ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-31/2017 от 12.01.2017 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33-31/2017 (33-5150/2016) Докладчик Никулин П.Н.

Судья Денисова Е.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Лепёшина Д.А.,

судей Гришиной Г.Н., Никулина П.Н.,

при секретаре Кудрявовой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 12.01.2017 дело по апелляционной жалобе ответчика департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 23.08.2016, которым постановлено:

Исковые требования Собинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Собинского района Владимирской области к департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, Православной религиозной организации Владимирская Епархия Русской Православной Церкви об обязании установить информационную надпись и обозначение на объекте культурного наследия удовлетворить.

Обязать департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, Православную религиозную организацию Владимирская Епархия Русской Православной Церкви произвести установку на объекте культурного наследия религиозного значения - памятнике градостроительства и архитектуры «Покровская церковь 1850 г.», расположенном по адресу: с.Алепино, МО Рождественское сельское поселение Собинского района Владимирской области, информационные надписи и обозначения.

Заслушав доклад судьи Никулина П.Н., выслушав объяснения представителя ответчика департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Сопронюк А.В., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Бурцева Е.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Объект недвижимости - «Покровская церковь 1850 г.», находящийся по адресу: Владимирская область, Собинский район, МО Рождественское (сельское поселение), с.Алепино, в соответствии с паспортом Министерства культуры СССР от 10.01.1986 является памятником истории и архитектуры религиозного назначения.

Постановлением администрации Владимирской области от 01.04.1992
№ 101 «О передаче Владимиро-Суздальской епархии Московской патриархии культовых зданий и сооружений» в целях сохранения национально-культурного наследия народов Российской Федерации, нравственного воспитания граждан памятник градостроительства и архитектуры «Покровская церковь 1850 г.» поставлен на баланс научно-производственного Центра по охране памятников истории и духовной культуры (правопредшественник Государственного бюджетного учреждения культуры Владимирской области «Государственный центр по сохранению, использованию и реставрации объектов культуры и культурного наследия» - далее по тексту Госцентр) с безвозмездной передачей Владимиро-Суздальской епархии Московской патриархии в бессрочное пользование (п.73 в списке культовых зданий и сооружений, передаваемых общинам верующих - приложении к постановлению).

По охранному договору № 1934 от 03.09.1992 Научно-производственный Центр по охране памятников истории и духовной культуры передал религиозному обществу с.Алепино Собинского района Владимирской области здание памятника истории и культуры «Покровская церковь 1850 г.» в безвозмездное пользование для совершения религиозных обрядов.

Данный объект был принят на государственную охрану решением исполнительного комитета Владимирского областного совета депутатов трудящихся от 04.10.1968 № 1122 «О принятии на охрану памятников культуры Владимирской области» и включен в качестве объекта культурного наследия регионального значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Из выписки из реестра государственного имущества Владимирской области от 27.01.2016 объект «Покровская церковь 1850 г.» является собственностью Владимирской области с регистрацией права собственности 17.02.2016 и находится на праве оперативного управления у Госцентра с 10.05.2016.

Собинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Собинского района Владимирской области с иском к департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, Госцентру об обязании принять и оформить охранные обязательства, установить на объекте культурного наследия - памятнике градостроительства и архитектуры «Покровская церковь 1850 г.» информационные надписи и обозначения.

В обоснование иска прокурор указал, что в результате проведенной проверки были выявлены нарушения при исполнении законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выразившиеся в ненаправлении Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области оформленных охранных обязательств и отсутствии на здании памятника градостроительства и архитектуры «Покровская церковь 1850 г.», расположенном по адресу: с.Алепино МО Рождественское сельское поселение Собинского района Владимирской области, надписей и обозначений, содержащих информацию о данном объекте культурного наследия.

19.05.2016 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области и Православная религиозная организация Владимирская Епархия Русской Православной Церкви.

Определением суда от 13.07.2016 производство по делу в части исковых требований к Госцентру, Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области прекращено в полном объеме, в отношении департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в части требований об обязании принять охранное обязательство в связи с отказом истца от исковых требований в этой части по причине их добровольного удовлетворения.

В связи с чем прокурор уточнил исковые требования, просив обязать департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и Православную религиозную организацию Владимирская Епархия Русской Православной Церкви (далее – Владимирская Епархия) произвести установку информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия «Покровская церковь 1850 г.» в с.Алепино МО Рождественское сельское поселение Собинского района Владимирской области.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 подержала уточненные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области ФИО2 не признала исковые требования, как предъявленные к ненадлежащему ответчику. Объект культурного наследия, являясь собственностью Владимирской области, передан на праве оперативного управления Госцентру, и в отношении него департамент имеет исчерпывающий перечень полномочий, к которым установление информационных надписей и обозначений не относится. Считала надлежащим ответчиком по делу Владимирскую Епархию как законного владельца и пользователя объекта культурного наследия и Госцентр. Отметила, что уведомление о необходимости установки на объект культурного наследия информационных надписей и обозначений и письменное задание департаменту не направлялось.

Представитель ответчика Владимирской Епархии, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения иска, в суд не явился. В представленном отзыве указал, что Владимирская Епархия намерена принять объект культурного наследия «Покровская церковь 1850 г.» в безвозмездное пользование. Однако на данный момент право Владимирской Епархии на пользование указанным объектом юридически не оформлено, поскольку договор безвозмездного пользования не заключен, передача объекта не произведена, акт приема-передачи не подписан. Следовательно, до настоящего времени Владимирская Епархия не является пользователем спорного объекта. Вместе с тем, после получения свидетельства о праве собственности на объект недвижимости религиозного назначения Владимирской Епархией как собственником будет заказана, изготовлена и установлена памятная информационная надпись.

Представитель третьего лица Госцентра ФИО3 согласился с требованиями иска, считая надлежащими ответчиками Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области как собственника объекта культурного наследия и Владимирскую Епархию как пользователя объекта культурного наследия, который совершает действия по приобретению объекта культурного наследия в свою собственность.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, настаивая на том, что департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку соответствующим Положением за департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области не закреплены полномочия и функции по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия. Считает, что обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия может быть возложена лишь на лицо, в чьем владении и пользовании находится данный объект.

Проверив материалы дела в рамках доводов жалобы в отсутствие не прибывших участвующих в нем лиц, надлежащим образом извещавшихся о слушании дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ) на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее-информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке-государственном языке РФ и на государственных языках республик-субъектов РФ.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. (п. 2 ст. 27 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов (п. 3 ст. 27 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 33 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений.

Из материалов дела следует, что на здании памятника градостроительства и архитектуры «Покровская церковь 1850 г.» не установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, в связи с чем прокурор применительно к п. 3 ст. 27 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ обоснованно обратился в суд с иском к департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, выступающему от имени собственника данного объекта культурного наследия, и к Владимирской Епархии как пользователю указанного объекта культурного наследия, оформляющему право собственности на него.

Следуя положениям ст.ст. 33, 45 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, работы по установлению информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия и должны проводиться на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Довод представителя департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области о том, что региональный орган охраны объектов культурного наследия не направлял ему письменного задания на установку информационных надписей, в связи с чем департамент не вправе был установить информационные надписи, является несостоятельным.

На орган охраны объектов культурного наследия возложено осуществление государственного контроля в области охраны объектов культурного наследия, в том числе по согласованию размещения информационных надписей и обозначений на таких объектах.

Вместе с тем, департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области за выдачей письменного задания (разрешения) на производство работ по установлению информационной надписи не обращался, при этом он как собственник объекта не освобожден от обязанности по содержанию и сохранению принадлежащего ему объекта культурного наследия, которая включает в себя установку информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия Владимирской области регламентирован Законом Владимирской области от 06.04.2004 № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области» (далее - Закон от 06.04.2004 № 21-ОЗ).

Положениями п.п. 3-4 ст. 12 Закона от 06.04.2004 № 21-ОЗ определено, что региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет (вручает) уведомление о необходимости установки на объект культурного наследия информационных надписей и обозначений собственнику (пользователю) указанного объекта или лицу, уполномоченному представлять его по доверенности либо осуществляющему доверительное управление или пользование объектом культурного наследия по договору с его собственником (пользователем). Вместе с уведомлением региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет (вручает) письменное задание на установку информационных надписей и обозначений, в котором указываются конкретные требования к их количеству, составу, форме, содержанию, месту и способу установки, в том числе способу крепления (нанесения). Собственник (пользователь) объекта культурного наследия или его доверенное лицо вправе по собственной инициативе обратиться в региональный орган охраны объектов культурного наследия для получения письменного задания на установку информационных надписей и обозначений. Собственник (пользователь) объекта культурного наследия или его доверенное лицо в течение трех месяцев с даты получения уведомления (задания) организует в соответствии с заданием подготовку проекта информационных надписей и обозначений и с сопроводительным письмом представляет его в трех экземплярах на утверждение в региональный орган охраны объектов культурного наследия, направивший указанное уведомление (задание).

При этом п. 1 ст. 12 Закона от 06.04.2004 № 21-ОЗ, как и п. 3 ст. 27 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предусмотрено, что обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия возлагается на собственников указанных объектов.

Указание в приведенной норме Закона от 06.04.2004 № 21-ОЗ пользователя наряду с собственником не освобождает последнего от исполнения возложенной на него федеральным законом названной обязанности.

Именно собственник как лицо, наделенное в полной мере правомочиями владения, пользования и распоряжения в отношении принадлежащего ему имущества, отвечает за его состояние и содержание.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, регулируются гражданским законодательством РФ с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 48 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством РФ, градостроительным законодательством РФ, земельным законодательством РФ (п. 2). Распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством РФ при условии выполнения требований настоящего Федерального закона (п. 3).

В силу вышеуказанных положений Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие полномочия собственника и право оперативного управления, на которые ссылается департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, не освобождают его как орган, осуществляющий полномочия собственника объекта культурного наследия Владимирской области, от обязанности по установке информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия. Ссылка в жалобе на то, что департамент в отношении имущества, закрепленного за Госцентром на праве оперативного управления, имеет ограниченный перечень полномочий, применительно к возникшим отношениях правового значения не имеет, поскольку применяются нормы специального законодательства.

Кроме того, в силу ст. 48 Закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

В материалы дела такой договор ответчиком суду не представлен.

В охранном обязательстве собственника или иного законного владельца на объект культурного наследия - памятник градостроительства и архитектуры «Покровская церковь 1850 г.», утвержденном Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, содержатся обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. При этом порядок установки информационных надписей и обозначений не оговорен.

Позиция департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области по делу нарушает принцип защиты публичного интереса сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и защиты конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также права народа Российской Федерации на восстановление, сохранение и развитие историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Поскольку памятник градостроительства и архитектуры «Покровская церковь 1850 г.» имеет религиозное назначение, находится в пользовании Владимирской Епархии, которой принято решение о принятии объекта культурного наследия в свою собственность, что следует из имеющихся в материалах дела документов и с чем согласился нынешний собственник объекта, а передача объекта культурного наследия не осуществлена до настоящего времени по формальным основаниям, то требования прокурора обоснованно удовлетворены и в отношении Владимирской Епархии. В своем отзыве на иск Владимирская Епархия также выразила согласие после получения свидетельства о праве собственности на объект культурного наследия заказать, изготовить и установить информационную надпись и обозначение на нем.

С учетом изложенного, доводы жалобы не могут являться основанием для отмены по существу правильного решения суда первой инстанции, поскольку не опровергают выводов последнего, направлены на переоценку его суждений и доказательств, основаны на неправильном толковании приведенных в нём норм закона и не подтверждаются материалами дела.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 23.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области - без удовлетворения.

Председательствующий Д.А. Лепёшин

Судьи: Г.Н. Гришина

ФИО4