ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3179/19 от 07.05.2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Свинова Е.Е. Дело (номер) – 3179 / 2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 мая 2019 года (адрес)

Судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес) - Югры в составе:

председательствующего Ивановой И.Е.,

судей: Данилова А.В., Беспаловой В.В.,

при секретаре Чайка Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту строительства (адрес) – Югры о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата, и к администрации (адрес) о принятии документов,

по апелляционной жалобе Департамента строительства (адрес) - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:

«Признать незаконным отказ Департамента строительства (адрес) – Югры в выдаче ФИО1 государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения.

Признать за ФИО1 право на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения.

Обязать Департамент строительства (адрес)– Югры выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации (адрес) о возложении обязанности принять документы, отказать».

Заслушав доклад судьи Данилова А.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что решением Управления по жилищной политике администрации (адрес) он был поставлен на учет и признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». (дата) Департамент строительства ХМАО-Югры выявил факт непредставления необходимых документов для принятия решения о выдаче жилищного сертификата, а именно: обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность, в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), СОТ «Водник-2», (адрес). С данным решением он не согласен, поскольку все необходимые документы были им предоставлены в Управление жилищной политики администрации (адрес), следовательно, у Департамента строительства ХМАО-Югры не было оснований для вынесения решения об отказе в предоставлении ему субсидии. Кроме того, на территории России отсутствует недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, а также жилое помещение, предоставленное ему по договору социального найма. (адрес) в СОТ «Водник-2» принадлежит на праве собственности ФИО2 Согласно действующему законодательству дома, расположенные на территории дачных, садово-огороднических товариществ и кооперативов, к объектам жилищного фонда не относятся. В настоящее время администрация (адрес) отказывает ему в приеме документов для получения субсидии. Просил признать незаконным отказ Департамента строительства ХМАО-Югры в предоставлении жилищного сертификата и обязать Департамент выдать ему жилищный сертификат. Также просил обязать администрацию (адрес) принять документы, необходимые для получения жилищного сертификата.

В ходе рассмотрения дела истец дополнил требования, просил признать за ним право на получение жилищного сертификата без передачи приспособленного для проживания строения по адресу: СОТ Водников-2. (адрес); обязать Департамент выдать жилищный сертификат; обязать администрацию (адрес) принять документы, необходимые для получения жилищного сертификата.

Истец и его представитель ФИО3 в судебном заседании на требованиях настаивали, обосновывая их доводами, изложенными в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении.

Представитель администрации (адрес) ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, предъявленных к администрации (адрес), поскольку Администрация (адрес) не отказывала истцу в принятии документов для получения жилищного сертификата. Пояснила, что строение, в котором проживает истец с семьей не входит в жилищный фонд (адрес), так как не является жилым помещением.

Представитель Департамента строительства ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что доводы истца о том, что имеющийся в его собственности жилой дом не подлежит учету при решении вопроса о предоставлении жилищного сертификата исключительно на том основании, что он расположен на земельном участке в СОТ, являются ошибочными. Постановлением Конституционного Суда РФ от (дата)(номер)-П признан не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1), и 55 (часть3), абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. Существенным обстоятельством в целях признания жилым или нежилым является пригодность его для постоянного проживания. Учитывая, что спорный дом зарегистрирован на основании декларации об объекте недвижимого имущества, в котором назначение его определено как жилое, при этом истец и члены его семьи зарегистрированы в нем по месту жительства, и исходя из адреса, указанного в иске, используют его для постоянного проживания, иного места жительства и другого жилья на праве собственности, праве социального найма и регистрации по месту жительства они не имеют, то законные основания для предоставления истцу жилищного сертификата отсутствуют. Истцом не представлено каких-либо доказательств того, что спорный дом используется лишь как садовый дом для проживания в летний период и не пригоден для круглогодичного проживания. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 и ФИО5 в судебном заседании поддержали заявленные истцом требования.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Департамент строительства ХМАО-Югры просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обосновании доводов жалобы указано на то, что решение суда является незаконным и необоснованным. Выдача сертификатов осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы - Департаментом строительства (адрес) - Югры в соответствии с Федеральным законом от (дата) № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее-Федеральный закон), Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)(номер) (далее - Правила). В соответствии со статьей 5 Закона, а также пунктом 17«в» Правил, членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина. Указанные нормы являются императивными и не позволяют определять состав семьи по усмотрению Заявителя. Рассмотрев документы, представленные администрацией (адрес), на предмет принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата выявлен факт непредставления документов, указанных в п. 44 Правил, необходимых для принятия решения, а именно: не представлено обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению (номер) к Правилам, в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: СОТ Водник-2, (адрес). Данное жилое помещение согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости принадлежит на праве собственности супруге заявителя ФИО2, являющейся членом его семьи. В соответствии с подпунктом 16.1(в) пункта 16 Правил гражданином участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. Пунктом 44(1) Правил установлено, что в случае непредставления или неполного представления документов, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается. Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет документы, указанные в п. 44 Правил, одним из которых является обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Пунктом 16.1 Правил установлено, что норматив расчета размера социальной выплаты, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; в) гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования. Пунктом 16.3 Правил установлено, что в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится. Таким образом, поскольку заявителя нельзя отнести к категории граждан, определенных подпунктом «а» указанной нормы, поскольку член его семьи имеет жилое помещение в собственности, то выдача жилищного сертификата невозможна без предоставления обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность. Доводы заявителя о том, что поскольку жилой дом построен на садовом участке, то не является жилым помещением, подлежащим передаче в собственность муниципального образования, являются ошибочными. Учитывая, что спорный дом зарегистрирован на основании декларации об объекте недвижимого имущества, в котором назначение его определено, как жилое, при этом заявитель и члены его семьи зарегистрированы в нем по месту жительства, и исходя из адреса, указанного в исковом заявлении, используют его для постоянного проживания, законные основания для предоставления заявителю жилищного сертификата отсутствуют.

В возражении на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес) - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, (дата)ФИО1 обратился с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, для приобретения жилого помещения на состав семьи: супруга ФИО2 и сын ФИО5, при этом указав, что ни он, ни члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют. К указанному заявлению были приложены необходимые документы (л.д.45-48).

(дата) Департамент строительства ХМАО-Югры, рассмотрев представленные истцом документы, принял решение об отказе в выдаче ФИО1 жилищного сертификата, со ссылкой на то, что выявлен факт не предоставления документов, указанных в п.44 Правил, а именно: не предоставлено обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения по адресу: СОТ Водников, (адрес), принадлежащего на праве собственности супруге ФИО2, в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению (номер) к Правилам (л.д.14-15).

Не согласившись с данным отказом, и полагая, что имеет право на получение жилищного сертификата, истец обратился в суд.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению. При этом суд учитывал, что (дата) было зарегистрировано право собственности за ФИО2 на дом, назначение жилое, по адресу: (адрес), СОТ «Водник-2», (адрес). Дом расположен на принадлежащем ей садовом участке площадью 1825 кв.м в СОТ «Водник» (л.д.16,17).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от (дата) № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", садовый земельный участок – это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

В соответствии со статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждено Постановлением Правительства РФ (номер) от (дата).

Согласно данному положению признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещения установленным требованиям. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Жилым помещением признается, в частности жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Действие настоящего Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.3 ФЗ от (дата) № 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

В соответствии с п. 3 ст. 25.3 ФЗ от (дата) № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Форма декларации утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от (дата)(номер), все сведения об объекте недвижимого имущества определяются и вносятся заявителем в декларацию самостоятельно.

При этом, если на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства либо дачного хозяйства, создан объект недвижимости, пригодный для постоянного проживания, в п. 3 «назначение объекта» декларации может быть заполнена ячейка «жилое».

Таким образом, из анализа приведенных правовых норм также следует, что понятие «жилое строение», используемое в Федеральном законе от (дата) № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и в декларации, которая предоставляется для регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, возведенный на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, не идентично понятию «жилой дом», используемому в жилищных отношениях в соответствии с Жилищным кодекса Российской Федерации.

Следовательно, законодательство Российской Федерации содержит как понятие индивидуальный жилой дом, так и понятие жилое строение, причем последнее, объектом жилищных прав не является.

Судом установлено, что право собственности ФИО2 на жилой дом зарегистрировано на основании декларации об объекте недвижимого имущества, заполненной ею самостоятельно. Его ввод в эксплуатацию и постановка на государственный учет осуществлялись не в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а в соответствии с Федеральным законом от (дата) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Указанная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от (дата)(номер)-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» в котором указано, что тот факт, что Жилищный кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает принятие Федерального закона от (дата) № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Исходя из того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «к» части 1, Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено в статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки. При этом не исключается возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации).

В (адрес)-Югре нормативно-правового акта, определяющего порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания в настоящее время не принято, (адрес) в СОТ «Водник-2» в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не вводился, земельный участок, расположенный по указанным строением не отводился под индивидуальное жилое строительство, а был отведен как садовый участок.

При этом, суд исходил из того, что свидетельство о государственной регистрации права (дата) не подтверждает наличия у строения статуса «жилого дома», так как понятие «дом» назначение жилое, используемое в декларации по упрощенной процедуре регистрации права не идентично понятию «жилой дом», применяемому в жилищном законодательстве и не может быть признано жилым домом, пригодным для постоянного проживания граждан. Более того, суд указал на то, что согласно справке ЖЭУ временного жилья МУП (адрес) «ПРЭТ (номер)» балок (номер) поселка ВМУ-1 (адрес регистрации истца и членов его семьи) не состоит на балансе ЖЭУ временного жилья. В реестре приспособленных для проживания отсутствует. На сегодняшний день числится под адресом СОТ «Водник-2», (адрес) (балок) (л.л.107). Как следует из ответа администрации (адрес)(номер) от (дата) на обращение ФИО2, дом, расположенный по адресу: СОТ «Водник-2», (адрес) жилищному фонду (адрес) не относится.

С учетом изложенного, суд счел, что строение, расположенное по адресу: СОТ «Водник-2», (адрес), принадлежащее на праве собственности ФИО2 не является жилым помещением, пригодным для постоянного проживания граждан, в связи с чем, не сможет быть объектом жилищных прав. Таким образом, не предоставление ФИО1 обязательства о безвозмездно отчуждении находящегося в собственности ФИО2 жилого дома, расположенного по адресу: СОТ «Водник-2», (адрес), в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению (номер) к Правилам, поскольку указанное строение не является жилым помещением, пригодным для постоянного проживания граждан.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что истец относится к гражданам, указанным в подп. «з» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)(номер) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обстоятельств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2015 годы», поскольку прибыл в местность, приравненную к районам Крайнего Севера не позднее (дата), имеет общую продолжительность стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера не менее пятнадцати календарных лет, судом установлено, что ни он, ни члены его семьи не имеет других жилых помещений, пригодных для постоянного проживания на территории Российской Федерации, является участником федеральной целевой программы «Жилище» и имеет право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации данной подпрограммы, суд счел отказ Департамента строительства ХМАО – Югры в выдаче ФИО1 государственного жилищного сертификата незаконным, следовательно, за истцом следует признать право на получение государственного жилищного сертификата.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Согласно постановлению Правительства РФ от (дата) N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 – 2020 годы», постановлением (адрес) от (дата)(номер)-п, Постановлением Правительства ХМАО - Югры от (дата)(номер)-п "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства (адрес) - Югры и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства (адрес) – Югры», формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Выдача и реализация государственных жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 153 (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого решения).

Положениями Правил предусмотрен отказ в выдаче сертификата, в случае непредставления обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения (п. п. 44, 44 (1)).

Вместе с тем такое обязательство предоставляется в случае, если гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи, проживающие на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимают обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения либо в случае, если гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность (пп. "б" и "в" п. 16.1, п. 44 Правил).

В ст. 6 Федерального закона от (дата) N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление жилищной субсидии для граждан, имеющих в собственности жилье, обусловлено его отчуждением в публичную собственность, что обеспечивает тем самым необходимый учет конкретных жилищных условий граждан и предотвращает оказание мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета лицам, которые реально в них не нуждаются. Обязательство о передаче жилого помещения собственник принимает добровольно, на основе своего волеизъявления, и после получения и реализации государственного жилищного сертификата у него возникает соответствующая обязанность, неисполнение которой влечет за собой право государственного или муниципального органа требовать в судебном порядке передачи жилого помещения в публичную собственность согласно достигнутым договоренностям.

При этом в силу ст. 8 ГК РФ права и обязанности возникают, в том числе, из оснований, предусмотренных законом, к числу которых относится и Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Между тем, оснований считать, что строение, расположенное по адресу: СОТ «Водник-2», (адрес), принадлежащее на праве собственности ФИО2, является жилым помещением, пригодным для постоянного проживания граждан, и подлежит отчуждению в публичную собственность, не имеется. Истец прибыл в местность, приравненную к районам Крайнего Севера не позднее (дата), имеет общую продолжительность стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера не менее пятнадцати календарных лет, ни он, ни члены его семьи не имеют других жилых помещений, пригодных для постоянного проживания на территории Российской Федерации, истец является получателем страховой пенсии по старости. Эти сведения указывают на то, что истец нуждается в государственной поддержке и самостоятельно преодолеть возникшую жизненную ситуацию не в состоянии. Истец вправе ставить вопрос о реализации его права на получение государственного жилищного сертификата.

Выводы суда основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и являются правильными.

Доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства (адрес) - Югры – без удовлетворения.

Председательствующий Иванова И.Е.

Судьи: Данилов А.В.

Беспалова В.В.