ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3194/18 от 13.12.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

КОПИЯ

Апелл. дело № 33-3194/2018

Судья Габова Т.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 декабря 2018 года г. Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Кисилевской Т.В.,

судей коллегии Нех Т.М., Рощупкиной И.А.,

при секретаре Бакиевой Г.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Паламарчук А.Х. на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 октября 2018 года, которым постановлено:

Паламарчук А.Х. в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения администрации МО г. Ноябрьска о признании незаконным решения о прекращении выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, признании права на получение пособия и восстановлении выплаты пособия отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Нех Т.М., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Паламарчук А.Х. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Ноябрьск, указав, что она является опекуном недееспособной ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. До 1 сентября 2018 года в соответствии с Законом ЯНАО от 20 декабря 2016 года № 107-ЗАО «О ежемесячном пособии опекунам совершеннолетних недееспособных граждан» получала ежемесячное пособие как опекун.

С 1 сентября 2018 года ей прекратили данную выплату в связи с внесенными постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2017 года № 1016-П изменениями в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2015 года № 680-П, которым утвержден перечень документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Недееспособная ФИО1 зарегистрирована в <адрес>, по месту пребывания и имеет регистрацию по месту жительства за пределами округа. С решением ответчика о прекращении выплаты пособия не согласна. Просит признать решение о прекращении выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан незаконным, признать за ней право на получение указанного пособия с 1 ноября 2017 года и восстановить выплату пособия с 1 сентября 2018 года.

В судебном заседании истец Паламарчук А.Х. на исковых требованиях настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Указала, что ФИО1 признанная недееспособной, фактически постоянно проживает в городе Ноябрьске.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения администрации города Ноябрьска Абдуллина Э.А. в судебном заседании исковые требования не признала, привела доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, суть которых сводится к необоснованности исковых требований.

Судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе и письменных дополнениях к ней истец просит решение суда отменить, приняв новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что ФИО1 с 19 апреля 2014 года постоянно проживает на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в городе Ноябрьск, о чем свидетельствуют акты, составленные по результатам периодически проводимого обследования условий жизни подопечного, свидетельство о регистрации по месту пребывания. Полагает, что юридически значимым для выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан является не факт регистрации по месту жительства, а факт постоянного проживания на территории автономного округа.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены, представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявили. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2016 года 107-ЗАО «О ежемесячном пособии опекунам совершеннолетних недееспособных граждан» (далее - Закон ЯНАО № 107-ФЗ) установлены основные гарантии прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации их прав и законных интересов.

В соответствии с положением статьи 2 Закона ЯНАО № 107-ЗАО ежемесячное пособие назначается опекуну на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна совершеннолетнему недееспособному гражданин, исполняющему свои обязанности безвозмездно, при соблюдении условия постоянного проживания опекуна и подопечного на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и если опекун не является лицом, обязанным в силу решения суда, вступившим в законную силу, содержать своего подопечного.

Основания для прекращения выплаты ежемесячного пособия установлены в статье 3 Закона ЯНАО № 107-ЗАО.

Во исполнение статьи 4 Закона ЯНАО № 107-ФЗ Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением от 28 апреля 2017 года № 398-П утвердило Порядок предоставления и прекращения выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан (далее - Порядок), постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 февраля 2017 года.

В соответствии с пунктами 2, 3, 3-1 Порядка (в редакции постановлений Правительства ЯНАО от 28 июня 2017 года № 633-П, от 6 августа 2018 года № 817-П) для назначения ежемесячного пособия опекуны обращаются в орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного с заявлением о назначении ежемесячного пособия опекунам.

В Перечне документов, утвержденном Постановлением Правительства ЯНАО 23 июля 2015 года № 680-П «Об утверждении перечня документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях оказания социальной поддержки (помощи) и социальных услуг отдельным категориям граждан», указаны документы, на основании которых устанавливается постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в целях оказания органами социальной защиты населения муниципальных образований в автономном округе либо государственным казенным учреждением автономного округа «Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа» департаментом социальной защиты населения автономного округа, организациями, которые находятся в ведении департамента, которым предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг на территориях одного или нескольких муниципальных образований в автономном округе.

Правительством ЯНАО 23 июля 2015 года принято постановление № 680-П «Об утверждении перечня документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях оказания социальной поддержки (помощи) и социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Перечень).

Данный Перечень определяет документы, на основании которых устанавливается постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в целях оказания органами социальной защиты населения муниципальных образований в автономном округе, перечень которых утвержден постановлением Правительства автономного округа, социальной поддержки (помощи), социальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств окружного бюджета.

Согласно пунктам 2, 3 Перечня (в редакции постановлений Правительства ЯНАО от 11 ноября 2016 года № 1071-П, от 16 февраля 2017 года № 95-П, от 28 сентября 2017 года № 1016-П, от 21 июня 2018 года № 635-П) постоянное проживание гражданина на территории автономного округа подтверждается документом, в соответствии с которым имеется возможность установления (подтверждения) места жительства гражданина на территории автономного округа, где он проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Документами, в соответствии с которыми имеется возможность установления (подтверждения) места жительства гражданина на территории автономного округа, где он проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, являются: паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельство о регистрации по месту жительства; свидетельство о регистрации по месту пребывания при отсутствии регистрации по месту жительства за пределами автономного округа; судебное решение, устанавливающее факт постоянного проживания.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Перечня с 13 октября 2017 года свидетельство о регистрации по месту пребывания является документом, подтверждающим постоянное проживание гражданина на территории автономного округа, лишь при отсутствии регистрации по месту жительства за пределами автономного округа.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что юридически значимым фактом для получения ежемесячного пособия является не факт регистрации по месту жительства и по месту пребывания, а наличие документов, перечисленных в пункте 3 Перечня, которые заявителем представлены не были.

С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может в силу следующих обстоятельств.

В сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, изложенной в Постановлении от 2 февраля 1998 года №4-П указано, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела явствует, что истец Паламарчук А.Х. является опекуном недееспособной ФИО1, и с 1 февраля 2017 года являлась получателем ежемесячного пособия опекуна совершеннолетнего недееспособного гражданина.

Как установлено судом первой инстанции у подопечной ФИО1 имеется регистрация в городе Ноябрьске по месту пребывания по адресу: <адрес> на период с 18 апреля 2017 года по 18 апреля 2020 года (л.д. 11).

При этом у подопечной ФИО1 имеется постоянная регистрация по месту жительства за пределами <адрес> (л.д. 9-10).

В части 1 статьи 3 Закона ЯНАО № 107-ЗАО перечислен исчерпывающий перечень оснований для прекращения ежемесячных выплат ежемесячного пособия.

Основание для прекращения ежемесячных выплат опекуну совершеннолетнего недееспособного гражданина по причине наличия у подопечного регистрации по месту жительства за пределами округа, при наличии регистрации по месту пребывания в Ямало-Ненецком автономном округе данным Перечнем не предусмотрено, следовательно, выплата, получаемая опекуном, не может быть прекращена со ссылкой на положения части 1 ст.3 Закона ЯНАО № 107-ЗАО.

Более того, факт постоянного проживания подопечной ФИО1 на территории Ямало-Ненецкого автономного округа подтверждается собранными по делу доказательствами и не оспаривается представителем ответчика.

Оценив представленные истцом доказательства, судебная коллегия находит их подтверждающими факт постоянного проживания ФИО1 на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, с учетом приведенных норм законодательства.

С учетом установленных обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного при неправильном определении юридически значимых по делу обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 октября 2018 года отменить и вынести новое решение.

Иск ФИО2 к Управлению социальной защиты населения администрации МО г. Ноябрьска удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации МО г. Ноябрьска о прекращении выплаты ФИО2 ежемесячного пособия опекуну совершеннолетней недееспособной ФИО1.

Признать за ФИО2 с 1 ноября 2017 года право на получение выплаты ежемесячного пособия опекуну совершеннолетней недееспособной ФИО1.

Восстановить ФИО2 выплаты ежемесячного пособия опекуну совершеннолетней недееспособной ФИО1 с 1 сентября 2018 года.

Председательствующий

Судьи