Судья Захарова Т.О. дело № 33-3186/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 февраля 2018 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Афанасьева О.В.
судей Мельник Н.И., Семеновой О.В.
при секретаре Шерстобитовой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МКУ «Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону», администрации Советского района г. Ростова-на-Дону о восстановлении срока для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 ноября 2017 года. Заслушав доклад судьи Мельник Н.И., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, сославшись в его обоснование на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением главы администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 18 марта 2002 года его попечителем назначена его бабушка Р.Е.Г. Одновременно с установлением статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, за ним было закреплено право на проживание в квартире, принадлежащей его бабушке, в данном жилом помещении истец зарегистрирован до настоящего времени, однако не проживает в нем, не имея при этом в собственности иного жилого помещения. Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 октября 2016 года ему отказано в удовлетворении исковых требований к администрации г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в постановке на учет, признании права на предоставление жилого помещения по договору найма не ниже установленных социальных норм. Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 декабря 2016 года данное решение было оставлено без изменения, при этом ФИО1 разъяснено право на обращение с иском о восстановлении срока обращения для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Указывая на то, что в силу ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в редакции, действующей с 01 января 2013 года, имеет право на получение специализированного жилья, ФИО1 просил суд восстановить ему срок для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд постановил решение, которым исковые требования ФИО1 оставил без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные им требования в полном объеме.
Апеллянт указывает, что анализ судебного решения позволяет сделать вывод о нарушении судом первой инстанции как правил изложения судебного акта, которым дело разрешается по существу, предусмотренные ст. ст. 195, 198 ГПК РФ и п. п. 1 - 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19. 12. 2003 № «О судебном решении», так и подхода к сбору, исследованию и оценке доказательств, предусмотренными ч. 4 ст. 67 ГПК РФ, когда суд обязан отразить в решении результаты оценки доказательств, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Так, обращаясь в суд, истец исходил из жизненных обстоятельств, когда в связи со смертью его обоих родителей, начиная с 2002 года, истец стал относиться к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одновременно с установлением статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, за истцом было закреплено право проживания в квартире, принадлежащей на дату установления попечительства бабушке. На дату обращения в суд, истец зарегистрирован в квартире бабушки, но не проживает с ней одной семьей, снимая жилое помещение по договору коммерческого найма.
Судебным решением Ленинского района г. Ростов-на-Дону от 13. 10. 2016 г. в удовлетворении исковых требований истцу было отказано в связи с тем, что им пропущен срок для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на получение жилья по основаниям, предусмотренным ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Апелляционным Определением Ростовского областного суда от 19. 12. 2016 г. заявителю было разъяснено право на обращение в суд с исковым заявлением о восстановлении срока обращения для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Данное право было им реализовано при обращении в Советский районный суд г. Ростов-на-Дону с указанием на наличие объективных причин в пропуске срока на подачу заявления о постановке на учет, поскольку изменилось законодательство в сфере социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов гражданского дела следует, что за истцом было закреплено право на жилое помещение, принадлежащее опекуну, и он относился в соответствии с редакцией ст. 8 указанного ФЗ за весь период (с 2002 года до достижения 23 лет) к категории лиц, статус которых был урегулирован как «дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством)».
Данная категория детей считалась обеспеченными жилым помещением, поскольку за ними закреплялось жилое помещение опекуна. Таким образом, по смыслу закона в ранее действовавшей редакции ФЗ истец не относился к категории лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, следовательно, права стоять на учете истец не имел в независимости от возраста.
Ч. 2 ст. 8 ФЗ в редакции по состоянию на 1996 - 2012 гг., устанавливала право только тех детей, находящихся под опекой (попечительством), но не имеющих закрепленного жилого помещения, получить вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.
ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей были внесены изменения в ст. 8, уравнявшие статус социально - незащищенных детей, в независимости от факта закрепления за ними жилой площади. Изменения в ст. 8 вступили в силу с 1 января 2013 года, а действию положений ст. 8 в новой редакции была придана обратная сила с распространением на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу изменений, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанных изменений. Учитывая, что данная статья не устанавливает каких-либо ограничений в части возраста лица, обращающегося за социальной поддержкой, право на получение жилья истец до 01. 03. 2013 года не реализовал, его следует считать лицом, имеющим право на получение специализированного жилого помещения на условиях, которые действуют в настоящее время в отношении детей, оставшихся без семьи.
Поскольку внесение изменений в ФЗ и придание норме права обратной силы произошло в силу причин, не зависящих от истца и по достижении последним 24 - летнего возраста, такие причины следует относить к объективным, и оценивать без учета достижения предельного возраста, предусмотренного ФЗ (23 года).
Апеллянт указывает на особенность его ситуации, когда законодатель, вводя разграничение между видами социальной поддержки в зависимости от наличия у детей закрепляемого за ними жилья не предусмотрел определенные способы защиты интересов детей, поскольку закрепление жилого помещения (в деле истца) опекуна самостоятельного значения не имеет и не порождает какое-либо вещное право у ребенка на закреплённое жилое помещение при достижении соответствующего возраста или при прекращении опеки по иным основаниям, тем самым фактически поставив истца в неравное положение с детьми, не имевшими закрепленного за ними жилья, поскольку именно последняя категория детей имела право на получение собственного жилья во внеочередном порядке. Вводя в 2013 году иное правовое регулирование, законодатель, по мнению апеллянта, обеспечил возможность восстановления прав лиц, находившимся ранее в неравном положении с лицами, составляющими единую правовую категорию, придав закону обратную силу. К Бездействиям ответчика. Апеллянт относит не доведение до него сведений о наличии у него права встать на учет в связи с изменениями в законодательстве.
В дополнениях к апелляционной жалобе изложены те же самые правовые основания для отмены решения суда. Считает, что по совокупности, изложенное позволяет Ростовскому областному суду в порядке апелляционного судопроизводства переоценить установленное судом первой инстанции, выявив правовой смысл законодательства, нормы которого приведены им в тексте искового заявления, в тексте апелляционной жалобы и отменить вынесенное судебное решение, приняв новое апелляционное Определение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав ФИО1, представителей Администрации г.Ростова н/Д – ФИО2, Администрации Советского района г.Ростова н/Д – ФИО3, Департамента координации строительства и перспективного развития г.Ростова н/Д – ФИО4, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда.
Принимая решение по делу, суд исходил из того, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ФИО1 не представлено суду доказательств уважительности причин, в силу которых он своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ему обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет.
Сама по себе правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня достижения совершеннолетия (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА), а также исполнения 23 лет (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА), до обращения с заявлением к МКУ «Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону (апреля 2016), по мнению суда, не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке на учет в установленном порядке.
С выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют требованиям закона и материалам дела.
Судом установлено, что ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Постановлением Главы администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 18 марта 2002 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН попечителем ФИО1, отец которого умер, а мать признана безвестно отсутствующей, назначена его бабушка Р.Е.Г. Как следует из данного постановления, за ФИО1 закреплено право проживания в квартире АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. истец достиг возраста 18 лет в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и 23 лет в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Только ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, то есть в возрасте 28 лет истец обратился в МКУ «Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону» с заявлением о включении его в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В действовавшей до 01 января 2013 года редакции Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривалось право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Такое право было предусмотрено и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ признан утратившим силу с 01 января 2013 года, а статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции.
В соответствии с действующей редакцией пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Действие названной статьи распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. (статья 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Таким образом, у истца с момента введения в действие закона в новой редакции с 1 января 2013г. возникло право на обращение с соответствующим заявлением. Однако на этот момент ему уже исполнилось ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец до достижения возраста 23 лет в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался, каких-либо уважительных причин, препятствовавших осуществлению указанного права, не имеется. С заявлением он обратился только 13 апреля 2016 года, поэтому законных оснований для восстановления ему срока суд обоснованно не нашел.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по причине незаконного бездействия органа опеки и попечительства и органа местного самоуправления, поскольку уполномоченными органами не было разъяснена необходимость письменного обращения о постановке на учет, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежат на органе опеки и попечительства только до достижения такими детьми совершеннолетия. Истец не был лишен возможности с 18 до 23 лет самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет, однако таким правом не воспользовался. То обстоятельство, что за ним была закреплена жилая площадь попечителя, а поэтому он не имел права на постановку на учет, правового значения не имеет, поскольку истец обратился в суд с заявлением о восстановлении срока спустя ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА после внесенных изменений в действующее законодательство. Сам факт того, что судом апелляционной инстанции ему было разъяснено право обратиться в суд, значения не имеет, поскольку вопрос о восстановлении срока решается с учетом всех конкретных обстоятельств и уважительности причин пропуска такого срока. Таких оснований в данном деле суд обоснованно не нашел.
Иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, решение суда, проверенное в пределах ее доводов, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Мотивированный текст определения изготовлен 2 марта 2018г.
Председательствующий
Судьи