании предоставленной субсидии на приобретение жилого помещения в счет погашения долга по ипотечному кредиту, оформленного на мужа КММ 30 августа 2007 г.

17 января 2012 г. подкомиссией ЦЭКТУ было принято единогласное решение о соответствии документов правилам. Главному бухгалтеру филиала ЦЭКТУ в течение 5 дней с даты получения документов следовало представить документы в орган Федерального казначейства для санкционирования операции по перечислению единовременной выплаты со счета № на счет банка для погашения долга и уплату процентов по ипотечному кредиту.

13 марта 2012 года письмом № ей было сообщено, что правовых оснований для санкционирования операции по перечислению единовременной выплаты со счета № на цели, указанные в подпункте «г» пункта 29 Правил нет.

По мнению истца, фактически оспорено ее право на получение единовременной субсидии.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласно Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.

В апелляционной жалобе представитель просит решение суда отменить и принять новое, которым в удовлетворении требований истца отказать.

В обоснование доводов жалобы указал, что из документов, представленных государственной служащей КАА для оплаты ипотечного кредита следует, что обязательства по кредитному договору возникли не у гражданского служащего, как того требует подпункт «г» пункта 29 Правил, а у ее супруга КММ, не являющегося государственным гражданским служащим.

Учитывая положения главы 42 ГК РФ, единовременная субсидия на приобретение жилого помещения может быть использована в счет погашения долга и (или) уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение жилья федеральным государственным гражданским служащим – заемщиком по кредитному договору.

Кроме того, 13 марта 2012 года между КАА и ЦЭКТУ заключен договор о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральному государственному гражданскому служащему таможенного органа РФ. Согласно пункту 2 Договора субсидия предоставляется для приобретения жилого помещения и т.д., или для направления средств субсидии в счет погашения долга и уплату процентов по кредитам на приобретение жилья, обязательство по которым возникло у получателя (КАА) до возникновения права на получение субсидии.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статьи 53 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами РФ, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 (далее - Правил), единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами.

В соответствии с п. 29 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 63, единовременная выплата может быть использована в счет: а) оплаты приобретаемого на основании договора купли-продажи жилого помещения; б) оплаты паевого взноса, если гражданский служащий является членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива; в) оплаты работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства; г) погашения долга и (или) уплаты процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам), в том числе по кредитам или займам, обязательство по которым возникло у гражданского служащего до возникновения права на получение единовременной выплаты.

Судом установлено, что с сентября 2005 года КАА проходила государственную службу в таможенных органах. На основании приказа от 27 марта 2012 г. №-к служебный контракт с КАА был прекращен (л.д. 57).

18 января 2011 года КАА обратилась в Подкомиссию ЦЭКТУ с заявлением о постановке на учет и получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (л.д. 8-9). На основании приказа Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления № от 14 апреля 2011года КАА поставлена на учет для получения единовременной выплаты гражданских служащих (л.д. 10-16). С 14 апреля 2011года у КАА возникло право на получение единовременной выплаты.

21 ноября 2011года на основании приказа №-П Федеральной таможенной службы КАА предоставлена единовременная субсидия на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> (л.д. 17). Подкомиссией ЦЭКТУ был произведен перерасчет единовременной субсидии на приобретение жилого помещения КАА, истцу предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> (л.д. 18).

КАА 10 января 2012 года подано в Подкомиссию ЦЭКТУ заявление о рассмотрении возможности использования предоставленной единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в счет погашения долга по ипотечному кредиту, оформленному на имя ее супруга - КММ (л.д. 19). Подкомиссией ЦЭКТУ принято решение 18 января 2012 года о соответствии, представленных документов, Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года №63 (л.д. 21-23).

13 марта 2012 года между Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и КАА заключен договор, по условиям которого ЦЭКТУ обязуется на основании приказа ФТС России от 21 ноября 2011 года №-П предоставить истцу единовременную субсидию на приобретение жилого помещения, а КАА приняла на себя обязательство использовать субсидию по целевому назначению (л.д. 52-56). Платежным поручением № от 12 декабря 2011года денежные средства перечислены на счет № (л.д. 58).

На основании приказа Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления № от 30 декабря 2011 года КАА снята с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральных государственных гражданских служащих в связи с реализацией права на получение единовременной выплаты (л.д. 136-138).

Признавая за КАА право на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами закона и установленными в ходе судебного разбирательства обстоятельствами, пришел к выводам о том, что обязанность ответчика по санкционированию операции по перечислению единовременной выплаты со счета № возникла из решения от 18 января 2012 года Подкомиссии ЦЭКТУ о соответствии, представленных КАА документов, Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Данное решение до настоящего времени не отменено, КАА до настоящего времени не реализовала свое право на получение единовременной выплаты. Целевое назначение единовременной выплаты соответствует пункту 29 Правил, поскольку будет использована в счет погашения долга по кредитному договору, обязательство по которому возникло у КАА

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют закону.

Не согласившись с выводами суда первой инстанции, апеллянт в обоснование доводов жалобы ссылается на несоответствие целей, для которых субсидия предоставлена КАА целям выделения субсидии, закрепленным в подпункте «г» пункта 29 Правил, поскольку выделяться субсидия должна в том числе по кредитам и займам, обязательство по которым возникло у самого гражданского служащего, то есть КАА

Указанный довод апеллянта был подробно исследован судом первой инстанции, который дал ему надлежащую оценку.

Исходя из содержания и смысла приведенной выше нормы статьи 53 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» основной целью предоставления гражданскому служащему единовременной субсидии, выделяемой из бюджета, является оказание ему материальной помощи в приобретении жилого помещения и улучшении жилищных условий.

Условия и порядок реализации гражданским служащим права на получение единовременной субсидии, предоставляемой на основании указанной статьи, закреплены в Правилах предоставления федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года №.

В ходе судебного рассмотрения дела были исследованы документы, свидетельствующие о том, что КАА в связи с прохождением государственной гражданской службы в федеральном государственном органе получила возможность реализовать свое право на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Указанное обстоятельство не отрицал и представитель ответчика, что указано и в апелляционной жалобе.

Так же в ходе судебного рассмотрения дела судом были исследованы документы, подтверждающие, что КАА в целях реализации права на получение единовременной субсидии обратилась с соответствующим заявлением в уполномоченный орган и представила пакет документов, требуемый для подтверждения права на субсидию и принятия решения о предоставлении субсидии, соответствующий Правилам, и Подкомиссией 18 января 2012 года принято решение о соответствии документов требованиям Правил и предоставлении КАА субсидии и, именно, для использования в счет погашения долга по ипотечному кредиту, оформленному на имя ее супруга КММ Решение Подкомиссии ЦЭКТУ от 18 января 2013 года в установленном законодательством порядке не отменено и не оспорено.

Иных органов и должностных лиц, кроме Подкомиссии ЦЭКТУ, уполномоченных проверять соответствие документов предоставляемых гражданским служащим для получения субсидии, в структуре ЦЭКТУ не имеется, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Решение Подкомиссии ЦЭКТУ от 18 января 2012 года содержит прямое указание главному бухгалтеру ЭКС-филиал ЦЭКТУ г. Новосибирска о предоставлении документов в орган Федерального казначейства для санкционирования операции по перечислению единовременной выплаты на счет банка для погашения долга и (или) уплату процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному ипотечному кредиту).

Кроме того, согласно пункту 4 Правил к членам семьи гражданского служащего, учитываемым при расчете единовременной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Указанный пункт Правил свидетельствует о том, что при предоставлении субсидии КАА ее расчет производился с учетом членов семьи, в том числе КММ

Также истцом были представлены доказательства того, что она является участником кредитного обязательства, на погашению которого, она намерена использовать единовременную субсидию. Суд первой инстанции на основании статьи 34 СК РФ признал задолженность по кредитному договору совместным долгом супругов К, так как он приобретен по совместному усмотрению супругов, в интересах семьи.

Довод ответчика о том, что в ответе Новосибирской транспортной прокуратуры на обращение КАА не содержится фактов, указывающих на незаконность действий главного бухгалтера ЭКС-Филиала ЦЭКТУ г. Новосибирска, прямо противоречит содержанию ответа Новосибирской транспортной прокуратуры, где указано, что в ходе проверки установлено, что должностными лицами Экспертно-криминалистической службы регионального филиала ЦЭКТУ г. Новосибирска действенные меры по реализации решения подкомиссии ЦЭКТУ от 18 января 2012 года № по рассмотрению вопроса о предоставлении КАА единовременной субсидии на приобретение жилого помещения не принимаются, в связи с чем, в адрес начальника Экспертно-криминалистической службы регионального филиала ЦЭКТУ г. Новосибирска внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства».

Ссылка апеллянта на результаты и выводы служебной проверки, проводившейся в ЦЭКТУ, в обоснование доводов апелляционной жалобы так же является несостоятельной, поскольку сами по себе результаты служебной проверки являются не относимыми доказательствами, поскольку не устанавливают и не опровергают обстоятельств, имеющих значение для разрешения вопроса о наличии или отсутствии у КАА права на получение единовременной субсидии.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 5 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления – Н.Н.Жиленко - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: