ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-31/2016 от 27.01.2016 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №33-31/2016 Судья Изгарёва И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,

судей: Андриановой И.В., Курохтина Ю.А.,

при секретаре Герасимовой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 27 января 2016 года гражданское дело по иску Корабельникова В.Н. к УМВД России по Тамбовской области, Министерству внутренних дел России в лице Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению об изменении даты постановки на учет для получения единовременной

социальной выплаты.

Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., апелляционная инстанция

установила:

Корабельников В.Н. обратился в суд с иском к УМВД РФ по Тамбовской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

В обоснование указал, что с *** г. по настоящее время он проходит службу в органах внутренних дел; имеет жену и двоих детей. Его семья нуждается в улучшении жилищных условий, собственного жилья не имеет. В связи с этим, 07.02.2012 г. он подал в УМВД России по Тамбовской области заявление на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.

29.08.2014 г., комиссия УМВД России по Тамбовской области приняла решение о постановке его и членов его семьи на учёт на получение ЕСВ с 07.02.2012 г., и он был включен в список под № 3.

Из сообщения УМВД России по Тамбовской области от 06.05.2015 г. № *** ему стало известно, что протоколы заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области и утверждающие их распоряжения о предоставлении ему ЕСВ дважды направлялись в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России для вынесения на рассмотрение комиссии МВД, но были возвращены в связи с нарушением очерёдности.

Основной причиной возврата стало то, что в нарушение пункта 15 Правил предоставления ЕСВ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1223, комиссия УМВД не приняла решение о постановке его на учет (либо об отказе в постановке) в течение двух месяцев со дня подачи заявления, а сделала это более чем через два года. Об этом ему не было известно ранее.

Указал, что не был своевременно поставлен на учет по вине членов комиссии УМВД, и это прямо усматривается из пояснительной записки к протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области от 27.11.2014 г.

Ссылаясь на Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Корабельников В.Н. просил суд обязать УМВД России по Тамбовской области поставить его и членов его семьи на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, с даты подачи заявления, с учётом стажа службы.

В процессе рассмотрения дела, 01.07.2015 г., Корабельников В.Н. изменил исковые требования: просил суд обязать УМВД России по Тамбовской области изменить дату постановки его с членами семьи на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 29.08.2014 г. на дату не позднее 06.04.2012 г.

Указал, что в связи с нарушением сроков постановки на учет, указанных в пункте 15 Правил, в очереди появилась путаница. В соответствии с пунктом 8 Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения ЕСВ, утвержденного Приказом Министра ВД РФ № *** от 30.03.2012 г., ему был присвоен уникальный номер 2014 года - «***» (символы с 7 по 12 номера означают день, месяц и год постановки на учёт). И, исходя из этого номера, департамент тыла МВД России посчитал, что с этим номером он опередил в очереди лиц с уникальным номером от 2012 года. В свою очередь, ЖБК УМВД России по Тамбовской области, определяя его номер в очереди как «3», исходила из фактической даты подачи его заявления.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 сентября 2015 года Корабельникову В.Н. отказано в удовлетворении исковых требований.

Отказывая истцу в иске, суд пришел к выводу, что отсутствует предмет спора, поскольку материалами дела и показаниями сторон подтверждается, что Корабельников В.Н. с членами семьи состоит на учете в УМВД России по Тамбовской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 07.02.2012 г., со дня подачи соответствующего заявления, под номером 3.

В апелляционной жалобе Корабельников В.Н. ссылается на вышеприведенные нормы, повторяет доводы исковых заявлений и дополнительно указывает, что в связи с образовавшейся путаницей в очереди Департамент тыла МВД России приостановил оформление ЕСВ не только ему, но и всем сотрудникам ОВД по Тамбовской области, у которых возникли аналогичные проблемы в связи с нарушениями, допущенными жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Тамбовской области. С целью выхода из сложившейся ситуации он просил суд изменить дату постановки в очереди, и, как следствие, его уникальный номер. Однако суд пришёл к выводу об отсутствии предмета спора, с чем он согласиться не может, поскольку без изменения даты постановки на учёт Департамент тыла отказывает ему в своевременной (по очереди от 2012 года) выдаче единовременной социальной выплаты. А УМВД России по Тамбовской области, в свою очередь, отказывается в добровольном порядке внести изменения в его уникальный номер в соответствии с датой фактической постановки на учет. Полагает, что суд не дал оценку доводу об изменении уникального номера, несмотря на то что он подробно описал возникшую необходимость изменения цифр с 7 по 12 уникального номера; и не проанализировал имеющиеся в деле доказательства.

Просит решение Ленинского районного суда города Тамбова от 11.09.2015 г. отменить и принять по делу новое решение - об удовлетворении исковых требований.

На основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 07 декабря 2015 года апелляционная инстанция перешла к рассмотрению дела по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Тем же определением к участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД России в лице Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению.

В судебном заседании Корабельников В.Н. исковые требования поддержал и пояснил, что 06.02.2012 г. он подал в УМВД России по Тамбовской области заявление на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к заявлению все необходимые документы. Он требовал у сотрудников жилищно-бытовой комиссии справку о том, что им подано заявление с документами, однако справку ему не выдали, сказав, что всю информацию по данному вопросу он сможет получить на доске объявлений. На доске объявлений действительно появилась информация о том, что он поставлен на очередь. Эта информация была на доске объявлений в 2012 году, в 2013 году, в 2014 году, с указанием на продвижение очереди. В декабре 2014 года жилищно-бытовая комиссия предложила ему обновить документы для отправки в Москву, что им было сделано. Причину необходимости обновления документов ему не объяснили. Только после письменного обращения в мае 2015 года им был получен ответ из УМВД о том, что существуют проблема, из-за которой ему не смогут своевременно выплатить ЕСВ.

Проблема заключается в том, что в действиях жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области вышестоящий орган (Департамент тыла УМВД России) усмотрел нарушения, допущенные при постановке его на очередь. В частности, по внутренним документам он поставлен на очередь 07.02.2012 г. (со следующего дня после подачи документов), а согласно уникальному номеру, присваиваемому в соответствии с Порядком формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения ЕСВ, он поставлен на учет только в 2014 году на основании решения ЖБК от 29.08.2014 г.

Справку о постановке на учет жилищно-бытовая комиссия ему выдала только в мае 2015 года. Тогда же, в мае 2015 года, ему стало известно и о существовании решения жилищно-бытовой комиссии от 29.08.2014 г., на которое ссылается УМВД, и дата которого заложена в его уникальный номер.

В результате нарушений, действий жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области, нарушено его право на своевременное получение ЕСВ согласно очереди от 07.02.2012 г., в которой он состоит в настоящее время под номером «3». Если не изменить его уникальный номер, единая социальная выплата не будет получена им еще много лет, поскольку в очереди находятся порядка 500 сотрудников внутренних дел, почти все вставшие на учет позже него (за исключением лиц, стоящих на учете под номерами «1» и «2»).

С решением суда первой инстанции не согласен, поскольку суд сделал неверный вывод об отсутствии спора. Спор остался не разрешенным, поскольку суд не разрешил по существу его требования об изменении уникального номера, ввиду чего продолжают нарушаться его права.

Уточнил исковые требования и просил суд признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с 07.02.2012 г., под номером «3», и обязать УМВД России по Тамбовской области изменить дату его постановки на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с «29.08.2014 г.» на «07.02.2012 г.» путем изменения уникального номера в базе данных.

Представитель ответчика УМВД РФ по Тамбовской области по доверенности Русанов Д.В. исковые требования не признал, пояснив, что с решением суда согласен, поскольку Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» причинно-следственную связь между получением денежных средств (ЕСВ) и уникальным номером не устанавливает. Корабельников В.Н. действительно состоит на учете на получение ЕСВ с момента подачи им заявления - 07.02.2012 г., под номером «3». Все необходимые документы для постановки на учет, установленные пунктом 5 Правил предоставления ЕСВ, им были предоставлены 07.02.2012 г. Комиссия должна была выдать Корабельникову В.Н. справку о принятии документов согласно пункту 10 Правил, однако этого своевременно сделано не было.

Комиссия не рассмотрела заявление Корабельникова 07.02.2012 г. из-за вопросов, возникших у неё по применению Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Поэтому не был сформирован уникальный номер от этой даты.

В результате жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Тамбовской области рассмотрела заявление Корабельникова В.Н. о постановке его и членов его семьи на учёт на получение ЕСВ только 29.08.2014 г., в связи с жалобой одного из сотрудников на то, что жилищная комиссия не рассматривает документы о постановке на очередь своевременно. По этому факту была проведена проверка, которой установлены нарушения в работе ЖБК, после чего ЖБК стала рассматривать все ранее поданные документы. Поэтому в уникальный номер истца вошла дата «29.08.2014». Единой позиции в разрешении данной ситуации между Департаментом тыла УМВД России и УМВД России по Тамбовской области не достигнуто, о чем свидетельствует приобщенная к материалам дела переписка.

Не отрицает права истца на получение ЕСВ по очередности под номером «3», с 07.02.2012 г. Также не отрицает, что вины Корабельникова В.Н. в сложившейся ситуации нет. Конфликта интересов у истца с сотрудниками стоящими в очереди № 1, № 2, № 4, также не имеется.

Вместе с тем, считает, что правовое значение для истца имеет факт подачи заявления о постановке на учет, поскольку согласно Приказу МВД РФ № *** уникальный номер содержит информационный характер и формируется автоматически. Полагает, что факт присвоения уникального номера от 2014 года не препятствует Корабельникову В.Н. получить ЕСВ как числящемуся на учете под порядковым номером «3». Однако мнение Департамента тыла МВД России иное, а денежные средства выделяет департамент.

Представитель ответчика - МВД Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с учетом позиции МВД РФ.

В письменном обращении к суду от 15.01.2016 г. № *** позиция МВД РФ заключается в следующем.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определены правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1223 (далее - Правила).

В силу пункта 5 указанных правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти. К заявлению прилагаются перечисленные в указанном пункте документы.

Заявление Корабельникова В.Н. поступило в УМВД России по Тамбовской области 07.02.2012 г. Сотрудники ОВД, поставленные на учет под порядковыми номерами «1» и «2», подали заявления 30.01.2012 г. и 31.01.2012 г.

Таким образом, Корабельников В.Н. поставлен на учет уполномоченным органом - жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Тамбовской области с даты подачи заявления, имеет порядковый номер «3», что соответствует требованиям указанных правил и Закона.

МВД считает, что нарушений со стороны ЖБК УМВД России по Тамбовской области не допущено, решение судом вынесено законно, а исковые требования Корабельникова В.Н. необоснованны.

В дополнительном письменном обращении от 22.01.2016 г. № *** позиция МВД России выражена следующим образом.

В соответствии с пунктом 7 Приложения к приказу МВД России от 30.03.2012 года № ***» «О порядке формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета», внесение информации в базу данных осуществляется на основании правовых актов МВД России и территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы МВД по месту службы. Правовой акт о постановке Корабельникова В.Н. с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, утвержденный распоряжением, был принят комиссией УМВД России по Тамбовской области 29.08.2014 г. № ***. Таким образом, дата постановки Корабельникова В.Н. и очередность должны исчисляться 2014 годом.

Нормативно-правовыми актами не предусмотрен порядок изменения очередности и уникальных номеров сотрудников, состоящих на учете на получение ЕСВ, во избежание коррупционных действий со стороны членов комиссий подразделений МВД России.

Решение комиссии УМВД России по Тамбовской области 29.08.2014 г. № *** Корабельников В.Н. не обжаловал. К сложившейся ситуации и обращению в суд привело как недобросовестное исполнение служебных обязанностей членами комиссии УМВД России по Тамбовской области, так и бездействие самого истца, который в течение 2-х лет не заявлял о нарушении своих прав УМВД России по Тамбовской области, выразившемся в нерассмотрении его заявления о принятии на учет для получения ЕСВ в 2-х месячный срок, предусмотренный пунктом 15 правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1223.

МВД России, возвращая УМВД России по Тамбовской области протоколы очередников на получение ЕСВ, руководствуется исключительно нормами действующего законодательства, предписывающими строгое соблюдение порядка формирования очередности и недопущения её изменений.

На основании изложенного, МВД России просит отказать Корабельникову В.Н. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Проверив материалы дела, выслушав и оценив позиции сторон, судебная коллегия считает, что решение Ленинского районного суда от 11.09.2015 г. подлежит отмене ввиду допущенных процессуальных нарушений, а также ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 247-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников (пункт 2). Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения (пункт 4).

В пункте 5 Правил указано, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. В этом же пункте содержится перечень документов, прилагаемых к заявлению. Данный перечень является исчерпывающим.Согласно пунктам 10, 11, 14, 15 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия). Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов. Комиссия, в числе прочих функций, принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета; ведет книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты, по форме согласно приложению (далее - книга учета). Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

В силу пунктов 20,31 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. Единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Установлено и материалами дела подтверждается, что подполковник полиции Корабельников В.Н. с *** г. по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел. Выслуга лет по состоянию на 02.02. 2012 г. в календарном исчислении составляла 14 лет 01 месяц 14 дней (л.д.8).

Семья Корабельникова В.Н. состоит из 4-х человек (он, жена и двое детей). Семья истца нуждается в улучшении жилищных условий, собственного жилья не имеет.

07.02.2012 г. Корабельников В.Н. подал в УМВД России по Тамбовской области заявление на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения. К заявлению приложены все документы, которые требуются в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

На заявлении имеется резолюция начальника тыла подполковника внутренней службы А.А. Киреева, являющегося председателем комиссии, от

г., адресованная секретарю жилищно-бытовой комиссии «для рассмотрения» (л.д.7).

Из регистрационного журнала жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области (начатого 20.01.2012 г. и оконченного 10.10.2012 г.) следует, что под номером «100» 07.02.2012 г. сделана запись о приеме документов Корабельникова В.Н.

Справка о дате приема заявления и документов в нарушение пункта 11 Правил Корабельникову В.Н. жилищно-бытовой комиссией не выдавалась.

На Корабельникова В.Н. заведено учетное дело.

В нарушение пункта 15 Правил, предусматривающего в двухмесячный срок рассмотреть заявление и по итогам принять одно из двух решений (о принятии либо об отказе в принятии), жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Тамбовской области с нарушением двухмесячного срока с даты подачи заявления, 20.07.2012 г. приняла решение (утвержденным распоряжением УМВД от 24.07.2012 г. № ***) о переносе рассмотрения вопроса до предоставления документов по совместному проживанию семьи (л.д.9).

Как указано выше, возможность принятия такого решения не предусмотрена Правилами.

Сведений о присутствии Корабельникова В.Н. на заседании комиссии

г. и ознакомления его с результатами рассмотрения вопроса не представлено.

Впоследствии, 29.08.2014 г., жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Тамбовской области приняла решение о постановке Корабельникова В.Н. и членов его семьи на учёт на получение ЕСВ, и они были включены в список под № *** со дня обращения - 07.02.2012 г.

Сведения о Корабельникове В.Н. как о сотруднике МВД, поставленном на учет для получения ЕСВ, внесены в книгу учета таких сотрудников от 2014 года под номером «89».

Согласно сообщению УМВД России по Тамбовской области от 06.05.2015 г. № *** на имя Корабельникова В.Н., протоколы заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области и утверждающие их распоряжения о предоставлении ему ЕСВ дважды направлялись в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России для вынесения на рассмотрение комиссии МВД, но были возвращены в связи с нарушением очерёдности.

Об этом Корабельникову В.Н. ранее не было известно.

Отказывая Корабельникову В.Н. в иске, суд исходил из того, что согласно действующему закону сотрудник УМВД РФ по Тамбовской области Корабельников В.Н. вместе с семьей (супруга и два сына) состоит на учете в УМВД России по Тамбовской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 07.02.2012 г., со дня подачи соответствующего заявления, под номером «3», ввиду чего отсутствует спор между сторонами и нет оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как указывалось выше, в письменном ответе Корабельникову В.Н. от 06.05.2015 г. УМВД России по Тамбовской области сообщает, что в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии, утвержденным распоряжением УМВД России по Тамбовской области № *** от 29.08.2014 г., Корабельников В.Н. поставлен на учет на получение ЕСВ с семьей в составе 4 человека, с порядковым номером в очереди «3».

Далее указано, что протокол заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области и утверждающее его распоряжение № *** от 20.03.2015 г. о предоставлении ЕСВ направлены в ДТ МВД России. Вместе с тем, данные документы возвращены в связи с нарушением очередности предоставления единовременной социальной выплаты, на основании чего указанная выплата Корабельникову В.Н. не предоставлена (л.д.15).

При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии спора между сторонами противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Несмотря на то что исковые требования Корабельниковым В.Н. предъявлены к УМВД России по Тамбовской области, с учетом обстоятельств дела, суду первой инстанции следовало привлечь в качестве соответчика по делу МВД России, поскольку денежные средства на единую социальную выплату выделяются МВД России, и рассмотрение дела в отсутствие МВД России, затрагивало его права и обязанности.

Отменяя решение, судебная коллегия также исходит из того, что суд первой инстанции не рассмотрел заявленные Корабельниковым В.Н. исковые требования о внесении изменений в его уникальный номер и спор по существу остался неразрешенным.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что по результатам служебной проверки, проведенной ОРЧ СБ УМВД России по Тамбовской области, жилищно-бытовой комиссии было предписано принять соответствующие меры по рассмотрению заявлений сотрудников, по которым не принято решений о постановке либо отказе в постановке на учет. А также пересмотреть сформированную очередь сотрудников на получение ЕСВ с учетом вновь рассмотренных заявлений, исходя из даты заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.

Выполняя предписание ОРЧ СБ УМВД России по Тамбовской области, жилищно-бытовая комиссия поставила сотрудников, ранее подавших документы, на учет с даты подачи заявления (в том числе Корабельникова В.Н. - с 07 февраля 2012 года). Одновременно им были присвоены уникальные номера 2014 года, в связи с чем произошло несовпадение фактической очередности с последовательностью уникальных номеров (л.д.12).

Таким образом, именно разночтения между датой решения жилищнобытовой комиссии от 29.08.2014 г. (состоявшегося после проверки, выявившей нарушения в работе комиссии), заложенной в символы уникального номера, и датой постановки истца на учет на получение ЕСВ - 07.02.2012 г., влечет нарушение права Корабельникова В.Н. в порядке очереди получить денежное пособие (ЕСВ).

Коллегия принимает во письменно изложенную позицию УВД России от 15.01.2016 г. о том, что заявление Корабельникова В.Н. поступило в УМВД России по Тамбовской области 07.02.2012 г., сотрудники ОВД, поставленные на учет под порядковыми номерами «1» и «2», подали заявления 30.01.2012 г. и 31.01.2012 г.; Корабельников В.Н. поставлен на учет уполномоченным органом - ЖБК, с даты подачи заявления, имеет порядковый номер «3», что соответствует требованиям указанных правил и Закона, ввиду чего, по мнению МВД, что нарушений со стороны ЖБК УМВД России по Тамбовской области не допущено.

Вместе с тем, из имеющейся в материалах дела переписки между УМВД России по Тамбовской области и МВД России в лице Департамента по материально-техническому обслуживанию и медицинскому обеспечению (ДТ МВД России) следует, что жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Тамбовской области, устранив установленные служебной проверкой нарушения, неоднократно направляла в ДТ МВД России соответствующие документы.

В свою очередь, ДТ МВД России неоднократно возвращал УМВД России по Тамбовской области документы с замечаниями и предложениями привести документы в соответствие с действующим законодательством. При этом конкретных указаний на способы приведения документов в соответствие с законом ответы ДТ МВД не содержали.

В результате отсутствия общей позиции у МВД России и УМВД России по Тамбовской области по вопросу выхода из сложившейся ситуации нарушено право Корабельникова В.Н. на своевременное, в порядке очередности, получение единой социальной выплаты.

Позиция МВД России (изложенная в письме от 21.01.2016 г.) о том, что если решение ЖБК о постановке Корабельникова В.Н. на учет для получения ЕСВ, утвержденное распоряжением, принято 29.08.2014 г., то и дату постановки Корабельникова В.Н. на учет, и очередность, следует исчислять 2014 годом, противоречит собственной позиции МВД России (изложенной ранее, в письме от 15.01.2016 г.), и, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной.

Как указано выше, именно во исполнение предписаний служебной проверки, 29.08.2014 г. решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области, утвержденным распоряжением УМВД России по Тамбовской области № *** от 29.08.2014 г., Корабельников В.Н. поставлен на учет на получение ЕСВ с даты подачи заявления с документами (07.02.2012 г.), с порядковым номером в очереди «3».

Коллегия считает, что кроме принятия решения с указанной формулировкой в 2014 году, жилищно-бытовая комиссия не имела иной возможности выполнить предписание и исправить сложившуюся ситуацию, поскольку принятие решения задним числом недопустимо.

Вариант с постановкой Корабельникова В.Н. на учет на получение ЕСВ с даты принятия решения комиссии - с 29.08.2014 г. (на котором в письме от 21.01.2016 г. настаивает МВД России), грубо нарушает права Корабельникова В.Н., подавшего заявление и необходимые документы для постановки на учет 07.02.2012 г.

При таком варианте около 500 сотрудников внутренних дел, вставших на учет позже Корабельникова В.Н., получат единовременную социальную выплату раньше него.

В соответствии с пунктом 2, 4.2, 7, 8, 10 Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утвержденного приказом от 30.03.2012 г. № ***, целью формирования базы данных является получение полной, достоверной и актуальной информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета.

База данных формируется в отношении сотрудников МВД России - в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы МВД России по месту службы.

Внесение информации в базу данных осуществляется на основании правовых актов МВД России и органов о принятии или снятии с учета для получения единовременной выплаты, а также решений комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам об изменении сведений учетных дел в течение пяти рабочих дней с момента принятия.

Первичная информация вносится в базу данных с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа Российской Федерации, 2 и 3 - код субъекта Российской Федерации, с 4 по 6 код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела.

Внесение информации в базу данных осуществляется должностными лицами, которые назначаются в установленном порядке.

Из изложенного следует, что присвоение уникального номера производно от решения комиссии о постановке сотрудника МВД на учет, в силу чего заложенная в уникальный номер дата решения комиссии в рассматриваемой спорной правовой ситуации вошла в противоречие с датой фактической очередности Корабельникова В.Н.

Вместе с тем, исходя из формулировки пункта 8 Порядка формирования и ведения базы данных, устанавливающего порядок внесения первичной информации в базу данных, судебная коллегия полагает, что по решению суда данная информация может быть изменена в части даты постановки на учет на получение ЕСВ, в целях восстановления нарушенного права истца.

С учетом изложенного, коллегия считает необходимым возложить на УМВД России по Тамбовской области обязанность изменить дату постановки Корабельникова В.Н. с членами его семьи на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с «29.08.2014 г.» на «07.02.2012 г.» путем изменения уникального номера в базе данных.

Довод МВД России о том, что спорная ситуация возникла, в том числе, из-за бездействия самого истца, в течение 2-х лет не заявлявшего о нарушении своих прав УМВД России по Тамбовской области, выразившемся в нерассмотрении его заявления о принятии на учет для получения ЕСВ в 2-х месячный срок, судебная коллегия считает необоснованным.

Корабельников В.Н. в судебном заседании пояснил, что при подаче в феврале 2012 года в жилищно-бытовую комиссию заявления и необходимых документов на получение ЕСВ, просил выдать справку о приеме документов, в чем ему отказали, рекомендовав узнавать о результатах рассмотрения его вопроса на доске объявлений. На доске объявлений действительно вскоре появилась информация о нем как об очереднике. Информация находилась на доске объявлений с 2012 года постоянно. После того как в декабре 2014 года жилищно-бытовая комиссия предложила истцу обновить документы для отправки в Москву, без указания причин, он обратился в комиссию с письменным заявлением, в котором просил дать разъяснения по поводу продвижения очереди. В мае 2015 года им был получен ответ из УМВД России по Тамбовской области, датированный 06.05.2015 г., о том, что он стоит в очереди УМВД под номером «3» с 07.02.2012 г., но документы из МВД возвращены без положительного решения вопроса. Узнав об этом из письма, 21.05.2014 г. он обратился в суд.

Пояснения Корабельникова В.Н. об указанных выше обстоятельствах не опровергались представителем УМВД России по Тамбовской области, в силу чего не доверять им у коллегии не имеется оснований.

Более того, представитель УМВД России по Тамбовской области подтвердил в судебном заседании отсутствие вины Корабельникова В.Н. в возникшей спорной ситуации.

Довод МВД России о том, что Корабельников В.Н. не обжаловал решение комиссии УМВД России по Тамбовской области от 29.08.2014 г., не свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца.

Тем более что само по себе решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области от 29.08.2014 г., установившее право истца на получение ЕСВ с даты подачи им документов, то есть с 07.02.2012 г., его прав не нарушает.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым признать за Корабельниковым В.Н. и членами его семьи право на получение ЕСВ с 07.02.2012 г., под номером «3»; внести изменения в уникальный номер Корабельникова В.Н., указав, что МВД РФ при решении вопроса о выплате Корабельникову В.Н. единовременной социальной выплаты исходить из возникновения права Корабельникова В.Н. на такую выплату с 07.02.2012 г.

Руководствуясь статьями 330, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 сентября 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.

Признать за Корабельниковым В.Н. с членами его семьи право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с 07.02.2012 г., очередность под номером «3».

Обязать УМВД России по Тамбовской области изменить дату постановки Корабельникова В.Н. с членами его семьи на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с «29.08.2014 г.» на «07.02.2012 г.» путем изменения уникального номера в базе данных.

Министерству внутренних дел Российской Федерации при решении вопроса о выплате Корабельникову В.Н. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации исходить из возникновения права Корабельникова В.Н. на такую выплату с 07.02.2012 г.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.

Председательствующий:

Судьи: