Судья Федоренко Е.Ю. дело № 33-3174/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 марта 2015 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Славгородской Е.Н.
судей Камышовой Т.В,ФИО1.
при секретаре Ольшанском А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области о признании действий органов исполнительной власти Ростовской области незаконными, предоставлении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, по апелляционной жалобе Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи Камышовой Т.В., судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области о признании действий органов исполнительной власти Ростовской области незаконными, предоставлении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.
В обосновании исковых требований указала, что с августа 1994 г. на основании постановления главы Администрации АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН администрации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15 августа 1994 г. она и ее семья поставлены на квартирный учет,и стоят в очереди на предоставление жилищной субсидии как выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно письму Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА она включена в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2007 год под № 5.
В ответ на ее очередное обращение по вопросу обеспечения жильем в 2011 г. в письме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ей сообщено, что она включена в сводный список граждан участников на 2011 год под № 2.
В 2012 г. Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области в письме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА известило ее о том, что она включена в сводный список граждан участников подпрограммы на 2012 г. уже под № 6 (пенсионеры).
В 2014 г. на обращение к Губернатору Ростовской области по вопросу обеспечения жильем она получила ответ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, согласно которому в 2013г. она была включена в сводный список участников под № 8, а в 2014 г - под № 13.
Истице было разъяснено, что в рамках выделенных бюджетных средств на реализацию подпрограммы в Ростовской области в 2013 г. был выдан 1 государственный сертификат гражданину, являющемуся инвалидом 2-й группы, а в 2014 г. также выдан только 1 сертификат инвалиду 2-й группы, включенному в список под № 1.
Истица указывает, что в период времени с 2000 г. по 2010 г. она также являлась инвалидом ... и в соответствии с ФЗ № 125 от 25 октября 2002 г. и ФЗ № 212 от 17 июля 2011 г. имела право на первоочередное получение жилья по отношению к иным категориям граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, однако жилье ей не было предоставлено.
Истица считает, что никаких законных оснований, в соответствии с которыми она могла быть смещена в очереди со второго на тринадцатое место нет.
Считает, что органами власти Ростовской области грубо нарушены ее жилищные права, предусмотренные Конституцией и Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Истица просила суд признать действие органов исполнительной власти Ростовской области по изменению в 2012-2014 г. ее очереди в сторону увеличения в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и не предоставление в 2002-2010 г. жилищной субсидии (сертификата) – незаконными.
Обязать Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области предоставить ей жилищную субсидию (сертификат) на приобретение (строительство) жилого помещения на семью из четырех человек как лицу, выехавшему из района Крайнего Севера.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 декабря 2014 г. исковые требования ФИО2 к Министерству территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области о предоставлении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения - удовлетворены.
Суд признал действия органов исполнительной власти Ростовской области по изменению в 2012-2014г.г. очереди ФИО2 в сторону увеличения в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» - незаконными.
Решением суда на Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области возложена, обязательство предоставить ФИО2 жилищную субсидию (сертификат) на приобретение (строительство) жилого помещения на семью из четырех человек как лицу, выехавшему из района Крайнего Севера с датой постановки на учет 15 августа 1994 г.
В апелляционной жалобе представитель Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской просит решение суда отменить и постановить новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
В жалобе апеллянт, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», п.24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, указывает, что в рамках реализации подпрограммы в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год до 1 сентября текущего года формируются список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемом, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Учитывая, что в 2014 году из федерального бюджета были выделены средства на выдачу одного сертификата, в 2015 г. планируется выдать 2 сертификата, предоставить сертификаты гражданам второй - четвертой очередей не представляется возможным до тех пор, пока не будут обеспечены ими граждане первой очереди (инвалиды I и II групп). Предоставление сертификата гражданину, являющемуся «пенсионером» нарушит очередность, установленную Федеральным законом от 25 января 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и приведет к ущемлению прав граждан, признанных инвалидами I и II групп. В настоящее время ФИО2 включена в список граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» под № 16, по очередности «пенсионеры» ФИО2 стоит в списке с даты постановки на учет – 15 августа 1994 г., и является первой, то есть будет обеспечена первой после граждан, являющихся инвалидами I и II групп.
В суде апелляционной инстанции ФИО2 просила решении суда оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие апеллянта Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, в порядке ст. 167 ГПК РФ, уведомленного надлежащим образом ( л.д. 4,5 том 2).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.
Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" закрепляет право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих соответствующий стаж работы в этих районах и местностях, на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий.
Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 4).
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определена очередность предоставления жилищных субсидий, при этом пенсионерам предоставляются жилищные субсидии во вторую очередь.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Из пункта 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», следует, что сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане-участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Включение граждан-участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 36 Правил оформление и выдача сертификатов гражданам-участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 настоящих Правил.
Таким образом, очередность получения государственной поддержки определяется социальным положением граждан и датой постановки на учет - преимущественное право имеют наиболее социально незащищенные категории граждан и состоящие на учете с более ранней даты.
Предоставление жилищной субсидии гражданину осуществляется в пределах средств федерального бюджета только после предоставления субсидии всем предыдущим категориям граждан и гражданам с более ранней датой постановки на учет.
Суд пришел к выводу о том, что в сводных списках истица числится поставленной на очередь на 2013г. под № 13, в связи с чем, ее очередность определена после лиц, вставших на такой учет позже.
Суд указал на то, что в 2000 году истица была признан инвалидом второй группы, однако не была обеспечена жильем в первоочередном порядке.
С таким выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку они опровергаются материалами дела.
В материалах дела имеется сводный список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2011год» по Ростовской области из которого следует:
По состоянию на 2012 год истица строит в очереди пенсионеры под № 6, дата постановки 15.08.1994г.( л.д.90).
По состоянию на 2013 год истица строит в очереди пенсионеры под № 8, дата постановки 15.08.1994г.( л.д.107).
По состоянию на 2014 год истица строит в очереди пенсионеры под № 13, дата постановки 15.08.1994г.( л.д.113).
Из Списка следует, что все иные граждане в подразделе «пенсионеры» стоят после истицы, т.к. приняты на учет позже.
Перед истицей по очереди стоят граждане, которые являются инвалидами первой и второй группы,которые в соответствии
Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ ( в редакции от 17.07.2011) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"обеспечиваются сертификатами в первоочередном порядке.
Не соглашается судебная коллегия с выводами суда о том, что истица с 2000 года являясь инвалидом второй группы,но не была обеспечена жильем.
Из материалов дела следует, что с 2008 года истице была установлена ... группа инвалидности - бессрочно (л.д. 170).
В ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В последующем в ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"Федеральным законом от 17.07.2011 N 212-ФЗ внесены изменения.
Согласно действующей редакции статьи 2 установлена очередность,в соответствии с которой в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.;
При таких обстоятельствах в настоящее время нарушений в обеспечении истца жильем не усматривается, поскольку она в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством участвует в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Не может судебная коллегия и с выводами суда о нарушении конституционных прав истицы на жилище, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации в своем решении (определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012г. № 1370-О), указывал на то,что предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.
Положения Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предусматривающие как в первоначальной, так и в действующей редакции социально-значимые категории получателей жилищной субсидии, а также очередность ее предоставления исходя из особенностей этих категорий (статьи 1, 2 и 5), сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные прав.( определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012г. № 1370-О).
По мнению судебной коллегии, возложив на ответчика обязанность по предоставлению истцу субсидии для приобретения жилого помещения, суд фактически обязал ответчика обеспечить истца такой субсидией во внеочередном порядке.
Однако ни Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", ни Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной жилищной подпрограммы обеспечения жилищными субсидиями граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 153, не предусматривают внеочередного порядке предоставления субсидии для приобретения жилого помещения данной категории граждан, а напротив, устанавливают предоставление таких мер социальной поддержки исключительно в порядке очередности.
Таким образом, правовые основания для обеспечения истца жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке отсутствуют, в связи с чем, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 декабря 2014 г. – отменить.
Вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области о признании действий органов исполнительной власти Ростовской области незаконными, о предоставлении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения- отказать.
Председательствующий
Судьи