Судья <данные изъяты>
Докладчик Решетникова Т.М. Дело № 33 -3176 -2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Решетниковой Т.М.
судей Быковой В.Б., Никитиной Г.Н.
при секретаре Гладких А.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 24 марта 2014года дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании недействительными результатов публичных слушаний и решения Совета депутатов города Новосибирска от 25 сентября 2013г. № 935 « О внесении изменений в устав города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007г. №616» по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 февраля 2014г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Решетниковой Т.М., пояснения ФИО1 и его представителя ФИО5, поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Довыденко Н.П., полагавшей, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Часть 4 статьи 15 Устава города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007г. № 616, в редакции решения Совета депутатов города Новосибирска от 28 сентября 2011 № 418 устанавливала, что мэр города Новосибирска избирается по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства, при которой избранным признается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Советом депутатов города Новосибирска 25 сентября 2013г. принято решение №935 « О внесении изменений в Устав города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007г. № 616»( л.д. 54-55).
Согласно пункта 1.4 Решения № 935 в части 4 статьи 15 слова « абсолютного большинства, при которой избранным признается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании» заменены словами « относительного большинства, при которой избранным признается кандидат, набравший большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании».
Согласно новой редакции части 4 статьи 15 Устава города Новосибирска- « мэр города Новосибирска избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, при которой избранным признается кандидат, набравший большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании».
Граждане ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в Центральный районный суд г. Новосибирска с заявлением о признании результатов публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов города Новосибирска и решения Совета депутатов города Новосибирска от 25 сентября 2013г. № 935 « О внесении изменений в устав города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007г. №616» недействительными в части внесения пунктом 1.4 решения изменений в часть 4 статьи 15 Устава города Новосибирска ( л.д. 1-3, 66-68 т.1).
В обосновании своих требований заявители указали, что публичные слушания были проведены с нарушением Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положения о публичных слушаниях в городе Новосибирске, утвержденного решением Городского Совета Новосибирска от 25 апреля 2007г. № 562, что является основанием для признания решения Совета депутатов города Новосибирска от 25 сентября 2013г. № 935 « О внесении изменений в устав города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007г. №616» недействительным в части пункта 1.4, которым внесены изменения в часть 4 статьи 15 Устава города Новосибирска.
Центральным районным судом было принято решение об отказе в удовлетворении заявления.
ФИО1 просит отменить решение Центрального районного суда г. Новосибирска и принять новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В жалобе ФИО1 указывает, что оспариваемое в части решение Совета депутатов города Новосибирска от 25 сентября 2013г. противоречит Федеральным законам « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушена процедура проведения публичных слушаний. К процессуальным нарушениям относит перенос даты судебного заседания с 24 февраля 2014г. на 10 февраля 2014г., о чем он был поставлен в известность, но его представитель был занят в другом процессе и он участвовал в деле без представителя ; в удовлетворении ходатайства об отложении дела ему было отказано.
Относительно апелляционной жалобы ФИО1 поданы возражения представителем Совета депутатов города Новосибирска.
ФИО2, ФИО3, ФИО4, Совет депутатов города Новосибирска и мэрия г. Новосибирска о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы ФИО1 извещены надлежащим образом, в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела ( л.д. 286,288,289-291 т.1).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законом Новосибирской области от 7 ноября 2012г. № 267-ОЗ « О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов и референдумов в Новосибирской области, правовой статус избирательных комиссий, комиссий референдума в Новосибирской области» внесены изменения в Закон Новосибирской области от 20 апреля 2007г. № 99-ОЗ « О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области».
Статья 4.1 Закона Новосибирской области № 99-ОЗ в новой редакции устанавливает, в случае, если глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, на выборах главы такого муниципального образования могут применяться следующие виды избирательных систем:
мажоритарная избирательная система относительного большинства;
мажоритарная избирательная система абсолютного большинства ( часть первая).
Вид применяемой избирательной системы устанавливается уставом муниципального образования ( часть вторая).
Если уставом муниципального образования не установлен вид избирательной системы, применяемой при выборах главы муниципального образования, то выборы главы такого муниципального образования проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства( часть третья).
Часть 4 статьи 15 Устава города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007г. № 616, в редакции решения Совета депутатов города Новосибирска от 28 сентября 2011 № 418 устанавливала, что мэр города Новосибирска избирается по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства, при которой избранным признается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Советом депутатов города Новосибирска 25 сентября 2013г. принято решение №935 « О внесении изменений в Устав города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007г. № 616»( л.д. 54-55).
Согласно пункта 1.4 Решения № 935 в части 4 статьи 15 слова « абсолютного большинства, при которой избранным признается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании» заменены словами « относительного большинства, при которой избранным признается кандидат, набравший большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании».
Согласно новой редакции части 4 статьи 15 Устава города Новосибирска - « мэр города Новосибирска избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, при которой избранным признается кандидат, набравший большинства голосов избирателей, принявших участие в голосовании».
Доводы апелляционной жалоба ФИО1 в части нарушения процедуры проведения публичных слушаний по принятию решения о внесении изменений в Устав города Новосибирска, аналогичны доводам, которые были заявлены в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в решении суда.
С учетом исследованных доказательств, которые были представлены заинтересованными лицами при рассмотрении дела, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что оспариваемый заявителями пункт 1.4 решение №935 Совета депутатов города Новосибирска от 25 сентября 2013г. « О внесении изменений в Устав города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007г. № 616» не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; принят Советом депутатов города Новосибирска в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры принятия.
Согласно части 3 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003года №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской организации» устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования.
Согласно положениям статьи 28 Устава города Новосибирска Совет депутатов города Новосибирска является представительным органом муниципального образования города Новосибирска и принимает в пределах своих полномочий нормативные и иные решения.
Проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию ( обнародованию) с одновременным опубликованием ( обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту изменений в устав, а также порядок участия граждан в его обсуждении ( часть 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ).
Статья 28 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает проведение публичных слушаний по проекту изменений в устав.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и ( или ) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование ( обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений ( часть 4 статьи 28 Федерального закона №131-ФЗ).
5 июля 2013г. в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска № 51 были опубликованы :
- решение Совета депутатов города Новосибирска от 26 июня 2013г. № 928 « О назначении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов города Новосибирска « О внесении изменений в Устав города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 № 616» ;
- проект решения Совета депутатов города Новосибирска « О внесении изменений в Устав города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 № 616» ;
-решение Совета депутатов города Новосибирска от 27 марта 2007 № 528 « О Порядке учета предложений граждан и их участия в обсуждении проекта Устава города Новосибирска, проекта решения Совета депутатов города Новосибирска о внесении изменений и дополнений в Устав города Новосибирска»,
-решение Совета депутатов города Новосибирска от 25 апреля 2007 № 562 « О Положении о публичных слушаниях в городе Новосибирске» с приложением.
Публичные слушания были назначены с соблюдением срока, установленного пунктом 6.1 Положения о публичных слушаниях города Новосибирска, не ранее чем через 14 и не позднее 50 дней после опубликования решения о назначении слушаний, – 23 августа 2013г.
Для проведения публичных слушаний, в соответствии с разделом 7 Положения о публичных слушаниях, были привлечены эксперты; информация о времени и месте проведения публичных слушаний опубликована в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска от 23 июля 2013г. № 56, а также размещена на официальном сайте Совета депутатов города Новосибирска.
Публичные слушания были проведены в соответствии с требованиями раздела 9 Положения о публичных слушаниях, что подтверждается протоколом публичных слушаний, оценка которому дана в решении суда первой инстанции.
25 сентября 2013г. проект решения Совета депутатов города Новосибирска « О внесении изменений в Устав города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007г. №616» был рассмотрен и принят на сессии Совета депутатов города Новосибирска большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
За принятие решения проголосовало 27 депутатов, что соответствует требованиям части 5 статьи 44 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение Совета депутатов города Новосибирска от 25 сентября 2013г. № 935 « О внесении изменений в устав города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007г. №616» было опубликовано в печатном органе « Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска» 29 октября 2013г. № 87; в Министерстве юстиции России по Новосибирской области оспариваемое решение зарегистрировано 25 октября 2013г.
Процессуальных нарушений, которые влекут отмену принятого судом первой инстанции решения, при рассмотрении апелляционной жалобы не установлено.
ФИО1 был надлежащим образом извещен 6 февраля 2014г. о месте и времени рассмотрения заявления 10 февраля 2014г. в 14-00( л.д. 181т.1). ФИО1 лично явился в судебное заседание 10 февраля 2014г. и после перерыва 11 февраля 2014г., в рассмотрении дела принимал участие его представитель о допуске которого он заявил суду- Степанов В.В.; ходатайства заявителей, в том числе ФИО1 об отложении рассмотрения дела, были рассмотрены судом с соблюдением требований Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований к отмене решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 февраля 2014г. не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий /Решетникова Т.М./
Судьи /Быкова В.Б./
/Никитина Г.Н./