ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3172-2017 от 04.07.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33 -3172-2017

судья Копеистова О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Литвинцевой И.В.

и судей Михеева С.Н.

Каверина С.А.

при секретаре Епифанцеве И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 04 июля 2017 года гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Дровяная в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Главному управлению жилищно-коммунального хозяйства», Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия незаконны, понуждении к выполнить ремонтные работы на котельной,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны РФ Мирошникова С.Б.

на решение Центрального районного суда города Читы от 22 февраля 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства Обороны Российской Федерации и АО «ГУ ЖКХ», выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию и проведение ремонтных работ на котельной расположенной в военном городке А (<адрес> городок, <адрес>).

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в пределах своей компетенции, на котельной расположенной в военном городке А (<адрес> городок, <адрес>) произвести:

капитальный ремонт прикотельной площадки котельной с устройством гравийного слоя, заливкой и армированием бетонного основания;

капитальный ремонт кровли здания котельной с заменой разрушенного рулонного покрытия; замену окон и дверей здания котельной ;

установку приточно-вытяжной вентиляции в здании котельной ; замену котлов КВТ-75ВМ;

капитальный ремонт вышедшего из строя насосного оборудования котельной ;

капитальный ремонт фундамента насосного оборудования котельной ;

замену дымососов;

установку котельного оборудования типа «Циклон»;

- установку системы химической водоподготовки; замену участкатеплосети L - 624 м/п, диаметром 100, 133, 050, 79;

- установку светильников НСП 200, ГСП 400, ГСП 250$;

- замену вышедших из строя электрокабелей;

- установку электротали; оборудование площадки для хранения твердого топлива с устройством ливнестоков по периметру площадки;

- оборудовать площадку для хранения золошлаков с устройствомливнестоков по периметру площадки; .

- установку пожарного крана, информационных табличек в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

-капитальный ремонт тепловых камер с установкой люков, ремонт тягодутьевого оборудования; ремонт и утепление емкости запаса воды, с подключением к системе коммуникаций;

- текущий ремонт приборов учета с заменой маномертров и термометров КИПиА в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищного фонда» на котельной расположенной в военном городке А (<адрес> городок. <адрес>) произвести:

- текущий ремонт полов здания котельной , включающий заливку цемента, замену линолеума;

- текущий ремонт котлов КВр 0.86 : побелка котла,

в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Михеева С.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Военный прокурор гарнизона Дровянная обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Военной прокуратурой гарнизона Дровяная проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке поднадзорного теплогенерирующего объекта, котельной расположенной в военном городке а (в/п 59313-47, <адрес> городок, <адрес>), к предстоящему отопительному сезону 2016-2017 гг. Указанная котельная, обеспечивает тепловой энергией объекты Министерства обороны Российской Федерации и объекты инфраструктуры военного городка а, в том числе, жилые дома, в которых в настоящее время проживают военнослужащие и члены их семей. В ходе проверки готовности котельной к отопительному сезону 2016 - 2017г.г. установлено, что с 30 мая 2016 года остановлена работа котельной для проведения ремонтных работ. Вместе с тем, до настоящего времени указанная котельная к отопительному сезону не готова, горячее водоснабжение не осуществляется, запланированные ремонтные работы не проведены. Согласно акту осмотра системы теплоснабжения и ведомости дефектов котельной , составленным по результатам проверки комиссией в составе представителей ОП «Забайкальское» АО «ГУ ЖКХ» и войсковой части 59313-47, выявлены нарушения (недостатки) препятствующие подготовки котельной к предстоящему отопительному сезону 2016-2017 гг. Выявленные дефекты создают предпосылки несвоевременной подготовки котельной к отопительному сезону, а в дальнейшем наступлению аварийных ситуаций, что в свою очередь повлечет прекращение поставки тепловой энергии на объекты Министерства обороны РФ и объекты инфраструктуры военного городка а, в том числе, жилые дома. Вместе с тем, собственник котельной Министерство обороны РФ, а также АО «ГУ ЖКХ» запланированные ремонтные работы в полном объеме не проводят, котельную к отопительному сезону 2016-2017 г.г. не подготавливают, горячее водоснабжение не возобновляют. На основании вышеизложенного заместитель военного прокурора гарнизона Дровяная просил признать незаконным бездействие Министерства Обороны Российской Федерации и АО «ГУ ЖКХ», выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию и проведение ремонтных работ на котельной расположенной в военном городке а (в/ч 59313-47, <адрес> городок); возложить на Министерство обороны Российской Федерации и АО «ГУ ЖКХ» и их структурные подразделения, в пределах своей компетенции, обязанность выполнить ремонтные работы на указанной котельной, направленные на ее подготовку к проведению отопительного сезона 2016-2017 г.г.

В ходе судебного разбирательства помощник военного прокурора гарнизона Дровяная Дамдинжапов Б.А. уточнил требования, просил признать незаконным бездействие Министерства Обороны Российской Федерации и АО «ГУ ЖКХ», выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию и проведение ремонтных работ на котельной .3 расположенной в военном городке А (<адрес> городок, <адрес>). Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в пределах своей компетенции на котельной расположенной в военном городке А (<адрес> городок, <адрес>) произвести: капитальный ремонт прикотельной площадки котельной с устройством гравийного слоя, заливкой и армированием бетонного основания; капитальный ремонт кровли здания котельной с заменой разрушенного рулонного покрытия; замену окон и дверей здания котельной ; установку приточно-вытяжной вентиляции в здании котельной ; замену котлов КВТ-75БМ; капитальный ремонт вышедшего из строя насосного оборудования котельной ; капитальный ремонт фундамента насосного оборудования котельной ; замену дымососов; установку котельного оборудования типа «Циклон»; установку системы химической водоподготовки; замену участка теплосети L - 624 м/п, диаметром 0100, 0133, 0050, 079; установку светильников НСП 200, ГСП 400, ГСП 250$; замену вышедших из строя электрокабелей; установку электротали; оборудование площадки для хранения твердого топлива с устройством ливнестоков по периметру площадки; оборудовать площадку для хранения зоошлаков с устройством ливнестоков по периметру площадки; установку пожарного крана, информационных табличек в соответствии с требованиями пожарной безопасности; капитальный ремонт тепловых камер с установкой люков.

Возложить на АО «ГУ ЖКХ» и его структурные подразделения, обязанность в пределах своей компетенции, на котельной расположенной в военном городке А (<адрес> городок, <адрес>) произвести: текущий ремонт полов здания котельной ; текущий ремонт котлов КВр 0.8; текущий ремонт газохода; текущий ремонт насосного оборудования с заменой вышедших из строя частей; текущий ремонт тягодутьевого оборудования; текущий ремонт и утепление емкости запаса воды, с подключением к системе коммуникаций; текущий ремонт приборов учета с заменой маномертров и термометров КИПиА.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ Мирошникова С.Б. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Полагает, что заявленные истцом требования к Министерству обороны РФ не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11.06.2015 № 1089-р единственным исполнителем по государственным контрактам с МО РФ на оказание услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжения и водоотведением, определено АО «ГУ ЖКХ». Организация и проведение вышеуказанных процедур с учетом требований законодательства составляет от 3 до 6 месяцев (в зависимости от сложности объекта). Таким образом, организация проведения капитального ремонта объекта недвижимости, закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации является процедурой трудоемкой и осуществляется посредством заключения соответствующих договоров с юридическими лицами, выполняющими специализированные работы по договорам подряда. Обращает внимание на то обстоятельство, что объекты, подлежащие капитальному ремонту, определяются на основании порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования Плана капитального ремонта и заявочного Плана капитального ремонта на соответствующий год. Для проведения капитального ремонта объектов недвижимости, принадлежащих РФ в лице Министерства обороны РФ необходимо в обязательном порядке направление соответствующей заявки от заинтересованных лиц. Отмечает, что все работы, связанные с техническим содержанием казарменно-жилищного фонда Минобороны России, определяются централизованно, путем заключения соответствующих государственных контрактов. С 2010 года в соответствии с приказами и директивами Министерства обороны Российской Федерации с Восточного военного округа сняты все функции по обслуживанию и содержанию специализированного жилого фонда (в том числе казарменного, поставка тепла, электроэнергии). Данные функции возложены на сторонние специализированные организации. Таким образом, ГУЖКХ не исполнены не только требования законодательства, но и обязательства, взятые этой организацией на себя по вышеуказанному договору. Необходимость текущего и капитального ремонтов специализированного и казарменного жилищного фонда возникает, в том числе, вследствие неисполнения Управляющей организации обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, в рамках договора управления. Указывает, что компетенция МО РФ по содержанию имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, может быть реализована в пределах финансирования предоставленного в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Министерство обороны РФ, заключив госконтракт на стороне государственного заказчика и утвердив план ремонта объектов МО РФ, переданных в эксплуатацию специализированной организации ГУЖКХ в соответствии с государственным контрактом, реализовало полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ. Следовательно, Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Представители ответчиков АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», Министерства обороны Российской Федерации, извещённые о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора военной прокуратуры гарнизона Дровяная Дамдинжапова Б.А., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положением ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Согласно ст.690 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченым на то законом или собственником.

В соответствии со ст.691 ГК РФ ссудодатель обязан предоставить вещь в состоянии, соответствующем условиям договора безвозмездного пользования и ее назначению. Вещь предоставляется в безвозмездное пользование со всеми ее принадлежностями и относящимися к ней документами (инструкцией по использованию, техническим паспортом и т.п.), если иное не предусмотрено договором.

В силу ст.695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 года №1089-р акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунальным хозяйством» определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, обслуживанием объектов инженерной инфраструктуры для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных бюджетных и автономных учреждений.

Как следует из абз. 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 года №1089-р Министерством обороны Российской Федерации переданы АО «ГУ ЖКХ» на праве безвозмездного пользования на срок действия указанного Контракта объекты теплоснабжения и соответствующие сети, и иное имущество Министерством обороны Российской Федерации, необходимое для осуществления функций единственного исполнителя осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, обслуживанием объектов инженерной инфраструктуры для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных бюджетных и автономных учреждений.

С учетом указанных правовых актов и фактических обстоятельств дела, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении процедуры включения объектов в планы по капитальному ремонту, сложности и трудоемкости этой процедуры, не могут служить основанием для отмены решения.

21.09.2015 года Министерством обороны Российской Федерации в лице руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации и Акционерным обществом «Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства» был заключен государственный контракт -ТХ.

Как следует из пунктов 3.1.1., 3.1.3, 3.1.9, 3.1.10, 3.1.11 Контракта АО «ГУ ЖКХ» обязалось своевременно и надлежащим образом оказывать услуги теплоснабжения в соответствии с режимом их потребления, цоговорными объемами и величинами тепловых нагрузок по каждому объекту теплопотребления; обеспечить устранение недостатков, выявленных при оказании Услуг, за свой счет, обеспечить надежность теплоснабжения и безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении установок, сетей и оборудования системы теплоснабжения; ежегодно проверять техническое состояние и готовность теплопотребляющих установок к работе в отопительный период.

Согласно п.п. 3.3.5, 3.3.7 Контракта Министерство обороны Российской Федерации обязано обеспечить организацию безопасной эксплуатации, находящихся в его ведении теплопотребляющих установок и оборудования систем теплоснабжения.

Актом осмотра здания котельной по подготовке к отопительному сезону 2016-2017гг. установлено, что выявлены нарушения (недостатки) препятствующие подготовки котельной к предстоящему отопительному сезону 2016-2017 гг.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности возложения на Министерство Обороны Российской Федерации обязанности по ремонтным работам котельной, не влияют на правильность судебного решения в связи со следующим.

Выявленные в ходе проверки дефекты создают предпосылки несвоевременной подготовки котельной к отопительному сезону, а в дальнейшем и наступлению аварийных ситуаций, что в свою очередь повлечет прекращение поставки тепловой энергии на объекты Министерства обороны РФ, объекты инфраструктуры военного городка а, в том числе, жилые дома.

В соответствии с п.1.4 Постановления Госстроя СССР от 29 декабря 1973 года № 279 «Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений», данное Положение является обязательным при проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства.

Согласно п.3.3. Положения по производственным зданиям и сооружениям всех отраслей народного хозяйства ремонтные работы подразделяются на два вида: а) текущий; б) капитальный.

Существующая в отдельных отраслях народного хозяйства для некоторых сооружений другая, более дробная классификация ремонтов (подъемный ремонт, средний ремонта и др.) должна относиться к тому или иному виду ремонта по единой классификации по следующему признаку; при периодичности ремонта до 1 года - к текущему; при периодичности ремонта более 1 года - к капитальному.

Пунктом 3.4 определено, что к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

Пунктом 3.11 определено, что к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок-службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Согласно п. 3.3 названного договора реконструкция и капитальный ремонт имущества, осуществляется в соответствии с программами реконструкции, капитального ремонта теплогенерирующего оборудования (объектов теплоэнергетики) Министерства обороны Российской Федерации. Проведение (в т.ч. финансирование) капитального ремонта, реконструкция имущества не входит в обязанности АО «ГУ ЖКХ» и осуществляется в порядке, установленном МО РФ.

В силу ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В связи с этим в обязанности Министерства обороны Российской Федерации, как уполномоченного собственника входит проведение (организация в проведении) капитального ремонта, о чем обоснованно указано в оспоренном судебном акте, в то время как на АО «ГУ ЖКХ» суд возложил обязанность в проведении текущего ремонта.

Выводы о необходимости проведения капитального ремонта, отраженные в указанном акте, ответчиком не опровергнуты.

Ссылка в жалобе на длительность процедуры определения состава и объема работ по капитальному ремонту с указанием на то, что компетенция МО РФ по содержанию имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, может быть реализована в пределах финансирования, предоставленного на соответствующий год, не является юридически значимым обстоятельством, влияющим на правильность судебного акта.

Судебная коллегия учитывает, что ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания принадлежащей ему котельной, а также ненадлежащее исполнение АО «ГУ ЖКХ» обязанностей по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию, выполнению функционально и технологически связанных действий по обеспечению и поддержанию надлежащего и эффективного функционирования указанной котельной, влечет нарушение жилищных прав неопределенного круга лиц.

Фактические обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения по делу, не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Читы от 22 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна

Судья Забайкальского краевого суда С.Н.Михеев