Судья ФИО3 Дело № 33-3200
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Уткиной И.В.
судей Прудентовой Е.В., Мананниковой В.Н.
при секретаре Рязанцевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе Правительства Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 30 мая 2014 года, которым постановлено:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным п. 1 распоряжения Правительства Пензенской области № 52-рП от 12.02.2013 «О назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Пензенской области и лицам, замещавшим государственные должности Пензенской области» в части определения размера стажа государственной гражданской службы ФИО1 для исчисления пенсии 20 лет.
Обязать Правительство Пензенской области включить в стаж государственной гражданской службы ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Пензенской облсельхозтехнике и установить исчисление пенсии размера пенсии с учетом данного периода.
Обязать Социальное управление г. Пензы произвести ФИО1 перерасчет пенсии за выслугу лет исходя из стажа государственной гражданской службы 26 лет с ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с Социального управления г. Пензы в пользу ФИО1 недополученную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп.
Обязать Социальное управление г. Пензы выплачивать ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ пенсию за выслугу лет, рассчитанную из стажа государственной гражданской службы с учетом периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Проверив материалы дела, заслушав истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2 и ФИО3, судебная коллегия,
установила:
Распоряжением Правительства Пензенской области № 52-рП от 12.02.2013 «О назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Пензенской области и лицам, замещавшим государственные должности Пензенской области» ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет.
Согласно п. 1 данного распоряжения пенсия ФИО1 рассчитана исходя из стажа государственной гражданской службы 20 лет. Не соглашаясь с распоряжением Правительства Пензенской области в части определения продолжительности стажа, ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с иском, в обоснование иска указала, что ответчиком неправильно исчислен стаж государственной гражданской службы. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в Счетной палате Пензенской области в должности аудитора. На момент приема ее на работу в Счетную палату стаж государственной гражданской службы составлял 16 л. 3 мес. 29 дн. С учетом периода работы в Счетной палате, стаж государственной гражданской службы составляет 26 лет.10 дн. В этой связи полагает, что ответчик неправомерно исключил из стажа 6 лет.10 дн.
ФИО1 просила признать незаконным п. 1 распоряжения Правительства Пензенской области № 52-рП от 12.02.2013 «О назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Пензенской области и лицам, замещавшим государственные должности Пензенской области» в части определения размера ее стажа государственной гражданской службы, обязать Правительство Пензенской области включить в стаж государственной гражданской службы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Пензенской облсельхозтехнике и установить исчисление пенсии размера пенсии с учетом данного периода, обязать Социальное управление г. Пензы произвести перерасчет пенсии за выслугу лет исходя из стажа государственной гражданской службы 26 лет с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Социального управления г. Пензы недополученную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп., обязать Социальное управление г. Пензы выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ пенсию за выслугу лет, рассчитанную из стажа государственной гражданской службы с учетом периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Пензенской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе указывает, что доказательства о наделении Пензенской облсельхозтехники функциями государственного управления отсутствуют. Эта организация являлась хозяйствующим субъектом, что подтверждается Положением о производственном объединении в сельском хозяйстве, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 07.12.1978 № 1009. Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 24.12.1976 № 1059 «О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением должностных окладов и тарифных ставок среднеоплачиваемых категорий работников аппарата … «Сельхозтехника».
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения не имеется.
Суд первой инстанции правильно руководствовался Законом Пензенской области «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» № 653-ЗПО от 8.09.2004 (далее- Закон).
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Закона право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом имеют:
1) лица, замещавшие на 16 июня 1998 года и позднее на постоянной основе государственные должности Пензенской области и должности государственной гражданской службы Пензенской области;
2) лица, замещавшие до 16 июня 1998 года должности, приравненные к государственным должностям Пензенской области (приложение 1) и должностям государственной гражданской службы Пензенской области (приложение 2).
Согласно ст. 5 Закона лицам, имеющим право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, указанная пенсия назначается при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и достижении ими возраста, установленного Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для назначения трудовой пенсии по старости либо при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и установлении трудовой пенсии по инвалидности.
Статьей 7 Закона установлено, что до принятия федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и членов их семей в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Пензенской области и лицам, замещающим государственные должности Пензенской области, включаются периоды работы (службы), определяемые Законом Пензенской области от 20.02.2008 N 1451-ЗПО " Об исчислении стажа государственной гражданской службы для установления государственным гражданским служащим Пензенской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Пензенской области, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Пензенской области".
Судом первой инстанции правильно установлено, что распоряжением Правительства Пензенской области № 52-рП от 12.02.2013 ФИО1, замещавшей должность аудитора счетной палаты Пензенской области, была назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из п. 1 названного распоряжения исчисление пенсии истице было осуществлено исходя из продолжительности стажа государственной гражданской службы, составившей 20 лет.
При этом, в стаж государственной гражданской службы ФИО1 не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера управления ремонта Пензенской облсельхозтехники.
Согласно ст. 2 № 1451-ЗПО от 20.02.2008 в стаж государственной гражданской службы засчитываются периоды работы (службы), которые до вступления в силу настоящего Закона были в установленном порядке включены (засчитаны) государственным гражданским служащим Пензенской области в указанный стаж.
В соответствии с подп. " з" п. 18 Перечня периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (зачисляемых) в стаж государственной гражданской службы для установления государственным гражданским служащим Пензенской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Пензенской области, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Пензенской области, утвержденного названным законом, в стаж государственной гражданской службы засчитываются периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31.12.1991, в том числе в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 20.02.1961 № 151 было образовано Всесоюзное объединение Совмина СССР по продаже сельскохозяйственной техники, запасных частей, минеральных удобрений и других материально-технических средств, организации ремонта и использования машин в колхозах и совхозах ("Союзсельхозтехника") на правах государственного комитета Совета Министров СССР.
Названное объединение должно заниматься обеспечением потребностей колхозов и совхозов во всех видах техники, минеральных удобрений и других материально-технических средств, учитывать запросы колхозов и совхозов в тракторах, уборочных машинах, автомобилях, во всем, в чем нуждается сельскохозяйственное производство.
Указанным постановлением была утверждена структура Центрального аппарата Всесоюзного объединения "Сельхозтехника" и признано необходимым организовать в союзных республиках республиканские хозрасчетные объединения "Сельхозтехника" на правах государственных комитетов Советов Министров союзных республик.
Председатель Всесоюзного объединения входил в состав Совмина СССР.
Во исполнение указанного постановления, постановлением бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совмина РСФСР от 11.04.1961 № 402 было создано Всероссийское объединение " Россельхозтехника", действующее на основе хозяйственного расчета, на которое была возложена обязанность по организации в автономных республиках и областях хозрасчетных объединений " Сельхозтехника", а также межрайонных, районных отделений с передачей районным отделениям ремонтно-механических станций, районных складов и магазинов системы Главторгмаша РСФСР, осуществляющих продажу товаров производственного назначения для сельского хозяйства. При этом установлено, что республиканские, краевые и областные объединения "Сельхозтехника" имеют двойное подчинение- Всероссийскому объединению "Россельхотехника" и соответственно Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных Советов депутатов трудящихся.
На Всероссийское объединение " Россельхозтехника" были возложены следующие функции: выявление через краевые и областные объединения " Сельхозтехника" потребности колхозов, совхозов, сельхозорганизаций и предприятий в сельхозтехнике и других товарах производственного назначения, представление Всесоюзному объединению "Сельхозтехника" и Госплану РСФСР и другим организациям сводного плана потребностей в материально-технических средствах для сельского хозяйства, распределение по республикам, краям, областям выделенных фондов на материально-технические средства, организация продажи для сельского хозяйства техники и других товаров производственного назначения, обеспечение поставки совнархозам, министерствам и ведомствам РСФСР по выделенным им фондам автомобилей и другой техники, обеспечение поставки запасных частей, организация ремонта сельскохозяйственной техники колхозам и совхозам и оказанием им помощи в правильном использовании и техническом обслуживании машино-тракторного парка, осуществление государственного надзора за техническим состоянием машино-тракторного парка в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях предприятиях, а также надзора за состоянием электроустановок и котлов и др.
Всероссийскому объединению были переданы от Министерства сельского хозяйства РСФСР организации и предприятия согласно приложению со всеми активами и пассивами, материальными ресурсами, планами капиталовложений, фондам заработной платы, штатной численностью и лимитами персональных надбавок.
Постановлением Совмина РСФСР от 6.08.1964 № 963 было утверждено Положение о Всероссийском объединении "Россельхозтехника", республиканском, краевом, областном объединении "Сельхозтехника" и районном (межрайонном) объединении " Сельхозтехника".
В соответствии с Положением о республиканском (АССР), краевом, областном объединении "Сельхозтехника", областные объединения подчинялись Всероссийскому объединению и соответствующему облисполкому.
Основными задачами объединения являлись обеспечение потребностей колхозов и совхозов и других сельхозпредприятий с учетом их заявок в материально-технических средствах, необходимых для сельхозпроизводства и строительства, обеспечение развития комплексной механизации, внедрение в сельхозпроизводство новой техники и электроэнергии, достижений науки и передового опыта в области механизации и электрификации производства, обеспечение потребностей сельхозпредприятий в машинах и механизмах, организация доставки удобрений, химических средств защиты растений и других химических продуктов и материалов, оказание производственно-технической помощи в организации правильного использования машин и механизмов. Областное объединение осуществляло руководство деятельностью районных (межрайонных) объединений "Сельхозтехника" и непосредственно подчиненных ему предприятий, учреждений и организаций. В соответствии с возложенными на него задачами функции областного объединения были тождественны вышеуказанным функциям Всероссийского объединения, которые осуществлялись на местах. Помимо этого областные объединения осуществляли контроль за правильностью расчетов подведомственных предприятий и организаций с колхозами и совхозами за ремонт сельхозтехники и другие услуги, обеспечение финансирования подведомственных предприятий, учреждений и организаций, рассмотрение и утверждение бухгалтерских отчетов и балансов, проведение документальных ревизий их деятельности, организацию учета и отчетности, установление районным (межрайонным) объединениям "Сельхозтехника" планов производства, товарооборота и финансирования, осуществление контроля за выполнением этих планов, обязательств перед бюджетом и за своевременностью расчетов с поставщиками и учреждениями Госбанка СССР, перераспределение между районными объединениями и отделениями техники, установление обязательной для заводов-изготовителей очередности отгрузки продукции сельского хозяйства области.
Согласно сведениям Госархива Пензенской области структура аппарата Пензенской облсельхозтехники соответствовала структуре аппарата Всероссийского объединения " Сельхозтехника".
Указом Президиума ВС РСФСР от 31.08.1978 Всероссийское объединение " Россельхозтехника" было преобразовано в Государственный комитет РСФСР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства. Во исполнение данного указа Приказом Государственного комитета РСФСР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства № 1 от 4.09.1978 Пензенское областное объединение "Сельхозтехника" преобразовано в Областное производственное объединение по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства с сохранением структурных подразделений аппарата, штатной численности, персонального состава работников. В последующем, на базе Госкомсельхозтехника РФ был образован Госагропром.
Анализ вышеназванных нормативных актов, регламентирующих правовое положение объединений "Сельхозтехника" во взаимосвязи с постановлением Совмина РСФСР от 7.05.1981 № 248 " О дополнительных мерах по обеспечению сохранности техники в сельском хозяйстве", Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 24.05.1982 № 433 "Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса", Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 14.11.1985 № 1114 "О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом" позволяет прийти к выводу о том, что Всероссийское объединение "Сельхозтехника" входило в структуру управления сельским хозяйством на правах государственного комитета, в ведение которого были переданы отдельные функции государственного управления по обеспечению сельского хозяйства техникой, т.е. по своему правовому положению оно являлось ведомством, которое наряду с министерствами осуществляло руководство отдельными сферами деятельности, совокупностью организаций, учреждений. Свою деятельность Россельхозтехника осуществляло через территориальные объединения. На территории Пензенской области таким объединением в структуре Сельхозтехники являлась Пензенская облсельхозтехника, которая была наделена властным полномочиями и функциям управления по отношению к подведомственным предприятиям и организациям, а также районным (межрайонным) объединениям и отделениям и имела статус государственного объединения республиканского подчинения, созданного постановлением Совмина РСФСР. Истица работала в аппарате Управления ПО Пензенская облсельхозтехника.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что работа в аппарате управления Пензенской облсельхозтехники, подлежит включению в стаж государственной гражданской службы в соответствии с п.п."з" п.18 вышеуказанного Перечня, утвержденного законом Пензенской области № 1451-ЗПО.
Из материалов личного дела ФИО1 видно, что указанный период был включен Председателем Счетной палаты Пензенской области при поступлении ее на государственную службу в Счетную палату в 2003 году. На тот период действовало постановление Губернатора Пензенской области № 283 от 6.07.2001, п.1 Приложения к которому также предусматривалась возможность зачета в стаж периодов работы в объединениях союзного и республиканского подчинения, выполнявших в соответствии с законодательством функции государственного управления.
Таким образом, спорный период был зачтен руководителем Счетной палаты Пензенской области в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, в силу ст. 2 Закона Пензенской области № 1451-ЗПО этот период не мог быть исключен из стажа государственной гражданской службы истицы при определении ее права на пенсию.
Доводы апелляционной жалобы о том, что объединение не было наделено функциям государственного управления, является несостоятельной и опровергается перечисленными судом нормативными актами, регламентирующими деятельность объединения. Кроме того, функция государственного управления - обеспечение сферы сельского хозяйства в СССР в условиях планового хозяйства транспортом, его эффективное использование - в спорный период 1980-1986 возлагалось на Госкомсельхозтехнику. Система управления сельским хозяйством в СССР была приближена к сельскохозяйственному производству, обеспечивала проведение единой общегосударственной политики в решении проблем сельского хозяйства через объединения, в том числе, Сельхозтехники, на местах. Конкретное возложение на систему Госкомсельхозтехники функций государственного управления подтверждается в спорный период также Письмом Госкомсельхозтехники СССР от 06.08.1984 N 17-3-15/215 "О Методических указаниях по исчислению объемов механизированных работ" (вместе с "Методическими указаниями по исчислению объемов механизированных работ в условных эталонных гектарах по количеству выполненных нормо-смен", утв. Госкомсельхозтехникой СССР 02.08.1984, Постановлением Совмина РСФСР от 07.05.1981 N 248 "О дополнительных мерах по обеспечению сохранности техники в сельском хозяйстве", Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.03.1981 N 265 "О дополнительных мерах по обеспечению сохранности техники в сельском хозяйстве", Постановлением Совмина РСФСР от 28.07.1982 N 428 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания в колхозах и совхозах РСФСР", Постановлением Совмина РСФСР от 07.07.1980 N 345 "О мерах по улучшению эксплуатации мелиоративных систем", Постановлением Совмина РСФСР от 28.05.1981 N 288 "О дальнейшем развитии и повышении эффективности сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР в 1981 - 1985 годах", Постановлением Совмина РСФСР, ВЦСПС от 06.10.1981 N 547 "О дополнительных мерах по расширению туристско-экскурсионного обслуживания населения в РСФСР в 1981 - 1985 годах", "Типовыми правилами пожарной безопасности для объектов сельскохозяйственного производства" (утв. МВД СССР) (вместе с "Примерным положением о пожарно-сторожевой охране колхозов РСФСР", утв. Приказом МВД СССР N 320, Минсельхоза РСФСР N 549 от 29.08.1969, "Инструкцией о мерах пожарной безопасности при монтаже и эксплуатации теплогенераторов, паровых и водогрейных котлов с оборудованием, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе", утв. ГУПО МВД СССР 08.05.1970, "Правилами по безопасному складированию, хранению, перевозке, подготовке и внесению аммиачной селитры", утв. Минсельхозом СССР 12.06.1972, Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 04.04.1983 N 271 "О мерах по дальнейшему повышению технического уровня и качества машин и оборудования для сельского хозяйства, улучшению использования, увеличению производства и поставок их в 1983 - 1990 годах", Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 08.01.1981 N 27 "О дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан", Постановлением Совмина РСФСР от 20.05.1983 N 265 "О мерах по выполнению Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 апреля 1983 г. N 271, Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 23.10.1984 N 1082 (ред. от 13.01.1989) "О долговременной программе мелиорации, повышении эффективности использования мелиорированных земель в целях устойчивого наращивания продовольственного фонда страны" и другими документами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Пензенская сельхозтехника действовала в соответствии с Положением о производственном объединении в сельском хозяйстве, утв. Постановлением Совмина СССР от 7.12.1978 года № 1009. ошибочны. Постановление Совета Министров СССР от 07.12.1978 № 1009 «Об утверждении Положения о производственном объединении в сельском хозяйстве» принято во исполнение Постановления ЦК КПСС от 28.05.1976 «О дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции». Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Пензенская облсельхозтехника имела правовое положение и статус, отличный от установленного вышеуказанным Положением, что подтверждается п. 4 Приказа Пензенского областного производственного объединения по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства № 1 от 19.09.78.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Россельхозтехника действовала на основе хозрасчета и не финансировалась из бюджета, не является основанием для исключения спорного периода из стажа государственной службы, поскольку этот критерий не является определяющим и закон не ставит возможность включения в стаж государственной гражданской службы периодов работы, предусмотренных п.п. «з» п. 18 Перечня, в зависимость от источника финансирования объединения. Юридически значимыми в соответствии с названной нормой являются следующие обстоятельства: 1) объединение должно быть создано решением Совмина СССР или Совмина союзных республик; 2) объединение должно иметь республиканское, союзное либо союзно-республиканское подчинение; 3) работа должна протекать в аппарате управления объединения; 4) объединение должно быть наделено функциями государственного управления. Работа истицы в спорный период всем указанным критериям соответствует.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда. Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию представителей ответчика, выраженную в суде первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 30 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи