ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3180/20 от 04.06.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции слушала дело судья Герасимова И.И.

дело № 33-3180/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

в составе

председательствующего Флюг Т.В.

судей Овсянниковой И.Н., Тарасовой А.А.

при секретаре Плиско Э.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июня 2020 года в городе Хабаровске гражданское дело №2-364/2020 по исковому заявлению ФИО1 к МУП города Хабаровска «Городской электрический транспорт» о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставлять проезд по социальной транспортной карте, взыскании стоимости билета, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе МУП города Хабаровска «Городской электрический транспорт» на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 23 января 2020 года,

заслушав доклад судьи Флюг Т.В., объяснения представителя МУП г.Хабаровска «ГЭТ» ФИО2, представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края ФИО3, представителя Правительства Хабаровского края ФИО4, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к МУП города Хабаровска «Городской электрический транспорт» о признании действий об отказе в предоставлении проезда по социальной транспортной карте незаконными, возложении обязанности предоставлять проезд по социальной транспортной карте на всех видах транспорта, о взыскании стоимости билета 26 руб., компенсации морального вреда 100 000 руб.

В обоснование иска, указав, что является инвалидом третьей группы, 16.10.2019г. осуществлял поездку на автобусе маршрута №34, принадлежащем ответчику, кондуктор отказался принимать к оплате социальную транспортную карту, чем нарушил его право на бесплатный проезд с применением социальной карты. Истец был вынужден оплатить проезд в размере 26 руб. В ходе разбирательства с кондуктором ФИО1 испытывал моральные неудобства перед другими пассажирами.

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 23 января 2020г., исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Судом постановлено: Признать действия МУП города Хабаровска «Городской электрический транспорт» по отказу в предоставлении проезда по социальной транспортной карте при осуществлении перевозок пассажира ФИО1 незаконными.

Возложить на МУП города Хабаровска «Городской электрический транспорт» обязанность предоставлять ФИО1 проезд по социальной транспортной карте на всех видах транспортных средств МУП города Хабаровска «Городской электрический транспорт».

Взыскать с МУП города Хабаровска «Городской электрический транспорт» в пользу ФИО1 стоимость билета в размере 26 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., судебные расходы в размере 400 руб., всего 1 426 руб.

Решение суда в части возложения на МУП города Хабаровска «Городской электрический транспорт» обязанность предоставлять ФИО1 проезд по социальной транспортной карте на всех видах транспортных средств МУП города Хабаровска «Городской электрический транспорт» подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с МУП города Хабаровска «Городской электрический транспорт» в доход муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе МУП города Хабаровска «Городской электрический транспорт» просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указав, что п.1 ст.20 Закона №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ» не применяется при организации перевозок по регулируемым тарифам. Министерством социальной защиты населения не обеспечен контроль за организацией на территории края предоставления проезда отдельным категориям граждан на транспорте общего пользования с применением социальной транспортной карты, интеграция электронной системы оплаты проезда на условиях установки дополнительного оборудования не соответствует порядку и условиям реализации краевого законодательства. Установка дополнительного оборудования для автоматизированного учета оплаты проезда отдельных категорий граждан по социальным транспортным картам условиями договора №26/2018 от 01.05.2018г. не предусмотрено. Право истца на проезд в транспорте общего пользования с использованием социальной карты, поставлено в зависимость от наличия соглашения о возмещении выпадающих доходов, возникающих в результате предоставления услуг по перевозке отдельных категорий граждан. Обязанность по предоставлению такого права возникает с момента интеграции электронной системы оплаты. В нарушение ст. 40 ГПК РФ судом не привлечены в качестве соответчика краевой оператор ООО ППБ «Новое Поколение» и Минсоцзащиты края.

В письменных возражениях Правительство Хабаровского края и Министерство социальной защиты населения Хабаровского края просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные ФИО1 исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пп.24 п.2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п.1 ст. 20 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.5 ст. 790 ГК РФ, Устава Хабаровского края, п. 2.2 Постановления Правительства Хабаровского края от 28.12.2018 №495-пр «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края», п. 4 ст. 1 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», ст. 151 ГК РФ, установив, что ответчик с 01.10.2019 не приступил к осуществлению перевозки пассажиров с использованием социальной транспортной карты, отказал истцу предоставить проезд по социальной транспортной карте, пришел к выводу о признании действий ответчика по отказу в предоставлении проезда по социальной транспортной карте незаконными, взыскав с ответчика стоимость билета 26 руб., компенсацию морального вреда 1 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении.

Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 220-ФЗ, регулирующего отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 1, часть 1 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ).

В силу прямого указания, содержащегося в части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В рамках установленной компетенции Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края от 20.09.2018г. №360 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края», установившей право льготных категорий граждан на бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) в порядке и на условиях, установленных Правительством Хабаровского края.

Порядок и условиях предоставления отдельным категориям граждан проезда по социальной транспортной карте на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края утверждены Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2018 N 495-пр, которым установлено, что проезд с применением социальной транспортной карты на территориях городского округа "Город Хабаровск" и Хабаровского муниципального района предоставляется на транспорте общего пользования городского сообщения (кроме такси) с 01 октября 2019 г. ( п.2.2).

Краевым оператором, обеспечивающим внедрение, эксплуатацию и сопровождение на территории Хабаровского края бесплатной электронной системы оплаты проезда с использованием социальной транспортной карты является ООО Проектно-производственное бюро «Новое поколение» с которым Министерством социальной защиты населения Хабаровского края 08.04.2019г. заключено соответствующее соглашение.

При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО1, инвалид третьей группы является федеральным льготником и владельцем социальной транспортной карты Хабаровского края 0005 002451 (л.д.15,16), оплатил 16.10.2019г. проезд на маршруте №34 рейс №1 в размере 26 руб.

В силу ст. 426 ГК РФ договор перевозки транспортом общественного пользования является публичным договором.

МУП г. Хабаровска «Городской электрический транспорт» на основании договора №26/2018 от 01.05.2018 г., заключенного с Управлением транспорта администрации г. Хабаровска, выполняет работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров по регулярным тарифам автомобильным транспортом на территории городского округа «Город Хабаровск» по маршруту №34 «Автовокзал-Комбинат рыбной гастрономии», сроком с 01.05.2018 г. по 31.12.2020 г. (л.д. 110-113).

Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Механизм расчета субсидии перевозчикам утвержден постановлением правительства Хабаровского края от 30.04.2019г. №178-пр.

В соответствии с п.2.3, п.3.1 Порядка выплата субсидии осуществляется на основании соглашения заключенного между министерством социальной защиты населения Хабаровского края и перевозчиком, субсидии предоставляются Главным распорядителем бюджетных средств на основании отчетов, представляемых в электронном виде оператором в отношении перевозчиков, заключивших с оператором договор (соглашение) о присоединении к безналичной электронной системе.

13.09.2019г. на совещании при заместителе Председателя Правительства Хабаровского края с участием в том числе директора МУП г.Хабаровска «ГЭТ» был согласован вопрос об осуществлении на транспортных средствах МУП г.Хабаровска «ГЭТ» проезда по социальной транспортной карте с 01.10.2019г. (л.д.66)

Между МУП г.Хабаровска «Городской электрический транспорт» и Министерством социальной защиты Хабаровского края соглашение о предоставлении субсидий не заключено.

Однако, отсутствие такого соглашения не освобождает МУП г.Хабаровска «Городской электрический транспорт» от исполнения обязанности по перевозке граждан льготной категории, поскольку такая обязанность возникает из законов, подлежащих исполнению на территории Хабаровского края, в связи с чем заключая с ФИО1 публичный договор перевозки, МУП г.Хабаровска «ГЭТ» не вправе был требовать оплату за проезд.

Часть 1 статьи 20 федерального закона закрепляет право органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

В доводах жалобы ответчик указывает, что положения п.1 ст. 20 Закона №220-ФЗ не применяются при организации перевозок по регулируемым тарифам.

Поскольку регулируемый тариф на перевозку пассажиров для МУП города Хабаровска «Городской электрический транспорт» установлен не был, суд первой инстанции обосновано применил к спорным правоотношениям ст. 20 ФЗ РФ №220-ФЗ.

Довод МУП города Хабаровска «Городской электрический транспорт» о не привлечении судом к участию в деле в качестве соответчиков краевого оператора и министерства социальной защиты населения Хабаровского края не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, решение принято по заявленным истцом требованиям, исходя из характера спорных правоотношений обязательное процессуальное соучастие названных лиц в данном случае не возникает.

Таким образом, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 23 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП г.Хабаровска «Городской электрический транспорт» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий Т.В. Флюг

Судьи: И.Н. Овсянникова

А.А. Тарасова