Судья Цыкалова Н.А. Дело № 33-31/2015 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 января 2015 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Басангова Н.А. и Шовгуровой Т.А.,
при секретаре С.А.Б.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Бадмаева В.П., Бадмаева А.П., Бадмаевой Л.Б., Бадмаева М.А., Бадмаева Е.А. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия об обязании предоставления государственного жилищного сертификата в связи с затоплением жилья водами Каспийского моря по апелляционной жалобе истцов на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от06ноября2014года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения представителя истцов БадмаеваХ.И., представителей Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) Обушиева С.П., Министерства финансов РФ (далее - Минфин РФ) и Правительства РФ Очировой Г.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Бадмаев В.П., Бадмаев А.П., Бадмаева Л.П., Бадмаев М.А., Бадмаев Е.А. (далее семья Бадмаевых) обратились в суд с иском к Правительству РФ, Министерству финансов РФ, МЧС России, Правительству РК, Минфину РК об обязании предоставления государственного жилищного сертификата (далее – ГЖС, сертификат).
В обоснование иска с учетом уточнений указали, их семья в составе 5 человек признаны пострадавшими от затопления водами Каспийского моря, включены в список на получение государственного жилищного сертификата для жителей Лаганского района, жилье которых оказалось затопленным (далее Список). Список утверждён постановлением Правительства Республики Калмыкия №178 от 11 июля 2000 г. До настоящего времени соответствующими органами не решен вопрос об обеспечении их жильем. Просят обязать Правительство Республики Калмыкия направить в МЧС РФ список на получение ГЖС для жителей Лаганского района, лишившихся жилья в результате затопления водами Каспийского моря, утверждённого постановлением Правительства РК от 11 июля 2000 г. №178 в отношении семьи Бадмаевых; обязать МЧС РФ после согласования указанного Списка в семидневный срок с даты получения Списка в отношении семьи Бадмаевых внести в Правительство РФ проект распоряжения о выдаче семье Бадмаевых государственного жилищного сертификата; обязать Правительство РФ после получения проекта распоряжения о выдаче семье Бадмаевых государственного жилищного сертификата принять решение и направить его в Министерство финансов РФ о выдаче семье Бадмаевых государственного жилищного сертификата; обязать Министерство финансов РФ в месячный срок с даты получения решения Правительства РФ о выдаче бланка государственного жилищного сертификата семье Бадмаевых направить через Государственную фельдъегерскую службу РФ в Правительство РК с целью последующей передачи его в Министерство финансов РК; обязать Министерство финансов РК в срок, не превышающий 3-х месяцев с даты получения бланка государственного жилищного сертификата осуществить их заполнение в отношении семьи Бадмаевых и осуществить последующую выдачу сертификата семье Бадмаевых, включенных в Список в установленном порядке.
Истцы Бадмаев В.П., Бадмаев А.П., Бадмаева Л.П., Бадмаев М.А., Бадмаев Е.А., извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представитель истцов Бадмаев Х.И. поддержал уточненные требования в полном объеме.
Представитель ответчика МЧС России Обушиев С.П. в судебном заседании иск не признал. Из письменных возражений МЧС России №7-5-2777 от 08 августа 2014 года следует, что проблема пострадавших граждан, жилье которых оказалось затопленным на подтопляемой Каспийским морем территории, по Списку 2000 года решалась через реализацию федеральной целевой программы «Юг России».
Представитель ответчиков Правительства РФ, Министерства финансов РФ АндроповА.Н. требования не признал, а также заявил о пропуске истцами срока исковой давности.
Представитель ответчика Правительства РК Опиева Е.А. с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях, а также указала на пропуск срока исковой давности. Согласно письменным возражениям, в 1999 году Правительство Республики Калмыкия направило в МЧС России список на получение государственного жилищного сертификата для жителей Лаганского района, в котором указывалась семья Бадмаевых. Правительство республики неоднократно обращалось в Правительство России, МЧС России о решении вопроса выдачи ГЖС пострадавшим в результате затопления водами Каспийского моря. В своем ответе №33-3608-9 от 10 декабря 1999 года МЧС России указало, что обозначенную проблему следует решать за счет инвестиционных средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете и в бюджете РК, с привлечением средств внебюджетных источников.
Представитель ответчика Министерства финансов РК, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания в суд не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Представитель третьего лица Администрации Лаганского ГМО РК, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Согласно письменному заявлению Главы Администрации Лаганского ГМО РК проблема пострадавших семей от затопления водами Каспийского моря решалась в рамках Федеральной целевой программы «Юг России» и Республиканской целевой программы. По указанным программам велось строительство жилья для отселения пострадавших семей с зоны затопления. В настоящее время строительство жилых домов не ведётся, гак как Федеральная целевая программ «Юг России» закончилась, в какую-либо иную программу на данный момент республика не вошла.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 06 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований Бадмаева В.П., Бадмаева А.П., Бадмаевой Л.Б., Бадмаева М.А., Бадмаева Е.А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Указывают, нормативные акты, регламентирующие выдачу ГЖС, продолжают свое действие и в настоящее время. Федеральная целевая программа «Юг России» не заменяет выдачу ГЖС, а дополняет и разработана с целью скорейшего решения проблем. Суд не принял во внимание, что действие ФЦП «Юг России» закончило свое действие, иные программы не приняты. Необоснованна ссылка в решении на пропуск срока исковой давности, поскольку сроки предоставления ГЖС или жилых помещений пострадавшим от затопления нормативными актами не предусмотрены.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в заявленных требованиях, суд исходил из того, что семья Б-вых включена в дополнительный Список граждан, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях, утвержденный Правительством РК в 2000 году. При этом реализация прав пострадавших граждан по указанному Списку на получение жилья решалась на основании Федеральной целевой программы «Юг России». Следовательно, оснований для обязания соответствующих федеральных органов исполнительной власти по предоставлению ГЖС не имеется.
С таким выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Правоотношения по обеспечению граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия регулируются Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 г. №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов правомерными действиями», постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. №897 «Об оказании государственной поддержки в приобретении жилья гражданам, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях», Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденным МЧС России, Минстроем РФ и Минфином РФ от 10 июля 1995 года, Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 г №982.
Указанными нормативно-правовыми актами регламентированы процедура, порядок, условия выдачи ГЖС, порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий.
Как установлено судом, семья Б-вых в *** году была включена в Список граждан, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях. Список утвержден постановлением Представителя Президента в Лаганском районе от 21 мая 1999 года №162 и согласован с Председателем Правительства РК. Этот Список направлен в МЧС России для согласования с федеральными органами исполнительной власти и подготовки проекта распоряжения Правительства РФ о выдаче бланков ГЖС. Согласование федеральных органов и Правительства РФ получено не было, поскольку Правительством РК в 1995-1999 годах имел место нецелевой расход резервного фонда и излишне истребованы компенсации на погашение ГЖС. В связи с указанным, одновременно для решения вопроса обеспечения граждан, жилье которых оказалось на подтопляемой Каспийским морем территории предложено решать проблему в рамках постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 года №808 «О продлении на 1998-2000 годы сроков реализации первоочередных мероприятий по защите населения, хозяйственных и других объектов, расположенных на побережье Каспийского моря» за счет инвестиционных средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете и в бюджете Республики Калмыкия, с привлечением средств внебюджетных источников. В 2000 году вновь составлен Список граждан Республики Калмыкия, лишившихся жилья в результате наводнения водами Каспийского моря. Данный Список утвержден постановлением Правительства РК от 11 июля 2000 года №178, где под №*** указана семья Б-вых, и реализация жилищных проблем по указанному Списку производилась по федеральной целевой программе «Юг России» (далее ФЦП «Юг России»).
Эти обстоятельства в судебном заседании подтверждены выписками из Списка от 21 мая 1999 года (т. 1, л.д. 149-150), копией Списка от 11 июля 2000 года (т. 1, л.д. 93-121), письмом Правительства РК от 10 сентября 1999 года о направлении Списка 1999 года в МЧС России (т.1, л.д. 148), ответом-извещением МЧС России №33-3608-9 от 10 декабря 1999 года (т. 1, л.д.151), письмом МЧС России от 08 августа 2014 года о том, что Список 2000 года не поступал и проблема пострадавших по указанному Списку решалась через ФЦП «Юг России» (л.д. 174), письмом Министерства финансов РФ от 29 августа 2014 года о том, что ГЖС выдаются только на основании решения Правительства РФ, такого решения Правительства РФ о выдаче ГЖС Правительству РК не поступало, согласно информации обеспечение жильем пострадавших от наводнения в марте 1995 года решается ФЦП «Юг России» (л.д. 180).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 года №808 «О продлении на 1998 - 2000 годы сроков реализации первоочередных мероприятий по защите населения, хозяйственных и других объектов, расположенных на побережье Каспийского моря» Правительству Республики Дагестан, Правительству Республики Калмыкия и администрации Астраханской области рекомендовано при формировании соответствующих бюджетов на 1999 и 2000 годы предусматривать выделение средств на выполнение первоочередных мероприятий с учетом привлечения средств внебюджетных источников.
13 марта 2009 года Правительством Республики Калмыкия принято постановление №58 «О республиканской целевой программе "Об инвестиционных проектах, реализуемых в Республике Калмыкия в рамках ФЦП "Юг России (2008-2013 годы)» в 2009-2013 годах» с рекомендацией главам районных муниципальных образований Республики Калмыкия и Мэру г. Элиста принять участие в реализации Программы (пункт 4).
Согласно приложению №2 к указанной программе, в перечне программных мероприятий и инвестиционных объектов республиканской и муниципальной собственности республиканской целевой программы под №18 предусматривается «Строительство инфраструктуры для отселения жителей прибрежных территорий, затопляемых водами Каспийского моря, г. Лагань», где ответственным заказчиком указано Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия с финансированием из федерального и республиканского бюджетов.
Из письменных объяснений, ответов Главы администрации Лаганского городского муниципального образования, следует, что обеспечение жильем граждан, включенных в Список, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия №178 от 11 июля 2000 года, решается через реализацию ФЦП «Юг России». По данной программе ведется строительство жилья в г. Лагань для отселения пострадавших семей из зоны затопления. Отселена 101 семья (л.д. 8, 19).
Таким образом, анализ нормативно-правовых актов и материалов дела свидетельствует, что государственная поддержка в приобретении жилья гражданам, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях, в том числе семье Б-вых по Списку 2000 года, осуществлялась федеральной целевой программой «Юг России».
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в заявленных требованиях истцов об обязании выдачи ГЖС.
Утверждение в жалобе, что ФЦП «Юг России» не заменяет выдачу ГЖС, а дополняет и разработана с целью скорейшего решения проблем, ошибочно, поскольку получение ГЖС на приобретение жилья по названным нормативным актам и обеспечение жильем по программе ФЦП «Юг России» являются разными видами государственной поддержки.
В связи с этим, нельзя признать обоснованной ссылку в жалобе на то, что истцы и по настоящее время не получили ГЖС по нормативно-правовым актам, продолжающим свое действие и в настоящее время, поскольку обеспечение граждан, жилье которых оказалось на затопленной Каспийским морем территории по Списку, утвержденному постановлением Правительства Республики Калмыкия №178 от 11 июля 2000 года производилась по программе «Юг России». Указанное обстоятельство не отрицается истцами и их представителем.
Довод жалобы об окончании действия ФЦП «Юг России» и непринятии иных программ соответствующими органами, на которых возложена обязанность обеспечения жильем, пострадавшим в результате затопления водами Каспийского моря, не является основанием предоставления и выдачи ГЖС.
В связи с тем, что нарушение жилищных прав истцов вызванного стихийным бедствием, не устранено и имевшееся до стихийного бедствия положение не восстановлено, судебная коллегия признает вывод суда о пропуске истцами срока обращения в суд необоснованным.
Иных доводов в апелляционной жалобе не приведено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 06 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи Н.А. Басангов
ФИО1
.