РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-3196
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.А.Чемякиной
судей Е.В.Волошиной, Е.П.Иском
при секретаре Н.О.Федотовой
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 мая 2014 года гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий УФМС России по Хабаровскому краю по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 27 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения ФИО1, её представителя ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий УФМС России по Хабаровскому краю. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры <адрес>. Кроме нее и сособственника ФИО3 в указанной квартире зарегистрированы ФИО4 и ФИО5, которые в квартире не проживают, их местонахождение неизвестно. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в УФМС по <адрес> с заявлением о составлении протокола о не проживании ФИО4 и ФИО5, их снятии с регистрационного учета. Орган миграционной службы направил ее заявление в МУП <адрес> «Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей», откуда заявителю поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении ее требований. Считает действия УФМС России по Хабаровскому краю, неправомерными, нарушающими ее права, поскольку своего согласия на регистрацию ФИО4, ФИО5 она не давала, их регистрация влечет начисление дополнительных коммунальных платежей. Просит суд обязать УФМС по Хабаровскому краю составить протокол о не проживании в квартире <адрес> ФИО4, ФИО5, снять их с регистрационного учета.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 27 февраля 2014 года заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 с решением суда не согласна, поскольку согласно ст. 1, 6 и 7 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст. 1, 4, 10 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» - органы миграционной службы должны осуществлять контроль за регистрацией граждан. Ст. 19.15 ч. 1 КоАП РФ предусмотрена ответственность гражданина за проживание без регистрации. Статьей 19.15.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил регистрации. Согласно ст. 23.67 КоАП РФ органом уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции является ответчик, который в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере миграционного учета и принимать соответствующие решения в пределах полномочий предоставленных ему законом. Кроме того, при регистрации В-вых заявитель своего согласия не давала, в связи с чем данная регистрация осуществлена с нарушением установленного порядка, а именно п. 1, 16-18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Указывает, что ФИО4 в квартире не проживает, выехал на другое постоянное место жительства, вступил в брачные отношения с матерью ФИО5 и проживает без регистрации по настоящее время, не сообщая заявителю свой адрес. Считает, что судом незаконно применены к заявленным ею требованиям положения п. 31 Правил регистрации. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в квартире <адрес> зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5
На основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 (после смены фамилии ФИО1) Г.В. и ФИО3 являются собственниками квартиры <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО7 и ФИО4 прекращен, что подтверждается свидетельством о расторжении брака.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в УФМС России по Хабаровскому краю с заявлением, в котором просит направить сотрудников УФМС по Хабаровскому краю для составления протокола о не проживании ФИО4, ФИО5 в квартире <адрес>, снять их с регистрационного учета.
ДД.ММ.ГГГГ начальником абонентного отдела № МУП г. Хабаровска дан ответ на заявление ФИО1, которым отказано в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что действия УФМС России по Хабаровскому краю являются правомерными, поскольку отсутствуют основания для снятия ФИО4 и ФИО5 с регистрационного учета, а также составление протокола о непроживании не входит в полномочия органов миграционной службы.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа); б) призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата; в) осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда; г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда; д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке; е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда; ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Аналогичные основания для снятия гражданина с регистрационного учета предусмотрены ст. 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Таким образом, перечень оснований по которым гражданин может быть снят с регистрационного учета является исчерпывающим.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований, а именно отсутствие согласия собственников на регистрацию в квартире <адрес> ФИО4 и ФИО5 не имеют правового значения, поскольку ФИО1 требование о признании В-вых утратившими или не приобретшими право пользования жилым помещением либо требование о признании их регистрации в указанном жилом помещении незаконной, не заявлялось.
Приказом Федеральной миграционной службы № Министерства внутренних дел Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которым к полномочиям УФМС России по Хабаровскому краю и органов внутренних дел отнесено обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере регистрационного учета; выявление административных правонарушений в сфере регистрационного учета; привлечение лиц, виновных в совершении административных правонарушений в сфере регистрационного учета, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации; выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере регистрационного учета.
Поскольку ФИО1 заявлено требование о составлении протокола о не проживании лиц в жилом помещении, вывод суда о том, что составление протоколов об административных правонарушениях о не проживании лиц не входит в полномочия органов миграционной службы является верным, так как ч. 1 статьи 19.15 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ) предусмотрена ответственность за проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации.
Ответственность за не проживание в жилом помещении действующим законодательством не предусмотрена.
Иных доводов влекущих отмену решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда является законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 27 февраля 2014 года по заявлению ФИО1 об оспаривании действий УФМС России по Хабаровскому краю оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий И.Г.Мороз
Судьи О.В.Герасимова
Е.П.Иском