ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3187/20 от 14.09.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Уряднов С.Н. Апелляционное дело № 33-3187/2020

Судья Матвеева Т.В. УИД 21RS0025-01-2020-002264-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2020 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н.,

судей Нестеровой Л.В., Агеева О.В.,

при секретаре судебного заседания Владимирове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Панёва Р.А. к обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Победа" о защите прав потребителя, поступившее по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Победа" на заочное решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 15 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Уряднова С.Н., судебная коллегия

установила:

Панёв Р.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Победа" (далее – ООО "Авиакомпания "Победа") о защите прав потребителя, мотивируя исковые требования тем, что 1 января 2020 года он через официальный сайт ООО "Авиакомпания "Победа" приобрел два электронных авиабилета путем оплаты банковской картой денежной суммы в размере 33 340 руб. на международные рейсы указанной авиакомпании по маршрутам рейс DP-825 "..." на 20 апреля 2020 года и рейс DP-826 "..." на 27 апреля 2020 года на свое имя и имя Паневой В.В. В связи с тем, что 25 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (далее – ВОЗ) объявила пандемию Govid-19, в назначенное время вылет рейса не состоялся. На претензию о возврате стоимости билетов на банковский счет от ООО "Авиакомпания "Победа" 28 марта 2020 года на его электронную почту поступило уведомление об отмене рейсов и перечислении денежных средств на депозитный счет в личном кабинете, которыми можно воспользоваться при оформлении билетов на любые рейсы авиакомпании "Победа" после снятия ограничений. Направленные в адрес ответчика ООО "Авиакомпания "Победа" от 16 апреля 2020 года по электронной почте сообщение о несогласие на зачислении денежных средств на депозитный счет в личном кабинете и повторная претензия о возврате денежных средств на банковский счет, оставлены без удовлетворения. Отказ пассажира от международной воздушной перевозки, вызванной отменой рейса, считается вынужденным и в этом случае провозная плата подлежит возврату.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Панев Р.А. просил взыскать с ООО "Авиакомпания "Победа" в свою пользу денежную сумму в размере 33 340 руб. в счет стоимости приобретенных и неиспользованных авиабилетов, неустойку за период с 12 апреля 2020 года по 28 апреля 2020 года в размере 16 003 руб. 20 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., а также штраф в размере 50% от присужденной суммы.

Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики, рассмотрев предъявленные исковые требования, 15 июня 2020 года принял заочное решение, которым постановил:

"Исковые требования Панёва Р.А. к ООО "Авиакомпания "Победа" в защиту прав потребителя удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Победа" в пользу Панёва Р.А. денежные средства, уплаченные в счет стоимости авиабилетов, в размере 33 340 руб., неустойку за нарушение сроков возврата денежных средств за период с 12 апреля 2020 года по 28 апреля 2020 года в размере 16 003, 20 руб., компенсацию морального вреда в сумме 1 000 руб., штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке 25 171, 6 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Победа" в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 1 980 руб.".

Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Авиакомпания "Победа" подало апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности, нарушения норм материального права с принятием по делу нового решения об отказе удовлетворения иска.

В апелляционной жалобе ООО "Авиакомпания "Победа" указало на то, что суд при принятии решения не учел, что сложившаяся ситуация с отменой рейсов явилось следствием непреодолимой силы, вызванной неблагоприятной эпидемиологической обстановкой на территории РФ, что в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, приведенными в п. 9 постановления от 24 марта 2016 года № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" не лишает кредитора права отказаться от договора, если вследствие просрочки, объективно возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении, однако в этом случае должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы. С целью адаптации договора воздушной перевозки к изменившимся условиям ООО "Авиакомпания "Победа" предложила клиентам отмененных рейсов, запланированных в период с 1 апреля 2020 года по 31 мая 2020 года, зачисление эквивалента стоимости билетов на персональный счет клиента в личном кабинете. Обязательства перевозчика по зачету средств будут действовать до 1 июня 2021 года, после чего неиспользованные средства будет возвращены на банковские реквизиты клиентов без удержания сборов. Указанные действия ответчика соответствуют постановлению Правительства РФ от 6 июля 2020 года № 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее также постановление Правительства РФ от 6 июля 2020 года №991) положения которого применяется к договорам, подлежащим исполнению с 18 марта 2020 года, по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 года.

Истец Панёв Р.А. представил письменные возражения на апелляционную жалобу ООО "Авиакомпания "Победа", в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что спорные правоотношения не подпадают под регулирование постановления Правительства РФ от 6 июля 2020 года №991, принятого после вынесения судом обжалуемого решения, к тому же указанное постановление Правительства РФ противоречит Закону РФ "О защите прав потребителей" (Закон о защите прав потребителей), имеющему большую юридическую силу.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик ООО "Авиакомпания "Победа" своего представителя в суд не направило, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.

Истец Панёв Р.А. и его представитель Хабаров В.Б. в суде письменные возражения поддержали, просили заочное решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Заслушав пояснения истца и его представителя, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом требований, предусмотренных статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 1 января 2020 года Паневым Р.А. на интернет-сайте www.pobeda.aero (ООО "Авиакомпания "Победа") были приобретены авиабилеты (электронные перевозочные документы) на международные рейсы авиакомпании ООО "Авиакомпания "Победа" для перевозки его самого и Паневой В.В. на рейс DP-825 "...", дата вылета 20 апреля 2020 года и рейс DP-826 "...", дата вылета 27 апреля 2020 года. Стоимость авиабилетов составила 33 340 руб., в том числе на Панёва Р.А. – 18219 руб. и Панёву В.В. – 15 121 руб. Согласно справке по операции списание денежных средств в размере 33 340 руб. совершено по карте Visa Classic ..., держателем которой является Панёв Р.А.

25 марта 2020 года Панёв Р.А. обратился в ООО "Авиакомпания "Победа" с претензией, содержащей требование вернуть уплаченные им денежные средства в размере 33340 руб. в связи с объявлением 11 марта 2020 года ВОЗ пандемии Govid-19 и введением Республикой ... запрета на въезд граждан иностранных государств с 15 марта 2020 года по 30 апреля 2020 года.

Письмом, направленным по электронной почте, ООО "Авиакомпания "Победа" известило Панёва Р.А., что ему будет осуществлен полный возврат денежных средств за приобретенные билеты на счет в личном кабинете. Эти средства можно будет в течение года потратить на оформление билетов на любые рейсы авиакомпании.

Не согласившись с полученным ответом, Панёв Р.А. повторно направил ответчику претензию о возврате уплаченных им денежных средств на его банковский счет в ПАО Сбербанк России, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

Разрешая предъявленные исковые требования и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 793 ГК РФ, статьями 103, 116 Воздушного кодекса РФ, п. 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82, статьями 15, 13, 31, 28 Закона о защите прав потребителей, исходил из того, что отмена рейса, указанного в билете, в сложившейся ситуации считается вынужденным отказом пассажира от воздушной перевозки, а потому провозная плата подлежит возврату пассажиру в полном объеме, а учитывая, что требование истца, как потребителя, перевозчиком не было удовлетворено в десятидневный срок, суд взыскал с ответчика неустойку за нарушение срока возврата уплаченной денежной суммы за период с 12 по 28 апреля 2020 года в размере 16 003 руб. 20 коп., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 25171 руб. 60 коп.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии у истца Панёва Р.А. права на получение уплаченной денежной суммы на приобретение им авиабилетов, вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с принятым по делу решением в какой-либо части исходя из следующего.

Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 ст. 422 ГК РФ установлено, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии со ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ Правительство РФ при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ (п. 1).

В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (п.2).

Указанные положения внесены в Воздушный кодекс РФ Федеральным законом от 8 июня 2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции".

В соответствии с п. 3 ст. 24 этого федерального закона особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ, применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года.

Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2020 года N 991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части (далее также Положение), применяющееся к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 года - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 года.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что при отказе пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

В соответствии п. 5 Положения при возникновении указанных обстоятельств обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.

Согласно п. 6 Положения, в случае если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата подлежит возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, за исключением определенных категорий граждан, для которых установлен иной срок возврата.

Пунктом 10 Положения предусмотрено, что правило о возврате провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, не распространяется на следующие категории пассажиров:

- лица, признанные инвалидами I или II группы;

- лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы;

- ветераны Великой Отечественной войны;

- члены многодетной семьи.

Указанные категории пассажиров имеют право на возврат провозной платы, в том числе по договорам, заключенным по "невозвратным" тарифам в течение 10 дней со дня получения перевозчиком заявления о возврате. При этом указанное заявление может быть подано как до даты воздушной перевозки, указанной в билете, так и после нее.

Согласно Информации Росавиации от 26 марта 2020 года "Уточнения в связи с введением ограничений на выполнение полетов в РФ" на основании решений заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации с 00 ч. 00 мин. 27 марта 2020 года было прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении за исключением полетов, связанных: с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД РФ), иностранных граждан в иностранные государства, а также грузовых, почтовых, санитарных, гуманитарных рейсов, перегонов пустых воздушных судов для технического обслуживания, транзитных полетов с посадкой для дозаправки (смены экипажа) на территории Российской Федерации и полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.

Учитывая, что отказ Панева Р.А. от воздушных перевозок, которые должны были состояться 20 и 27 апреля 2020 года был связан с объявлением 11 марта 2020 года ВОЗ пандемии Govid-19 и возникновением чрезвычайной ситуации, повлекшем прекращение авиасообщений между странами, и при этом в п. 3 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ прямо указано о применении особенностей исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренных ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ, к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года, а в Постановлении Правительства РФ от 6 июля 2020 года N 991 о применении Положения к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 года - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 года, следует признать, что сложившиеся между истцом и ответчиком правоотношения вопреки возражениям истца Панёва Р.А. подпадают под регулирование вышеуказанных нормативных правовых актов.

При этом относительно возражений истца о том, что спорные правоотношения в части отказа потребителя от договора воздушной перевозки подпадают под регулирование Закона о защите прав потребителей, обладающего большей юридической силой, судебная коллегия полагает возможным отметить, что указанный закон не имеет большую юридическую силу по сравнению с Воздушным кодексов РФ, являющимся федеральным законом, принятым позднее. Более того, в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п.2 постановления от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор перевозки), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами. Поскольку спорный вопрос, связанный с отказом пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, урегулирован специальным законом, то положения Закона о защите прав потребителей, кроме его общих положений, к спорным правоотношениям неприменим.

Учитывая, что Панёвым Р.А. не представлено доказательств его отнесения к категории граждан, указанных в п. 10 Положения, оснований для взыскания с ООО "Авиакомпания "Победа" провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билетах, у суда первой инстанции не имелось, и как следствие для удовлетворения производных от искового требования о взыскании провозной платы требований о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в иске в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

отменить заочное решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 15 июня 2020 года и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Панёва Р.А. к обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Победа" о взыскании денежной суммы в размере 33 340 руб. в счет стоимости приобретенных и неиспользованных авиабилетов, неустойки за период с 12 апреля 2020 года по 28 апреля 2020 года в размере 16 003 руб. 20 коп., компенсации морального вреда в размере 1 000 руб., а также штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя отказать.

Председательствующий С.Н. Уряднов

Судьи: Л.В. Нестерова

О.В. Агеев