Дело № 33- 317 Чувашова И.А. 2016 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда всоставе председательствующего судьи Кубаревой Т.В.,
судей Парфеновой Т.В. и Лозиной С.П.,
при секретаре судебного заседания Сергеевой А.В.,
с участием прокурора Полещук Р.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
19 января 2016 года
по докладу судьи Лозиной С.П.
дело по апелляционной жалобе Правительства Тверской области на решение Конаковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:
«Обязать Администрацию Конаковского района Тверской области предоставить ФИО1, являющемуся лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах норм, установленных действующим законодательством, соответствующее санитарно-техническим требованиям.
Обязать Министерство социальной защиты Тверской области включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего: <адрес>; обязать Правительство Тверской области и Министерство социальной защиты населения Тверской области выделить администрации Конаковского района денежные средства для приобретения жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированному по адресу: <адрес>, фактически проживающему: <адрес> соответствии с действующим законодательством».
Судебная коллегия
установила:
Конаковский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации Конаковского района Тверской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в пределах норм, установленных действующим законодательством, указав, что истец является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением № Администрации Вахонинского с/п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет для получения внеочередного жилья. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 окончил обучение в <данные изъяты>». Территориальный отдел социальной защиты населения Конаковского района передал документы ФИО1 в администрацию Конаковского района Тверской области для решения вопроса о предоставлении ему жилого помещения по договору специализированного найма вне очереди, однако до настоящего времени истец жильем не обеспечен.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Тверской области.
В ходе рассмотрения дела прокурор в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования и просил суд обязать Министерство социальной защиты Тверской области включить ФИО1 в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ; обязать Правительство Тверской области и Министерство социальной защиты населения Тверской области выделить администрации Конаковского района денежные средства для приобретения жилого помещения ФИО1 в соответствии с действующим законодательством.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено также Правительство Тверской области.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Участвующий в деле прокурор Колесников А.А. исковые требования поддержал.
Ответчик администрация Конаковского района Тверской области своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Представила отзыв на иск, согласно которому считает себя ненадлежащим ответчиком. В списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, формируемых для предоставления жилых помещений и ежегодно поступающих из Министерства социальной защиты населения Тверской области в администрацию Конаковского района, за предыдущие года и за ДД.ММ.ГГГГ включительно ФИО1 не значится. Финансовые средства из федерального и областного бюджета в бюджет МО «Конаковский район» на указанные цели не поступали.
Ответчик Министерство социальной защиты населения Тверской
области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В суд поступил письменный отзыв, из которого следует, что Министерство не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора, истец ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Расходы на обеспечение истца жилым помещением предусмотрены в бюджете на ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик Правительство Тверской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, письменных возражений не представило.
Третье лицо Территориальный отдел социальной защиты населения Конаковского района Тверской области, администрация Вахонинского сельского поселения Конаковского района Тверской области своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Тверской области просит отменить решение суда в части удовлетворения требований к данному ответчику, указав, что в соответствии с Законом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» предоставление субвенций для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа указанных категорий, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год. Главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на указанные цели, является Министерство социальной защиты населения Тверской области. Правительство Тверской области не наделено полномочиями по выделению финансовых средств, а также по дальнейшему контролю за их использованием.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Полещук Р.С., полгавшую доводы апелляционной жалобы обоснованными, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований к Правительству Тверской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела нарушения такого характера были допущены судом первой инстанции.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, вступающей в силу с 01 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1 п. 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п. 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 указанного Федерального закона).
Согласно ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, не оспаривается никем из участников процесса, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; имеет право на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ.
На основании абз. 1 ст. 8 Закона Тверской области от 9 декабря 2005 года № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в Тверской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений уполномоченным Правительством Тверской области органом исполнительной власти Тверской области в соответствии с законодательством.
При этом органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тверской области могут наделяться государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категорий лиц, указанных в абзаце первом настоящей статьи (абз. 3 вышеуказанной статьи).
В соответствии со ст. 2 Закона Тверской области от 07 декабря 2011 года № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 4 данного закона органы государственной власти Тверской области в пределах компетенции при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе давать предписания по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления и их должностными лицами; координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий; а также обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами; контролировать осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели финансовых и материальных средств.
Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и предоставляются в форме субвенций (п. 1 ст. 6 этого же закона).
Порядок обеспечения вне очереди жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлен постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 года № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Тверская область (приложение 6 к Постановлению № 62-пп от 26 февраля 2013 года), ТОСЗН за 3 месяца до утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном году (далее - список), проводят проверку документов лиц, ранее включенных в список, а также устанавливают их фактическое место жительства. Результаты проверок направляются в Министерство социальной защиты населения Тверской области (далее - Министерство) не позднее, чем за 20 рабочих дней до утверждения списка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - комиссия), которая формируется в порядке, утвержденном Правительством Тверской области.
Ежегодно в срок до ДД.ММ.ГГГГ текущего года комиссия, формирует список указанных категорий граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения.
Согласно пункту 7 указанного Порядка Министерство социальной защиты населения Тверской области направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области список, сформированный комиссией.
На основании пункта 8 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для детей-сирот в соответствии с федеральным законодательством. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области после регистрации права собственности на жилое помещение заключают договоры найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, включенными в список.
Таким образом, реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий неразрывно связана с исполнением возложенных на Министерство социальной защиты населения Тверской области функций.
Следовательно, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в данном случае должна быть возложена на двух ответчиков: администрацию Конаковского района Тверской области как орган местного самоуправления, непосредственно обязанный обеспечивать жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также на Министерство социальной защиты населения Тверской области, которое в пределах возложенных на него полномочий обязано решать вопросы предоставления жилых помещений лицам указанной категории.
Поскольку вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа к непосредственным полномочиям Правительства Тверской области не отнесено, решение суда первой инстанции в части возложения на указанного ответчика обязанности по выделению администрации Конаковского района денежных средств для приобретения жилого помещения ФИО1 подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права, с постановкой в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к данному ответчику.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Правительства Тверской области удовлетворить.
Решение Конаковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части возложения на Правительство Тверской области обязанности по выделению администрации Конаковского района денежных средств для приобретения жилого помещения ФИО1, постановив в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к данному ответчику.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи