Судья: Рыбаков Р.В. Дело № 33-3190
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2017 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Луевой Л.Ю.,
при секретаре Бабенко О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконными действий по прекращению ранее назначенной выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии, взыскании судебных расходов
по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 – Б.Д.ВА. на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 24.01.2017 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителей истца Б.Д.ВА. и ФИО2, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области ФИО3, возражавшей против доводов жалобы, изучив доводы жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (далее по тексту - УФСКН России по Саратовской области), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту – ГУ МВД России по Саратовской области) о признании незаконными действий по прекращению ранее назначенной выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии, взыскании судебных расходов.
Требования мотивировал тем, что с 01.04.1987 г. по 24.01.2000 г. проходил службу в органах внутренних дел и налоговой полиции Западно-Казахстанской области, с 20.04.2000 г. по 30.06.2003 г. - в органах налоговой полицииРФ, с 01.07.2003 г. по 29.03.2004 г. – в УФСКН России по Саратовской области. Приказом УФСКН России по Саратовской области от 26.03.2004 г. <данные изъяты> был исключен из списков личного состава по подп. 3 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии). С 30.03.2004 г. ему была назначена пенсия по выслуге лет. В связи с упразднением ФСКНРФ пенсионное дело истца было передано в ГУМВД России по Саратовской области для дальнейших выплат, которое при проверке пенсионного дела установило факт отсутствия права истца на пенсию, на основании чего пенсионное дело было возвращено в УФСКН России по Саратовской области с предложением прекратить выплату пенсии. С мая 2016 года выплата ранее назначенной пенсии была прекращена.
На основании изложенного, истец, с учетом уточненных исковых требований, просил суд признать незаконными действия ответчиков по исключению из расчета выслуги лет для начисления пенсии периода службы с 10.03.1995 г. по 24.01.2000г. в налоговой полиции Республики Казахстан, возложить обязанность на ответчиков включить данный период в выслугу лет, признать незаконными действия ответчиков по прекращению ранее назначенной пенсии по выслуге лет, обязать ответчиков возобновить выплату пенсии, взыскать с ответчиков судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб., госпошлину в размере 300 руб.
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 24.01.2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 – Б.Д.ВБ. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Повторяя доводы искового заявления, выражает несогласие с выводами суда.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, представителей в суд второй инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПКРФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В силу п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его в силу пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежащим отмене.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исходил из того, что служба в налоговой и финансовой полиции Республики Казахстан является самостоятельным видом правоохранительной службы и не отнесена к службе в органах внутренних дел Республики Казахстан, поэтому пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12февраля 1993года №4468-1 «Опенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с указом Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156 «Осовершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в сфере миграции» Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Указом Президента РФ установлено, что МВД РФ является правопреемником упраздняемой ФСКН России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнении судебных решений.
В соответствии с п. «а» ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» действие закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 4 названного Закона Российской Федерации пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренными этими договорами (соглашениями).
Согласно п. «б» ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 Министерством внутренних дел Российской Федерации осуществляется пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
В соответствии с указанным Законом Правительством РФ принято Постановление от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Согласно положениям названного выше Постановления Правительства РФ №941 от 22 сентября 1993 года в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы в частности лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы засчитывается служба в Государственной противопожарной службе других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми РФ либо бывшим СССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы их службы в других государствах.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашений стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года и «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» от 24 декабря 1993 года.
Судом установлено, что ФИО1 в период с 10.03.1995 г. по 24.01.2000г. служил в органах внутренних дел Казахской ССР и Республики Казахстан, с 10.03.1995 г. по 24.01.2000г. - в органах налоговой полиции Республики Казахстан, с 20.04.2000 г. по 30.06.2003 г. – в органах налоговой полиции России, с 01.07.2003 г. по 29.03.2004 г. - в УФСКН России по Саратовской области.
Приказом УФСКН России по Саратовской области от 26.03.2004 г. <данные изъяты> ФИО1 был исключен из списков личного состава по подп. 3 п.142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии)
Согласно приказу выслуга лет составила: календарная – 16 лет 09месяцев 01день, льготная – 01 год 06 месяцев 20 дней, за учебу – 01 год 06 месяцев 28 дней, а всего – 20 лет 07 месяцев 19 дней.
С 29.03.2004 г. истцу была назначена пенсия по выслуге лет.
В связи с упразднением ФСКН РФ и передачей функции МВД РФ, пенсионное дело истца было передано по акту приема – передачи в Главное Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области для дальнейших выплат.
При проверке пенсионного дела был установлен факт неправомерного зачета определенного периода службы в выслугу лет для назначения пенсии, а именно период службы с 10.03.1995 г. по 24.01.2000 г. в налоговой полиции Республики Казахстан, в связи с чем, пенсионное дело истца было возвращено в Управление ФСКН с предложением прекратить выплату пенсии в связи с отсутствием права на ее получение. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в судебном заседании.
В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 г. говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п. 1 ст. 6).
Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.
Аналогичные положения закреплены ст. 2 Соглашения 1993 года, устанавливающие невозможность изменения установленной выслуги лет. При этом также предусматривается возможность изменения размера пенсии исходя из размера денежного довольствия.
Указанные выше Соглашения не предусматривают обязательного принятия каких-либо дополнительных правовых актов, предусматривающих порядок зачета в выслугу лет службы в органах противопожарной службы Министерств по чрезвычайным ситуациям государств - участников Соглашений.
Экономический суд, в решении от 04.09.1996 г. указал, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников СНГ, Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по этим вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, которые были установлены законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, установленный законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением от 14.02.1992 г., не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В случае отсутствия национального законодательства в государствах - участниках упомянутых соглашений, регулирующего указанные вопросы, применяются нормы законодательства и другие нормативные акты бывшего Союза ССР.
В случае коллизии норм внутреннего законодательства государств - участников СНГ с положениями соглашений от 14.02.1992 г., от 13.03.1992 г. и от 15.05.1992 г. применяются положения указанных соглашений, что соответствует принципу Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и обязательствам соблюдения общепризнанных принципов международного права, закрепленных в конституциях государств - участников СНГ.
Экономический суд, изучив действующее законодательство государств - участников СНГ, пришел к выводу, что при назначении государством - участником Соглашения от 15.05.1992 г. пенсии военнослужащему его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15.05.1992 г.
Что же касается порядка исчисления выслуги лет, определенного ч. 1 ст.2 Соглашения от 15.05.1992 г., то Экономический суд посчитал, что она должна применяться к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15.05.1992 г., в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.
В ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 г. и в статье 1 Соглашения от 15.05.1992 г., основывающегося на первом из названных Соглашений, предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством государств - участников перечисленных соглашений, на территориях которых проживают указанные лица.
Под пенсионным обеспечением понимается весь комплекс отношений между государством и военнослужащим (членом его семьи), включая определение круга лиц, имеющих право на получение пенсии, исчисление стажа, необходимого для назначения пенсии, назначение, исчисление, выплату, перерасчет пенсий. Государства - участники указанных соглашений сделали единственное изъятие из общего правила, установленного ст. 1 Соглашения от 15.05.1992 г., предусмотрев в ст.2 того же Соглашения, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба в Вооруженных Силах и других воинских формированиях в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого военнослужащие проходили службу. Следовательно, все остальные вопросы пенсионного обеспечения регулируются законодательством государства, в котором проживает подлежащее пенсионному обеспечению лицо.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм, спорный период службы в органах налоговой полиции Республики Казахстан может быть засчитан в выслугу лет только в том случае, если этот период подлежал зачету в выслугу лет истца как лица, проходившему службу в органах внутренних дел Республики Казахстан.
Согласно пп. 5 ст. 18 Закона Республики Казахстан "Об органах финансовой полиции Республики Казахстан" от 04.07.2002 года пенсионное обеспечение сотрудников органов финансовой полиции осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении для сотрудников органов внутренних дел.
В соответствии с Правилами назначения пенсионных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и Государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 01.07.2003 года N 634, Министерство внутренних дел Республики Казахстан производит начисление и выплату пенсий военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в органах внутренних дел, финансовой полиции, Государственной противопожарной службе и их подразделениях.
В связи с изложенным, исходя из буквального толкования ст. 2. Соглашения от 24.12.1993 г. о том, что установленная по месту прохождения службы выслуга лет не подлежит изменению другой стороной, УФСКН по Саратовской области как представитель другой стороны не вправе пересматривать решение органов внутренних дел Республики Казахстан, засчитывавших в выслугу лет истца период его службы в налоговой службе Республики Казахстан. В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что требование истца:
признать незаконными действия ответчиков по исключению из расчета выслуги лет для начисления пенсии периода службы с 10.03.1995 г. по 24.01.2000г. в налоговой полиции Республики Казахстан,
возложить обязанность на Управление ФСКН по Саратовкой области включив в выслугу лет период службы с 10.03.1995 г. по 24.01.2000г. в налоговой полиции Республики Казахстан,
признать незаконными действия Управления ФСКН по Саратовской области по прекращению ранее назначенной пенсии по выслуге лет,
обязать Управление ФСКН по Саратовской области возобновить истцу выплату пенсии с 01.06.2016 г. - обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. В связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, суммы подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителя и связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, а также другие признанные судом необходимые расходы.
Согласно п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии предоставленными документами истцом произведены расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб.
С учетом сложности спора, срока рассмотрения дела, степени участия представителя, учитывая требования разумности, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 24.01.2017 г. об отказе удовлетворении исковых требований ФИО1 <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконными действий по прекращению ранее назначенной выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии, взыскании судебных
расходов - отменить.
Принять новое решение.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области по исключению из расчета выслуги лет для начисления пенсии периода службы ФИО1 <данные изъяты> с 10.03.1995 г. по 24.01.2000г. в налоговой полиции Республики Казахстан, по прекращению выплаты ему пенсии по выслуге лет.
Обязать Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области включить период службы ФИО1 <данные изъяты> с 10.03.1995 г. по 24.01.2000г. в налоговой полиции Республики Казахстан в выслугу лет и возобновить ему выплату пенсии по выслуге лет с 01.06.2016 г.
Взыскать с Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области в пользу ФИО1 <данные изъяты> в счет возмещения расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб. и расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Председательствующий:
Судьи