ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Мотошкина О.В.
дело №33-3168/2019 поступило <...> года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2019 года город Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Васильевой С.Д., Чупошева Е.Н., при секретаре Ефремовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах ФИО1 С-о. к ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Филиппова В.Р.», Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации об обязании произвести финансирование расходов и обязании выплатить компенсацию, по апелляционным жалобам представителя ответчика ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова» ФИО2, представителя ответчика Министерства сельского хозяйства РФ ФИО3 на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 20 мая 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах ФИО1 С-о к ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Филиппова В.Р.», Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации об обязании произвести финансирование расходов и обязании выплатить компенсацию удовлетворить частично.
Обязать ФГБОУ ВО «БГСХА им. Филиппова В.Р.» выплатить ФИО1 С-о. задолженность по социальным выплатам за <...> г.: на компенсацию питания – 22351,79 руб., одежду – 8732,33 руб., канцелярские товары – 2993,54 руб., за 2017г.: на компенсацию питания – 47335,62 руб., одежду – 35 230,97 руб., за <...>.: на компенсацию питания – 7060,13 руб., одежду – 27025,66 руб., <...> г. компенсация на одежду – 6323,73 руб., <...>. компенсация на одежду – 6338,10 руб.
Обязать Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обеспечить финансирование указанных расходов ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова» по оплате ФИО1 С-о задолженности по социальным выплатам за <...> г.: на компенсацию питания – 22351,79 руб., одежду – 8732,33 руб., канцелярские товары – 2993,54 руб., за <...>.: на компенсацию питания – 47335,62 руб., одежду – 35 230,97 руб., за <...>.: на компенсацию питания – 7060,13 руб., одежду – 27025,66 руб., <...> г. компенсация на одежду – 6323,73 руб., за <...>. компенсация на одежду – 6338,10 руб.
Взыскать с ФГБОУ ВО «БГСХА им. Филиппова В.Р.» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «городской округ – г. Улан-Удэ» в сумме 4467,84 руб.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., прокурора Болдоеву Э.В., представителя ответчика Министерства финансов РФ по доверенности ФИО4, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, возражений на них, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском в интересах ФИО1 С-о., прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ просил обязать ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова» выплатить студентке ФИО1 С-о. задолженность по социальным выплатам за <...> г.: компенсацию на питание – 22 351,79 руб., одежду – 8 732,33 руб., канцелярские товары – 2 993,54 руб., за <...> г.: компенсацию на питание – 47 335,62 руб., одежду – 35 230,97 руб., за <...>.: компенсацию на питание – 7 060,13 руб., одежду – 27 025,66 руб.,
<...> г.: компенсацию на одежду – 6 323,73 руб., за <...> г.:
компенсацию на одежду – 6 338,10 руб. в течение трех месяцев с момента
вступления решения суда в законную силу. Министерству сельского
хозяйства РФ обеспечить финансирование указанных расходов ФГБОУ
ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им.
В.Р.Филиппова» по оплате студентке ФИО1 С-о. задолженности по
социальным выплатам за <...> г.: на компенсацию питания – 22 351,79 руб.,
одежду – 8 732,33 руб., канцелярские товары – 2 993,54 руб., за 2017 г.: на
компенсацию питания – 47 335,62 руб.., одежду – 35 230,97 руб., за <...> г.:
на компенсацию питания – 7 060,13 руб., одежду – 27 025,66 руб., <...> г.: компенсация на одежду – 6 323,73 руб., за <...> г.:
компенсация на одежду – 6 338,10 руб.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 С-о., являющаяся лицом, оставшимся без попечения родителей, <...>. зачислена на обучение в ФГБОУ ВО «Бурятская сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова» на полное государственное обеспечение с выплатами социальной стипендии, компенсацией за питание, проезд, приобретение канцелярских товаров, одежды, обуви и мягкого инвентаря. По состоянию на <...> г. Академия имеет задолженность перед ФИО1 С-о. по социальным выплатам за <...> г.: на компенсацию питания – 22 351,79 руб., одежду – 8 732,33 руб., канцелярские товары – 2 993,54 руб., за <...> г.: на
компенсацию питания – 47 335,62 руб.., одежду – 35 230,97 руб., за 2018 г.:
на компенсацию питания – 7 060,13 руб., одежду – 27 025,66 руб., <...>.: компенсация на одежду – 6 323,73 руб., за <...> г.:
компенсация на одежду – 6 338,10 руб. Данная задолженность образовалась вследствие недостатка финансирования Министерством сельского хозяйства РФ, в ведении которого находится ФГБОУ ВО «БГСХА им. Филиппова В.Р.».
Определением суда от 19 апреля 2019 г. к рассмотрению дела в качестве соответчиков привлечены Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство финансов РФ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Бородина А.С. и истец ФИО1 С-о. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им. Филиппова В.Р.» по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что выплаты в полном объеме не производятся в связи с отсутствием финансирования.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ по доверенности ФИО3, исковые требования не признала, указав, что Минсельхоз России является ненадлежащим ответчиком, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, выделяемые бюджетные ассигнования в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан» ниже потребности подведомственных учебных заведений.
Ответчики Министерство финансов РФ, Министерство труда РФ о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, в судебное заседание своих представителей не направили.
В возражениях на исковое заявление представитель Министерство труда РФ по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, указав, что Министерство труда РФ является ненадлежащим ответчиком по делу. Министерство сельского хозяйства РФ как главный распорядитель бюджетных средств может перераспределять в установленном порядке объемы бюджетных ассигнований или обратиться в Министерство финансов России о выделении дополнительных средств в установленном порядке.
Районным судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились представитель ответчика ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова» ФИО2 и представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ ФИО3
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова» ФИО2 просит решение суда отменить, принять новое – об отказе в иске. Указывает, что Академия не имеет возможности исполнить решение суда, так как производит предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ выплаты в пределах выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований. Обращает внимание, что Академией неоднократно направлялись письма в Минсельхоз России о возникшей задолженности по социальным выплатам. Отмечает, что судом не дана оценка позиций Минтруда России и Минфина России по поводу ограничения объемов финансирования Программы на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не исследованы и оставлены без внимания доводы Минсельхоза России о неоднократном направлении в адрес Минфина России писем о недостаточном финансировании Программы на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ ФИО3 ставит вопрос об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учебных заведениях, выделяются федеральным органом исполнительной власти в рамках реализации Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 296), которая включает ряд подпрограмм, в частности, Подпрограмму № 3 «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей», целями которой является, в том числе повышение уровня жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответственным исполнителем Подпрограммы № 3 является Министерство труда и социальной защиты РФ, ресурсное обеспечение реализации указанной программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, при этом бюджетные ассигнования ограничены объемом. Минсельхоз РФ ежегодно на запросы Минтруда РФ направляет информацию о потребности подведомственных Министерству образовательных учреждений в полном объеме. Кроме того, Министерство неоднократно направляло обращения в различные органы власти, в том числе в Министерство финансов РФ, Министерство труда РФ, Министерство образования и науки РФ, Правительство РФ с просьбой о дополнительном выделении бюджетных ассигнований федерального бюджета для обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, обучающихся по очной форме обучения в учебных заведениях, подведомственных Министерству. Однако Минсельхозу России выделяются бюджетные ассигнования в недостаточном объеме. Таким образом, Министерство в полном объеме исполняет свои обязательства по доведению выделенных средств федерального бюджета для обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до подведомственных образовательных учреждений, в том числе до ФГБОУ ВО «БГСХА им В.Р. Филиппова», также принимает все зависящие меры с целью обеспечения устранения дефицита бюджетных средств на указанные цели, что подтверждается материалами дела. Однако судом при принятии решения данные обстоятельства не исследованы, им не дана соответствующая оценка. Обращает внимание, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций, исключительно в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Законодательно не установлена возможность осуществления возложенных на Минсельхоз России функций сверх утвержденных лимитов. Исполнение обязательств Минсельхоза России напрямую зависит от объема бюджетных средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о бюджете РФ на соответствующий год и плановый период, выделенных Министерству для направления в подведомственные образовательные учреждения. Ежегодно Минсельхоз России направлял в Минфин России, Минтруд России свои предложения о выделении средств федерального бюджета на обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в высших учебных заведениях, подведомственных Минсельхозу России. Кроме этого, Минсельхоз России не может влиять на утверждение лимитов бюджетных обязательств на обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, возложенная судом обязанность является вмешательством в бюджетный процесс и противоречит критерию исполнимости судебного акта, так как исполнение указанной обязанности не зависит исключительно от действий и воли Минсельхоза России, выходит за пределы компетенции.
В возражениях на апелляционные жалобы старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Бородина А.С. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии прокурор Болдоева Э.В. против доводов апелляционных жалоб возражала, считая решение суда законным и обоснованным.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации по доверенности ФИО4 полагал, что Министерства финансов Российской Федерации – ненадлежащий ответчик по делу.
Истец ФИО1 С-о., представители ответчиков ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Филиппова В.Р.», Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
На основании ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно нее.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, проверив решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренные законом социальные выплаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в учебном заведении, подлежат взысканию с ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА» им. В.Р.Филиппова», а ответчик Министерство сельского хозяйства РФ как главный распорядитель бюджетных средств обязан обеспечить финансирование указанных расходов. При этом суд указал, что отсутствие надлежащего финансирования не является обстоятельством, освобождающим ответчиков от надлежащего исполнения предусмотренных законом гарантий для категории лиц, к числу которых относится ФИО1 С-о.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда по следующим основаниям.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, определены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу п. 3 ст. 6 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Согласно статье 1 указанного Закона под полным государственным обеспечением и дополнительными гарантиями по социальной поддержке при получении профессионального образования понимается предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
В настоящее время Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" утратил силу, действует Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», в котором положения Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в части полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сохранены.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 С-о., <...> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом №<...> от <...> года ФИО1 С-о. была зачислена в число студентов <...>го курса <...> факультета ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» очной формы обучения.
Согласно Положению о социальной защите студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», утвержденному 14.01.2013 г., лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в Академии в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания обучения на очном отделении Академии, в том числе, предоставление бесплатного питания (размер устанавливается в соответствии с нормами с увеличением на 10% в выходные и праздничные дни), комплекта одежды и обуви (по прейскуранту розничной торговли), общежития, медицинского обслуживания. При невозможности предоставить бесплатное питание, комплект одежды и обуви, общежитие и медицинское обслуживание производится возмещение их полной стоимости.
Однако, как установлено судом, ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» в полном объеме причитающиеся выплаты в отношении ФИО1 С-о. не производит. Так, по состоянию на <...> г. задолженность по социальным выплатам перед ФИО1 С-о. составляет за <...> г.: на компенсацию питания – 22 351,79 руб., одежду – 8 732,33 руб., канцелярские товары – 2 993,54 руб., за <...>.: на компенсацию питания – 47 335,62 руб., одежду – 35 230,97 руб., за 2018г.: на компенсацию питания – 7 060,13 руб., одежду – 27 025,66 руб., <...>.: компенсация на одежду – 6 323,73 руб., за <...>.: компенсация на одежду – 6 338,10 руб.
Как видно из материалов дела, ответчики не оспаривают наличие задолженности по социальным выплатам перед ФИО1 С-о. в указанном размере, ссылаясь лишь на отсутствие надлежащего финансирования. Однако данный факт не является обстоятельством, освобождающим ответчиков от надлежащего исполнения предусмотренных законом гарантий для категории лиц, к числу которых относится ФИО1 С-о.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство сельского хозяйства РФ - ненадлежащий ответчик по данному делу, подлежат отклонению.
В соответствии с Уставом ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Филиппова В.Р.» является самостоятельным юридическим лицом, находится в ведении Минсельхоза России. Учредителем учебного заседания является Минсельхоз России, осуществляющий полномочия главного распорядителя (получателя) бюджетных средств.
Как предусмотрено п. 5.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 г. №450, Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях, главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Из изложенного следует, что именно Министерству сельского хозяйства России, как главному распорядителю бюджетных средств, выделяются средства, в том числе и на обеспечение реализации положений Закона №159-ФЗ.
Само по себе недофинансирование не может служить основанием для освобождения от обязанности исполнения социальных гарантий, предусмотренных нормами федеральных законов в отношении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По этому же основанию доводы жалобы представителя ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова» ФИО2 о том, что судом не дана оценка позиции Министерства труда и социальной защиты РФ по поводу ограничения объемов финансирования Программы на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебной коллегией отклоняются.
Иных правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено, в апелляционных жалобах не содержится. Все доводы сторон получили верную оценку суда с приведением соответствующих мотивов.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 20 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: