ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3165/2015 от 11.03.2015 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

     Рег. № 33-3165/2015

  Судья: Чистякова Т.С.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Санкт-Петербург «11» марта 2015 года

 Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

     председательствующего

  Стаховой Т.М.

   судей

  ФИО1, ФИО2

   при секретаре

  ФИО3

 рассмотрела в судебном заседании гражданское дело № 2-3701/2015 по апелляционному представлению Природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2014 года, постановленное по заявлению Природоохранного прокурора г. Санкт-Петербург об обязании Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга внести в региональную информационную систему, содержащую сведения об объектах недвижимости и землеустройства «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» измененные сведения о характере водного объекта – «Пруд в районе дома 15, корпус 3 по улице Лени ФИО4 (участок 145; по проекту планировки территории участок №3, идентификатор №6659»).

 Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., природоохранного прокурора г. Санкт-Петербург – Алешина А.Н., представителей заинтересованных лиц: Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга – ФИО5 и ФИО6, администрации Кировского района Санкт-Петербурга – ФИО7, ООО «Воин-В» - ФИО8 и ФИО9, Судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Природоохранный прокурора г. Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением об обязании Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга внести в региональную информационную систему, содержащую сведения об объектах недвижимости и землеустройства «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» измененные сведения о площади водного объекта – «Пруд в районе дома 15, корпус 3 по улице Лени ФИО4 (участок 145; по проекту планировки территории участок №3, идентификатор №6659»), а именно внести сведения об увеличении площади зеркала водного объекта с площади 2 568 кв.м. до 2 918 кв.м.

 Свои требования прокурор мотивировал тем, что Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 12 марта 2014 года №24-р внесены изменения в ранее изданное Распоряжение Комитета от 15 апреля 2008 года №52-р, которым ранее указанная в распоряжении №52-р от 15 апреля 2008 года площадь зеркала пруда без названия (идентификатор №6659) 2 568 кв.м. увеличена до 2 918 кв.м. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга является оператором региональной информационной системы, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» (далее- Система РГИС). В связи с этим к полномочиям Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга относится обеспечение распространения и предоставление информации, содержащейся в Системе РГИС. Однако по настоящее время Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга не исполнил обязанность оператора и не внес в Систему РГИС сведения об изменении характеристики водного объекта в связи с увеличением зеркала пруда без названия (идентификационный номер 6659). Таким образом, сведения о характеристике водного объекта, содержащиеся в Системе РГИС противоречат Распоряжению Комитета от 15 апреля 2008 года №52-р в редакции Распоряжения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 12 марта 2014 года №24-р. Между тем, учитывая актуализацию протяженности и зеркала пруда, свидетельствующую об увеличении площади водного объекта, прокурор пришел к выводу о том, что земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, ул. Лени ФИО4, участок 145 (у дома 15, корпус 3) с видом разрешенного использования «Для размещения жилого дома (жилых домов)», находящийся с 3 мая 2012 года в собственности ООО «Воин-В», оказался частично расположенным в береговой полосе указанного водного объекта. Следовательно, развитие и застройка территории указанного земельного участка противоречит действующему законодательству в области охраны водных объектов и влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

 В качестве мер по восстановлению нарушенных прав прокурора просит суд возложить на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга обязанность в 20-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести в Систему РГИС сведения о характеристике водного объекта «Пруд в районе дома 15 корп. 3, по ул. Лени ФИО4 (участок 145; по проекту планировки территории участок № 3) (идентификатор №6659): - площадь водного объекта 2 918 кв.м., которые соответствуют содержанию вышеуказанного Распоряжения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.

 Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2014 года в удовлетворении заявления прокурора отказано.

 В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда как постановленное при несоответствии выводов суда изложенным в решении обстоятельствам дела.

 В суде апелляционной инстанции прокурор настаивал на удовлетворении апелляционного представления.

 Представители заинтересованных лиц - Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, администрации Кировского района Санкт-Петербурга, ООО «Воин-В», каждый в отдельности полагая решение суда законным и обоснованным, просили отказать в удовлетворении апелляционного представления.

 Представители заинтересованных лиц: Невское-Ладожское Бассейновое водное управление, Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, Комитета по строительству Санкт-Петербурга о времени судебного разбирательства извещены, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайства об отложении судебного разбирательства не представили.

 Руководствуясь ч.2 ст. 257, ч.1 ст. 327 ГПК РФ Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.

 Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав доказательства по делу, изучив и обсудив довода апелляционного представления, Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.

 Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.

 Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2009 года № 1387 и в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Законом Санкт-Петербурга от 1 июля 2009 года № 371-70 «О государственных информационных системах Санкт-Петербурга» и Законом Санкт-Петербурга от 30 апреля 2008 года № 278-47 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования земельных отношений на территории Санкт-Петербурга» создана региональная информационная система, содержащая сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» (Система РГИС).

 Пунктом 3.1. Положения о Системе РГИС, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2009 года № 1387, оператором системы РГИС определен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.

 В п.2 Положения о Системе РГИС определено, что Система представляет собой государственную информационную систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, картографическая, статистическая и иная информация, а также иные пространственные данные, представляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге и организациями.

 Согласно п. 8 Положения в Систему РГИС включаются сведения о зонах с особыми условиями использования, в том числе охранных зонах (водоохранных зонах водных объектов, охранных зонах инженерных коммуникаций, охранных зонах памятников природы и т.д.).

 Пунктом 9 Положения на оператора возложены обязанности, помимо прочего, обеспечивать распространение и представление информации, содержащейся в Системе.

 В целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий создается государственный водный реестр (ч.3 ст. 31 Водного кодекса РФ).

 Согласно ч.1 ст.31 Водного кодекса РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

 В соответствии с п.4 и п.8 ч.4 названной статьи Водного кодекса РФ, в государственный водный реестр включаются документированные сведения: о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях; о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования.

 Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.10 ст.31 Водного кодекса РФ).

 Согласно Положения о Невско-Ладожском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного Приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 года № 66 (ранее приказом Федерального агентства водных ресурсов от 2 сентября 2004 года №8), Невско-Ладожское Бассейновое водное управление является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, в пределах бассейнов водных объектов Балтийского и Белого морей и в пределах бассейнов рек, впадающих в Балтийское и Белое моря: Нева, Нарва, Западная Двина, Преголя, Неман и др., на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Калининградской, Новгородской и Псковской областей, Республики Карелия, а также бассейнов рек, впадающих в Балтийское море на территории Ленинградской и Новгородской областей.

 В соответствии с п. 4.5.1 Положения о Невско-Ладожском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, Управление в пределах предоставленных ему полномочиях осуществляет ведение государственного водного реестра.

 Законом Санкт-Петербурга от 15 февраля 2007 года № 60-13 установлено разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области водных отношений на территории Санкт-Петербурга.

 Так, п.п.8 и 11 ст.2 названного закона к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области водных отношений относятся:

 - осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной;

 - участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.В целях реализации указанного закона Санкт-Петербурга 15 мая 2007 года Правительством Санкт-Петербурга издано постановление № 495, которым установлено, что Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим полномочия в области водных отношений на территории Санкт-Петербурга (п.1.1.).

 Приказом Минприроды России от 21 августа 2007 года № 215 утвержден порядок представления и состав сведений, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для внесения в государственный водный реестр (приложение 2), в том числе возложена обязанность предоставления сведений о характеристиках водного объекта –нормативно подпорный уровень (далее-НПУ) для прудов, площадь зеркала водного объекта, полный объем водного объекта и прочие сведения.

 Как следует из объяснений участников судебного разбирательства, в 2007 году по результатам инвентаризации водных объектов на территории Санкт-Петербурга, выполненной Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, выявленный водный объект – «Пруд в районе дома 15 корп. 3, по ул. Лени ФИО4 (участок 145; по проекту планировки территории участок № 3) (идентификатор №6659) включен в перечень водоемов и водотоков Санкт-Петербурга. Материалы инвентаризации водного объекта Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности представлены в порядке взаимодействия для включения в государственный водный реестр.

 На основании указанных материалов сведения о границах водного объекта - «Пруд в районе дома 15 корп. 3, по ул. Лени ФИО4 (участок 145; по проекту планировки территории участок № 3) (идентификатор №6659) внесены в систему РГИС в качестве справочного материала для формирования картографической основы территории Санкт-Петербурга.

 Формирование земельного участка 145 по ул. Лени ФИО4 у дома 15, корпус 3 площадью 2 059 кв.м. и государственный кадастровый учет земельного участка выполнены 23 сентября 2011 году. На момент формирования земельного участка и осуществление его кадастрового учета береговая полоса вышеуказанного водного объекта в границах земельного участка отсутствовала (л.д.<...>).

 Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 22 июня 2011 года № 74-р утвержден административный регламент, определяющий последовательность действий (административных процедур) и сроки исполнения Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности государственной функции по утверждению Перечня объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Санкт-Петербурга.

 В соответствии с п.2.1.1. административного регламента конечным результатом исполнения государственной функции является издание нормативного правового акта Комитета об утверждении перечня объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Санкт-Петербурга.

 Правовой акт издается в форме распоряжения Комитета.

 В соответствии с разделами 2 и 3 названного административного регламента разработка Перечня объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Санкт-Петербурга осуществляется на основании сведений о водных объектах на территории Санкт-Петербурга, содержащиеся в государственной информационной системе в сфере охраны окружающей среды и природопользования «Экологический паспорт территории Санкт-Петербурга», в котором отсутствуют сведения о нормативно подпорном уровне воды, обязательном для прудов.

 В связи с этим, само по себе Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга № 52-р от 15 апреля 2008 года, являющееся Перечнем водотоков, расположенных на территории Санкт-Петербурга и подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, и содержащее сведения о площади зеркала водного объекта - «Пруд в районе дома 15 корп. 3, по ул. Лени ФИО4 (участок 145; по проекту планировки территории участок № 3) (идентификатор №6659), не является основанием для внесения в систему РГИС изменений характеристик названного водного объекта, в том числе об увеличении или уменьшении площади зеркала пруда.

 В п.4.6.7 Положения о Невско-Ладожском бассейновом водном управлении содержится указание на полномочия Невско-Ладожского бассейнового водного управления по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

 Таким образом, внесение изменений в пространственные границы водных объектов в систему РГИС возможно только на основании актуализированной топографической съемки, согласованной с уполномоченным органом - Невско-Ладожское бассейновое водное управление.

 Письмом Невско-Ладожского бассейнового водного управления от 10 февраля 2014 года №... (Л.д.<...>) Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности предоставлена актуализированная топографическая съемка части пруда без названия (идентификатор 6659), выполненная <ЮР.Л.1> в 2012 году и согласованная геолого-разведочной службой КГА и Невско-Ладожского бассейнового водного управления, с указанием о соответствии береговой линии пруда требованиям ст. 5 Водного кодекса РФ.

 На основании вышеуказанного документа Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга издано распоряжение от 12 марта 2014 года № 24-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета № 52-р от 15 апреля 2008 года», в котором откорректирована площадь пруда в сторону увеличения – указана площадь 2 918 кв.м. и внесены изменения в государственную информационную систему в сфере охраны окружающей среды и природопользования «Экологический паспорт территории Санкт-Петербурга».

 По заказу ООО «Воин-В» <ЮР.Л.2> в апреле 2014 года составило заключение по результатам инженерно-гидрометеорологических изысканий, из которого следует, что на «…момент первого обследования 9 апреля 2014 года водопропускное сооружение перекрыто жителями микрорайона…оголовок трубу закрыт фанерной доской, укрепленной снизу и по бокам донным грунтом. Отток воды в северный плес полностью заблокирован. Местные жители в целях недопущения строительства жилого дома на участке 145 самовольно перекрыли водопропускное сооружение, обеспечивающее переток излишков воды из южного плеса пруда в его северный плес. Водоем переполнился талыми водами, уровень повысился до отметки 5,96 м БС. Ров затоплен на всем его протяжении, включая южную оконечность, огибающую дом 220, корпус 3».

 Таким образом, топографическая съемка части пруда без названия, выполненная <ЮР.Л.1> и принятая за основу при внесении изменений в вышеуказанное Распоряжение № 52-р от 15 апреля 2008 года отражает недостоверные сведения о характеристиках водного объекта.

 По результатам исследовательских работ, выполненных <ЮР.Л.2> и <ЮР.Л.3> границы пруда без названия (береговая линия) значительно отличалась в сторону уменьшения от границ, указанных в топографической съемке 2012 года. На основании отчета <ЮР.Л.2> и <ЮР.Л.3> Невско-Ладожское бассейновое водное управление письмом от 27 марта 2014 года №... сообщило в Комитет по градостроительству и архитектуре, что указанный земельный участок расположен за пределами береговой линии пруда.

 30 июня 2014 года Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в систему РГИС внесены изменения в отношении пространственных характеристик вышеуказанного водного объекта - пруда без названия (идентификатор 6659). Изменения внесены на основании поступивших в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга заключения по результатам инженерно-гидрометеорологических изысканий на водном объекте «Пруд в районе дома 15, корп. 3, по ул. Лени ФИО4 (участок 145; по проекту планировки территории участок № 3», выполненной <ЮР.Л.2> в 2014 году по заказу ООО «Воин-В» и копии топографической съемки, выполненной <ЮР.Л.2>, согласованной Невско-Ладожским бассейновым водным управлением и копии заключения Невско-Ладожского бассейнового водного управления от 27 мая 2014 года №....

 18 августа 2014 года в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга поступило письмо Невско-Ладожкого Бассейнового водного управления от 7 августа 2014 года за номером №... (л.д. <...>) в котором управление признало свои письма за №... от 27 марта 2014 года (л.д. <...>) и от 27 мая 2014 года №... (л.д. <...>) о согласовании отчетов <ЮР.Л.2> и <ЮР.Л.3> недействительными, поскольку оба отчета выполнены со значительными ошибками, выразившимися в обследовании лишь части водного объекта, что не позволяет сделать объективные выводы о характеристике пруда.

 В связи с этим Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга 21 августа 2014 года в систему РГИС внесены изменения характеристики водного объекта – пруд без названия (идентификатор 6659), а именно указаны пространственные характеристики водного объекта по состоянию, существовавшему до 30 июня 2014 года, т.е. площадь зеркала пруда указана 2 568 кв.м..

 Совокупность изложенных обстоятельств, а также приведенные нормы права свидетельствуют о правильном выводе суда первой инстанции о том, что поскольку изменение сведений в системе РГИС о водном объекте вносились Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на основании актуализированной топографической съемки, согласованной с уполномоченным органом - Невско-Ладожским бассейновым водным управлением, то оснований для признания незаконными действия Комитета не имеется, как не имеется оснований для понуждение Комитет внести изменения в систему РГИС на основании распоряжения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 12 марта 2014 года №24-р о внесены изменений в ранее изданное Распоряжение Комитета от 15 апреля 2008 года №52-р.

 Довод апелляционного представления о том, что письмом Невско-Ладожкого Бассейнового водного управления от 7 августа 2014 года за номером №... не признанна не корректной и необоснованной топографическая съемка пруда № 442 (идентификатор 6659), выполненная <ЮР.Л.1> в 2012 году, следовательно, именно эти сведения о характеристике объекта надлежит внести в систему РГИС, противоречит доказательствам, исследованным судом, а потому не влечет отмену судебного акта.

 Так, в своих письмах от 7 августа 2014 года №..., адресованном в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и от 3 июля 2014 года №... (л.д. <...>), адресованном в Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, Невско-Ладожкое Бассейновое водное управление прямо указывает на недействительность письма от 10 февраля 2014 года №... (Л.д.<...>), которым согласована топографическая съемка квартала 2А и 2Г района Ульянки у парка «Александрино», выполненная <ЮР.Л.1> по заказу Л. в отношении части пруда № 442 без названия (идентификатор 6659).

 Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

 Руководствуясь п.1 ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: