ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-317/2017 от 12.05.2017 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья <...>

Дело № 33-317/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 мая 2017 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Тараника В.Ю., Слободчиковой М.Е.,

при секретаре Барановой Д.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от <...>, которым постановлено:

Иск администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к Еврейской автономной области в лице финансового управления правительства Еврейской автономной области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения представителя истца администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО и третьего лица администрации Ленинского муниципального района ЕАО Тарасенко А.А., представителя ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации Цепляевой Ю.В., представителя третьего лица ООО «МегаСтрой 8» Хрящевой И.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО (далее по тексту - администрация Ленинского сельского поселения ЕАО) обратилась в суд к управлению архитектуры и строительства правительства ЕАО, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ с иском о возложении обязанности, взыскании денежных средств.

В обоснование требований указала, что в результате крупномасштабного наводнения 2013 года ряд жилых помещений, находящихся в Ленинском сельском поселении ЕАО, пострадал и был признан непригодным для проживания. Для защиты интересов граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими, администрацией Ленинского сельского поселения ЕАО с управлением архитектуры и строительства правительства ЕАО заключено соглашение от 26.03.2014 «О предоставлении в 2014 году иных межбюджетных трансфертов Ленинскому сельскому поселению ЕАО на строительство или приобретение жилья взамен утраченного жилья в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году». С учетом дополнительного соглашения № 11 к указанному соглашению, объем межбюджетных трансфертов Ленинскому сельскому поселению ЕАО составил <...> рублей <...> копеек. Вместе с тем стоимость возведенного жилья составила <...> рубля <...> копеек, что привело к задолженности перед бюджетом Ленинского сельского поселения ЕАО в размере <...> рублей, которая подлежит взысканию с бюджета Российской Федерации.

На территории Ленинского сельского поселения ЕАО было построено и приобретено 8 322,5 кв.м. жилых помещений, из них 1 026 кв.м. - быстровозводимых. Все строительство и приобретение подтверждено отчетами и документами, предоставленными в распоряжение управления архитектуры и строительства правительства ЕАО. Денежных средств, выделенных в рамках соглашения, оказалось недостаточно для выполнения обязательств по оплате выполненных и принятых работ по строительству жилых помещений, что привело к образованию задолженности перед подрядчиками, которая взыскана в судебном порядке. В адрес управления архитектуры и строительства правительства ЕАО неоднократно направлялись заявки с просьбами о внесении изменения в вышеуказанное соглашение о предоставлении межбюджетных трансфертов, увеличении их размера до необходимого, однако ответы на заявки не поступили, изменение в соглашение не внесено.

Просила обязать управление архитектуры и строительства правительства ЕАО внести изменение в соглашение № 1 от 26.03.2014 года «О предоставлении в 2014 году иных межбюджетных трансфертов Ленинскому сельскому поселению ЕАО на строительство или приобретение жилья взамен утраченного жилья в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году» путем заключения дополнительного соглашения на сумму <...> рубля <...> копеек, а также (с учетом последующего уточнения) взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года путем перечисления на счет Ленинского муниципального района в размере <...> рублей.

Определением суда от 12.12.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Определением суда от 13.01.2017 производство по делу по иску администрации Ленинского сельского поселения ЕАО к управлению архитектуры и строительства правительства ЕАО о возложении обязанности прекращено. К участию в деле в качестве соответчика привлечена Еврейская автономная область в лице финансового управления правительства ЕАО, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены ООО «МегаСтрой 8», ООО «Строй-эксперт», ООО «Северная ось ДВ».

В судебном заседании от 13.01.2017 представитель истца Тарасенко А.А. исковые требования и доводы искового заявления поддержала.

Представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ Цепляева Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что Российская Федерация в полном объеме выполнила свои обязательства по предоставлению иных межбюджетных трансфертов на строительство или приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением 2013 года.

Представители истца администрации Ленинского сельского поселения ЕАО, ответчика Еврейской автономной области в лице финансового управления правительства ЕАО, третьих лиц - администрации Ленинского муниципального района ЕАО, управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, ООО «МегаСтрой 8», ООО «Строй-эксперт», Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в судебное заседание не явились.

Конкурсный управляющий ООО «Северная ось ДВ» Бичуцкий Д.Б. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. В письменных пояснениях указал, что решением Арбитражного суда ЕАО от <...> ООО «Северная ось ДВ» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Администрация Ленинского муниципального района ЕАО имеет задолженность по оплате за выполненные работы, которая подтверждена судебными актами, исполнительные листы находятся на исполнении в УФК по ЕАО.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе администрация Ленинского сельского поселения ЕАО просила решение суда отменить, принять новое решение. Мотивируя жалобу, указала, что судом нарушены нормы материального права.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, принимая к рассмотрению документы о задолженности, не представило межбюджетный трансферт на необходимые цели. Полагает, что единственной причиной возникновения задолженности федерального бюджета является несвоевременное предоставление документов.

В решении суда не отражена позиция представителя управления архитектуры и строительства правительства ЕАО о том, что перед Ленинским сельским поселением ЕАО действительно имеется задолженность в размере <...> рублей.

Вывод суда о том, что заявленная сумма является частью долга, взысканного решением Арбитражного суда ЕАО, является неверным и противоречит материалам дела. Дебиторская и кредиторская задолженности перед подрядчиками не имеют правового значения для настоящего дела, так как требования заявлены на основании общей стоимости построенного жилья и денежных средств, перечисленных из федерального бюджета на оплату стоимости этого жилья.

Кроме этого полагала, что судом нарушены нормы процессуального права. В соответствии с судебными повестками, выданными секретарем судебного заседания, судебное разбирательство по данному делу было назначено 03.02.2017 на 11 часов 30 минут. Вместе с тем судебное заседание было начато в 11 часов 10 минут. Прибывший в 11 часов 20 минут представитель истца был лишен возможности участвовать в судебном разбирательстве.

В возражениях на апелляционную жалобу Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации указала, что поскольку дополнительное соглашение на сумму <...> рубля <...> копеек не заключалось, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Полагала, что истец повторно просит взыскать денежную сумму, которая ему ранее уже была выделена из федерального бюджета в виде иных межбюджетных трансфертов.

Представитель истца администрации Ленинского сельского поселения ЕАО и третьего лица администрации Ленинского муниципального района ЕАО Тарасенко А.А. в суде апелляционной инстанции доводы и требования апелляционной жалобы поддержала.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ Цепляева Ю.В. указала на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу.

Представитель третьего лица ООО «МегаСтрой 8» Хрящева И.В. в суде апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции не согласилась.

Представители ответчика Еврейской автономной области в лице финансового управления правительства ЕАО, третьих лиц - управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, ООО «Строй-эксперт», ООО «Северная ось ДВ» в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Поскольку настоящее дело было рассмотрено в отсутствие представителей истца администрации Ленинского сельского поселения ЕАО и третьего лица администрации Ленинского муниципального района ЕАО, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, 05.05.2017 судебной коллегией по гражданским делам суда ЕАО вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. В соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено управление архитектуры и строительства правительства ЕАО.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как незаконное, а дело - рассмотрению судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции.

Принимая в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории ЕАО в 2013 году произошла чрезвычайная ситуация межрегионального характера.

Пунктом 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в п. 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к указанной Программе.

Согласно п. 9 Правил при расчете размеров трансфертов учитываются на цели строительства жилья:

норматив общей площади жилого помещения 33 кв. метра - для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров - на 1 человека при численности членов семьи 3 и более человека;

стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленная субъектом Российской Федерации, но не более 30 тыс. рублей за 1 кв. метр.

В силу п. 11 Правил предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашением о предоставлении трансфертов.

В соответствии со ст. 74 Бюджетного кодекса РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.

Таким образом, Министерство финансов РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Минстроя РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» по которому Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Согласно ст. 6 Закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» на строительство утраченных жилых помещений и проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, поврежденных в результате наводнения, органам местного самоуправления муниципальных образований области предоставляются иные межбюджетные трансферты (ч. 1). Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов определяется правительством области (ч. 2).

В силу ст. 7 названного закона ЕАО для расчета размера предоставления органам местного самоуправления муниципальных образований области иных межбюджетных трансфертов на строительство жилых помещений взамен находившихся в муниципальной собственности или бесхозяйных, признанных утраченными, применяются:

а) норматив общей площади жилого помещения 33 кв. метра - для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров - на 1 человека при численности членов семьи 3 и более человека;

б) стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения:

30 тыс. рублей за 1 кв. метр - при строительстве жилья, за исключением строительства быстровозводимых жилых домов из блок-модулей;

45 тыс. рублей за 1 кв. метр - при строительстве быстровозводимых жилых домов из блок-модулей.

Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 540-пп утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям ЕАО на цели строительства или приобретения жилья взамен утраченного жилья в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, в соответствии с п.п. 4 и 6 которого иные межбюджетные трансферты предоставляются на основании соглашений, заключенных между управлением архитектуры и строительства правительства области и органами местного самоуправления муниципальных образований области, для определения размера средств, необходимых для предоставления иных межбюджетных трансфертов, органы местного самоуправления области представляют в управление архитектуры и строительства правительства области следующие документы: заявку на предоставление иных межбюджетных трансфертов; акт обследования жилых помещений и заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания; информацию о нахождении поврежденного жилого помещения в реестре муниципальной собственности; информацию о подаче заявления о постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество поврежденного или утраченного жилого помещения (в случае, если поврежденное или утраченное жилое помещение является бесхозяйным).

Материалами дела установлено, что <...> администрация Ленинского сельского поселения ЕАО передала администрации Ленинского муниципального района ЕАО полномочия по организации и осуществлению мероприятий по строительству жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений.

26.03.2014 между управлением архитектуры и строительства правительства ЕАО («главный распорядитель бюджетных средств») и администрацией Ленинского сельского поселения ЕАО («распорядитель (получатель) бюджетных средств») заключено соглашение № 1 «О предоставлении в 2014 году иных межбюджетных трансфертов Ленинскому сельскому поселению на строительство или приобретение жилья взамен утраченного жилья в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, находящегося в муниципальной собственности, а так же бесхозяйных жилых помещений». С учетом дополнительного соглашения от 02.12.2015 № 11 к указанному соглашению, объем межбюджетных трансфертов Ленинскому сельскому поселению ЕАО составил <...> рублей <...> копеек.

В соответствии с указанным соглашением управлением архитектуры и строительства правительства ЕАО администрации Ленинского сельского поселения ЕАО перечислены межбюджетные трансферты в сумме <...> рублей, которые затем были перечислены в бюджет Ленинского муниципального района ЕАО, в том числе <...> рубля <...> копеек - средства федерального бюджета, <...> рубля <...> копеек - средства областного бюджета.

Из материалов дела следует, что для ликвидации последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в Ленинском сельском поселении ЕАО было построено и приобретено 8 322,5 кв.м. жилых помещений на общую сумму <...> рубля <...> копеек, в том числе:

104 жилых помещения общей площадью 6546,5 кв.м., стоимость строительства которых составила <...> рублей (<...> рублей за кв.м.),

21 жилое помещение общей площадью 1026 кв.м., стоимость строительства которых составила <...> рублей (<...> рублей за кв.м.),

15 жилых помещений общей площадью 583,3 кв.м., стоимость строительства которых составила <...> рубля <...> копеек (<...> рублей за кв.м.),

3 жилых помещения общей площадью 166,7 кв.м., стоимость приобретения которых составила <...> рублей (<...> рублей за кв.м.).

Следовательно, недофинансирование на строительство и приобретение указанных жилых помещений составило <...> рублей <...> копеек.

При этом из федерального бюджета на строительство и приобретение упомянутых жилых помещений должно было поступить <...> рубля <...> копеек (исходя из стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, финансируемой из федерального бюджета, не более 30 тыс. рублей за 1 кв. метр). Недофинансирование из федерального бюджета составило <...> рублей <...> копеек.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, с учетом заявленных исковых требований, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу администрации Ленинского муниципального района ЕАО денежных средств на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в размере <...> рублей.

Доводы представителя ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о том, что поскольку дополнительное соглашение на сумму <...> рубля <...> копеек не заключалось, исковые требования удовлетворению не подлежат, а также о том, что на счетах ООО «Вистакорд» остались средства федерального бюджета в сумме <...> рублей, которые не возвращены ни истцу, ни в федеральный бюджет, являются необоснованными. Исковые требования основаны на общей стоимости построенного и приобретенного жилья и денежных средств, перечисленных на оплату стоимости этого жилья. Необходимость в строительстве и приобретении для ликвидации последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в Ленинском сельском поселении ЕАО 8 322,5 кв.м. жилых помещений на общую сумму <...> рубля <...> копеек подтверждается материалами дела (справками администрации Ленинского муниципального района ЕАО от 10.05.2017 № 310, от 11.05.2017 № 320, муниципальными контрактами на приобретение квартир и строительство домов). При этом у администрации Ленинского муниципального района ЕАО имеется кредиторская задолженность по основному долгу перед подрядчиками, осуществлявшими строительство, в сумме <...> рублей <...> копеек.

На основании вышеизложенных норм права и установленных обстоятельств в удовлетворении исковых требований истца к Еврейской автономной области в лице

финансового управления правительства Еврейской автономной области о взыскании денежных средств надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 03.02.2017 отменить, вынести новое решение, которым:

«Исковые требования администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в размере <...> рубля.

Исковые требования администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к Еврейской автономной области в лице финансового управления правительства Еврейской автономной области о взыскании денежных средств оставить без удовлетворения».

Апелляционную жалобу администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области считать удовлетворенной.

Председательствующий

Судьи