ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3170/2021 от 22.12.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2021 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

в составе:

председательствующего судьи Должикова С.С.,

судей Коротченковой И.И., Сандуляк С.В.

при секретаре Трухановой А.И.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Мельниковой Валентины Николаевны к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании права на получение мер социальной поддержки «многодетным семьям»

по апелляционной жалобе Мельниковой Валентины Николаевны на решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 16 сентября 2021 г., которым постановлено:

«В иске Мельниковой Валентины Николаевны к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании права на получение мер социальной поддержки «многодетным семьям» отказать».

Заслушав доклад судьи Сандуляк С.В., выслушав объяснения истца Мельниковой В.Н., её представителя – адвоката Грищенко А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» Бай А.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Мельникова В.Н. обратилась в суд с иском к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее – КУОО «ОЦСЗН») о признании права на получение мер социальной поддержки многодетным семьям.

В обоснование заявленных требований с учетом уточнения указала, что она является матерью троих детей: ФИО3, <дата> года рождения, ФИО2, <дата> года рождения, ФИО1, <дата> года рождения. После рождения третьего сына ФИО1, <дата> года рождения, получила статус и удостоверение многодетной матери от <дата>. Полагая, что по состоянию на 01 января 2004 г. имела право на установление статуса многодетной семьи, так как её сыновья ФИО3 и ФИО2 к этому моменту еще не достигли возраста 23 лет, при этом сын ФИО3 в период с 06.06.2003 по 12.05.2005 проходил срочную военную службу по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, сын ФИО2 обучался по очной форме обучения в <...>, а сын ФИО1 являлся несовершеннолетним, в апреле 2021 г. она обратилась в филиал по Знаменскому району КУОО «ОЦСЗН» с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты как матери в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи. Уведомлением филиала по Знаменскому району КУОО «ОЦСЗН» № 2 от 23 апреля 2021 г. ей было отказано в назначении указанной выплаты в связи с отсутствием документов, подтверждающих присвоение ей статуса многодетной семьи Орловской области, с чем она не согласна.

По указанным основаниям истец просила суд признать отказ КУОО «ОЦСЗН» в назначении ежемесячной денежной выплаты как многодетной семье незаконным и признать за ней право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Орловской области от 02 октября 2003 г. № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах её социальной поддержки».

Ответчик казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» исковые требования не признал, ссылался на то, что причиной отказа Мельниковой В.Н. в назначении ей ежемесячной денежной выплаты как матери в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, послужило неподтверждение наличия у её семьи соответствующего статуса на дату принятия закона Орловской области от 2 октября 2003 г. № 359-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах её социальной поддержки».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, просит принять новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования, приводя в обоснование доводы, аналогичные тем, на которые ссылалась в суде первой инстанции в обоснование заявленных исковых требований, полагая, что на 2021 год она имела право на получение статуса многодетной семьи и, соответственно, на предоставление ей ежемесячной денежной выплаты как многодетной матери.

Полагает противоречащими положениям п. 49 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетной семьи Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 08.12.2020 № 742, выводы суда первой инстанции о том, что она не имеет права на получение статуса многодетной семьи, поскольку на момент вступления в силу закона Орловской области от 02 октября 2003 г. № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах её социальной поддержки» в нем отсутствовало указание на прохождение военной службы по призыву совершеннолетним членом многодетной семьи.

Считает, что, так как на момент её обращения в филиал по Знаменскому району КУОО «ОЦСЗН» в апреле 2021 г. за назначением ежемесячной доплаты к пенсии как многодетной матери уже действовала редакция закона Орловской области «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах её социальной поддержки» с учетом внесенных в него изменений законом Орловской области от 06.06.2013 № 1491-ОЗ в части дополнения условием о прохождении одним из совершеннолетних детей в возрасте до двадцати трех лет военной службы по призыву, она имеет право на указанную доплату.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного по делу решения суда по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Мельникова В.Н., <дата> года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, является матерью троих детей: ФИО3, <дата> года рождения, ФИО2, <дата> года рождения, ФИО1, <дата> года рождения.

С 01 апреля 2013 г. истец состоит на учете в ГУ - УПФ РФ в Урицком районе Орловской области (межрайонное) и является получателем страховой пенсии по старости.

20 апреля 2021 г. Мельникова В.Н. обратилась в филиал казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» по Знаменскому району с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты как матери в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, по достижении возраста, дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 г., приложив к заявлению копию паспорта и копию сберегательного счета (л.д. 83-85).

Уведомлением филиала КУОО «ОЦСЗН» по Знаменскому району № 2 от 23.04.2021 Мельниковой В.Н. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты как многодетной матери, в связи с несоблюдением условий, установленных в соответствии с Законом Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах её социальной поддержки» по причине несоответствия условиям, установленным п. 53 постановления Правительства Орловской области от 08.12.2020 № 742 «Об утверждении Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетной семье Орловской области» (отсутствие документов, подтверждающих присвоение заявителю статуса многодетной семьи Орловской области) (л.д. 81).

Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями), как следует из его преамбулы, устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Орловской области, регулируются законом Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах её социальной поддержки» (далее – Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ).

Статьей 1 Закона Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ в редакции, действующей на момент вступления данного закона в силу, с 1 января 2004 года, определены понятия:

- многодетная семья – семья, имеющая в своем составе трех и более детей до восемнадцатилетнего возраста (учащихся учебных заведений дневной формы обучения любых организационно-правовых форм до окончания обучения, но не более чем до достижения двадцати трех лет);

- вновь зарегистрированная многодетная семья – семья, ставшая многодетной с 1 января 2004 г., а также семья, ставшая многодетной до 1 января 2004 г., при рождении четвертого ребенка и последующих детей с 1 января 2004 г. (абзац введен законом Орловской области от 9 февраля 2004 г. № 376-ОЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ с учетом изменений, внесенных Законом Орловской области от 09.02.2004 № 376-ОЗ, также вступивших в силу с 1 января 2004 года, было определено, что семья не регистрируется в качестве многодетной при отсутствии хотя бы одного из условий, определяющих статус многодетной семьи в соответствии с настоящим законом.

Статьей 5 Закона Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ в той же редакции было предусмотрено, что документом, подтверждающим статус многодетной семьи, является единое по Орловской области удостоверение установленного образца, которое выдается родителям многодетной семьи уполномоченным органом местного самоуправления в сфере социальной защиты населения. Детям из многодетных семей в случае необходимости выдается вкладыш к удостоверению родителей. Форма, а также порядок выдачи удостоверения и его замены утверждается органом специальной компетенции Орловской области в сфере социальной защиты населения.

Порядок установления статуса многодетной семьи Орловской области и выдачи удостоверения многодетной семьи Орловской области был установлен Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 9 декабря 2003 г. № 176 и постановлением Коллегии администрации Орловской области от 4 февраля 2004 г. № 26 «О реализации Закона «О статусе многодетной семьи в Орловской области и мерах ее социальной поддержки», которые действовали на момент возникновения спорных отношений.

Одной из мер социальной поддержки многодетным семьям в силу ч. 2 ст. 8 Закона Орловской области от 2 октября 2003 года № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки» (в редакции от 08.12.2020 № 2558-ОЗ), является ежемесячная денежная выплата за счет средств областного бюджета в размере 3910 рублей 34 копейки, назначаемая матерям, в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, по достижении ими возраста (приобретении иного основания), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 года.

Предоставление мер социальной поддержки многодетной семье Орловской области осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 08.12.2020 № 742, пунктом 48 раздела 5 которого предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата матерям в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи (далее – ежемесячная денежная выплата), назначается матери в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, при следующих условиях:

1) наличии места жительства на территории Орловской области;

2) достижении многодетной матерью возраста (приобретение иного основания), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 года.

Согласно пункту 53 Порядка к документам, предоставляемым заявителем по собственной инициативе, относятся, в том числе документы, подтверждающие присвоение заявителю статуса многодетной семьи Орловской области: удостоверение многодетной семьи Орловской области, копия диплома к памятной медали «Многодетная семья Орловской области», справка учреждения социальной защиты населения о присвоении статуса многодетной семьи Орловской области.

Анализ приведенных норм и положений действующего законодательства позволяет сделать вывод, что вышеуказанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, которым в установленном законом порядке установлен статус многодетной семьи Орловской области.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент вступления в силу закона Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки», а именно на 01 января 2004 г. у Мельниковой В.Н. был один несовершеннолетний ребенок ФИО1, <дата> года рождения. Сын ФИО2, <дата> года рождения, достиг совершеннолетия, но в период с 2002 года по 29 июня 2005 года обучался по дневной (очной) форме обучения в <...> по специальности «Ветеринария». Сын ФИО3, <дата> года рождения, так же являлся совершеннолетним, согласно приказу директора <...> № 107-с от 26 августа 2000 г. был зачислен в число студентов техникума, агрономическое отделение, приказом директора <...> № 183-с от 28 декабря 2002 г. за невыполнение учебного плана по специальности, за систематические пропуски занятий без уважительных причин был отчислен, в период с 06 июня 2003 года по 12 мая 2005 года проходил срочную военную службу по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

С учетом указанных обстоятельств суд пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение меры социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты как матери в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи.

Данный вывод суда основан на положениях закона Орловской области от 2 октября 2003 года № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки», который в своей первоначальной редакции на момент вступления в силу – 1 января 2004 г. не предусматривал отнесение к многодетной семьи, имеющей в своем составе совершеннолетних детей в возрасте до двадцати трех лет, проходящих военную службу по призыву.

Определение многодетной семьи Орловской области как семьи, имеющей в своем составе трех и более детей до восемнадцатилетнего возраста, совершеннолетних детей в возрасте до двадцати трех лет, обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы либо проходящих военную службу по призыву было дано в новой редакции закона Орловской области от 2 октября 2003 года № 350-ОЗ (в ред. Закона Орловской области от 06.06.2013 № 1491-ОЗ), введенной в действие с 1 июля 2013 г.

Соответственно, из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Мельниковой В.Н. статуса многодетной семьи, и, как следствие, отсутствии оснований для признании за ней права на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки».

Правильным и обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что имеющееся у Мельниковой В.Н. удостоверение многодетной (одинокой) матери не дает ей право на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии ч. 2 ст. 8 Закона Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки», поскольку данная мера социальной поддержки предоставляется только многодетной матери в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи.

Судом первой инстанции в решении правильно применены к спорным отношениям приведенные нормативные положения федерального и регионального законодательства, выводы суда, изложенные в решении, мотивированны, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исходя из системного толкования норм права, на момент обращения Мельниковой В.Н. в филиал КУОО «ОЦСЗН» по Знаменскому району по состоянию на 2021 год она имела право на получение статуса многодетной семьи и, соответственно, на предоставление меры социальной поддержки в виде назначения ежемесячной денежной выплаты, поскольку уже действовала редакция закона Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки» 2013 г., дающая право на указанную доплату, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Приведенная в апелляционной жалобе правовая позиция, высказанная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 15 февраля 2016 г. № 3-П о том, что обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство), не может повлечь отмену обжалованного решения суда, как не противоречащего этой правовой позиции.

Одновременно с этим следует учитывать изложенную Конституционным Судом Российской Федерации позицию, согласно которой преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 ГК Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие; только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность) (Постановление от 22 апреля 2014 года № 12-П; определения от 18 января 2005 года № 7-О, от 29 января 2015 года № 211-О и др.).

В соответствии со статьей 2 Закона Орловской области от 06.06.2013 № 1491-ОЗ «О внесении изменений в Закон Орловской области «О статусе многодетной семьи в Орловской области и мерах ее социальной поддержки», которым были внесены изменения, в части отнесения к многодетной семье семьи, имеющей в своем составе совершеннолетних детей в возрасте до двадцати трех лет, проходящих военную службу по призыву, законодателем определено, что данный документ вступает в силу с 1 июля 2013 года.

Следовательно, несостоятельными являются доводы жалобы о распространении новой редакции закона Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки» на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения её в действие.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

Решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 16 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельниковой Валентины Николаевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печатиДело № 33-3170/2021 (Определение)