ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3189/19 от 15.10.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Малиновская И.Э. Дело № 33-3189/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 октября 2019 года г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего судьи Цветковой О.С.,

при секретаре Потапченко С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал № 13-849/2019 к гражданскому делу № 2-4609/2010 по частной жалобе Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Смоленской области на определение Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 июля 2019 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда,

установил:

Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Смоленской области (далее – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области) обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 28.10.2010 (гражданское дело № 2-4609/2010), которым удовлетворен иск прокурора Смоленской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворено. На ФБУ «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области», в лице начальника, возложена обязанность по освоению выделенных ФСИН России и перераспределенных УФСИН России по Смоленской области денежных средств на проектирование и строительство камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в ФБУ «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области». Ссылаясь на то, что денежных средств, выделенных из федерального бюджета на указанные цели в учреждение не поступало, а также на то, что строительство корпуса на территории учреждения будет нарушать положения Федерального закона от 25.906.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации», имеются исключительные обстоятельства по исполнению решения суда, в связи с чем просит суд предоставить отсрочку исполнения указанного решения суда до 01.09.2019.

В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области Егоренкова К.Ю. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель ФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области - Володченков А.В. не возражал против удовлетворения заявления.

Представитель прокуратуры Смоленской области – Юрченкова Л.Н. возражала против удовлетворения заявления по доводам письменных возражений на заявление, ссылаясь на отсутствие достаточных доказательств и законных оснований для предоставления отсрочки, указала, что ранее отсрочка предоставлялась до 01.06.2014, однако решении суда не было исполнено, в последующем судебными постановлениями, вступившими в законную силу, в отсрочке неоднократно было отказано.

Ленинский РОСП по г. Смоленку УФССП России по Смоленской области явку своего представителя в суд не обеспечил, его извещение признано судом надлежащим.

Определением Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 июля 2019 года в удовлетворении заявления отказано.

В частной жалобе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области ставит вопрос об отмене определения суда со ссылкой на его необоснованность, приводятся доводы, аналогичные изложенным в заявлении, которые полагает исключительными обстоятельствами, препятствующими исполнению решения суда.

В письменных возражениях на частную жалобу прокуратура Смоленской области полагает определение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по изложенным в жалобе доводам.

В соответствии с ч.3 ст.333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, доводы частной жалобы и возражений на нее, суд приходит к следующему.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 28.10.2010, вступившим в законную силу 25.01.2011, удовлетворен иск прокурора Смоленской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворено. На Федеральную службу исполнения наказания России, в лице директора, как главного распорядителя денежных средств федерального бюджета, возложена обязанность по выделению денежных средств необходимых для обеспечения проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в ФБУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области». На Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области, в лице начальника, возложена обязанность по перераспределению поступивших от ФСИН России бюджетных средств для обеспечения проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в ФБУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области». На ФБУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области, в лице начальника, возложена обязанность по освоению выделенных денежных средств на проектирование и строительство камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в ФБУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области» (гр.д. № 2-4609/2010).

Согласно ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения, должник вправе поставить перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. Такие заявления рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.203 ГПК РФ.

В силу ч.1 ст.203 ГПК РФ суд по заявлению лиц, участвующих в деле, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда. Данная норма выступает процессуальной гарантией надлежащего и своевременного исполнения вступившего в законную силу судебного постановления.

Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 28.10.2010 удовлетворен иск прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен. На Федеральную службу исполнения наказания России, в лице директора, как главного распорядителя денежных средств федерального бюджета, возложена обязанность по выделению денежных средств, необходимых для обеспечения проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в Федеральном бюджетном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области». На Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области, в лице начальника, возложена обязанность по перераспределению поступивших от ФСИН России бюджетных средств для обеспечения проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в Федеральном бюджетном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области». На Федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области», в лице начальника, возложена обязанность по освоению выделенных денежных средств на проектирование и строительство камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в Федеральном бюджетном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области» (л.д. 83-85 гр.д. № 2-4609/2010).

Кассационным определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 25.01.2011 решение суда от 28.10.2010 оставлено без изменения, а кассационная жалоба ФСИН России – без удовлетворения (л.д. 101 гр.д. № 2-4609/2010).

08.02.2011 выданные на основании вступившего в законную силу решения суда исполнительные листы, в том числе в отношении ФБУ «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области», направлены в службу судебных приставов для исполнения (л.д. 103 гр.д. гр.д. № 2-4609/2010).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 13.11.2018 при рассмотрении материала по частной жалобе ФБУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области с участием тех же лиц установлено, что отсрочка исполнения названного судебного постановления предоставлялась неоднократно.

Так, определением суда от 15.02.2012 Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области, Федеральной службе исполнения наказаний России предоставлена отсрочка исполнения указанного выше решения до 01.07.2012 (материал № 13-50/12).

Определением суда от 08.10.2013, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегий по гражданским делам Смоленского областного суда от 03.12.2013, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 28.10.2010 в части возложения на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области, в лице начальника, обязанности по перераспределению поступивших от ФСИН России бюджетных средств для обеспечения проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в ФБУ «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области» до 01.06.2014 (материал № 13-1019/13).

Определением суда от 08.10.2013, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегий по гражданским делам Смоленского областного суда от 03.12.2013, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 28.10.2010 сроком до 01.06.2014 (материал № 13-1024/13).

Определением суда от 06.06.2014, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегий по гражданским делам Смоленского областного суда от 29.07.2014, ФСИН России в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 28.10.2010 отказано, УФСИН России по Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения названого решения до 01.01.2015 (материал № 13-878/14).

Определением суда от 06.06.2014 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 28.10.2010 в части возложения на ФБУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области», в лице начальника, обязанности освоению выделенных денежных средств на проектирование и строительство камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в ФБУ «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области» до 01.01.2015 (материал № 13-879/14).

Определением суда от 06.02.2015, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегий по гражданским делам Смоленского областного суда от 17.03.2015, ФСИН России в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 28.10.2010 отказано, УФСИН России по Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения названого решения в части возложения на УФСИН России по Смоленской области, в лице начальника, обязанности о перераспределении поступивших от ФСИН России бюджетных средств для обеспечения проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в ФБУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области до 01.06.2015 (материал № 13-228/15).

До настоящего времени решение суда не исполнено.

Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения, суд обоснованно исходил из значительного времени, прошедшего с даты вступления в законную силу решения суда, которое по настоящее время не исполнено, из отсутствия достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что после истечения срока заявленной отсрочки (т.е. после 01.09.2019) решение суда от 28.10.2010 будет исполнено.

Суд апелляционной инстанции находит этот вывод суда правильным.

Рассматривая заявление, суд учел, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

При разрешении вопроса об отсрочке исполнения судебного постановления суд должен исходить из начал целесообразности и наличия исключительных обстоятельств, создающих серьезные препятствия к совершению исполнительных действий, что следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.04.2006 № 104-О.

Доказательств наличия таких исключительных обстоятельств заявителем суду не представлено.

Приведенные в частной жалобе доводы об отсутствии денежных средств на исполнение судебного постановления не могут служить основанием для отсрочки исполнения решения, поскольку иное противоречило бы федеральному законодательству, на основании которого принято решение по настоящему делу. Отсрочка исполнения решения в данном случае приведет к дальнейшим нарушениям прав неопределенного круга лиц. Аналогичные доводы изложены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области в заявлении, судом первой инстанции правомерно отклонены, чему дана мотивированная оценка в определении суда, оснований не согласиться с которой не имеется.

Решение длительное времени не исполняется. Вместе с тем, в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки, а исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства. С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Кроме того, отсрочка исполнения судебного постановления предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих такому исполнению, однако заявителем не представлено убедительных доказательств того, что в течение времени предоставления отсрочки будет обеспечено финансирование, достаточное для исполнения решения суда. Более того, как следует указано выше, ранее судом отсрочка исполнения решения учреждению уже неоднократно предоставлялась на срок до 01.06.2014, затем до 01.01.2015, однако решение суда так и не было не исполнено.

Ссылки в жалобе на отнесение учреждения к объектам культурного наследия (памятник истории и культуры) не могут служить для иного мнения по поставленному вопросу, поскольку это не препятствует исполнению решения суда и основанием для освобождения заявителя от исполнения возложенных на него обязанностей не является.

Других доводов жалоба не содержит.

Определение является законным и обоснованным, а выводы суда первой инстанции – правильными, основанными на представленных материалах дела и требованиях норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного постановления по доводам частной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 334, 335 ГПК РФ,

определил:

Определение Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 июля 2019 года оставить без изменения, а частную жалобу Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий О.С. Цветкова