Судья - < Ф.И.О. >4 Дело <...>
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 октября 2018 года <...>
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего - < Ф.И.О. >8
судей < Ф.И.О. >7 и Ждановой О.И.
по докладу < Ф.И.О. >7
при секретаре – < Ф.И.О. >6
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по иску < Ф.И.О. >1 к < Ф.И.О. >2 о признании сделок состоявшимися и признании права собственности на транспортные средства по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 ГПК РФ.
Заслушав доклад, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
< Ф.И.О. >1 обратилась в суд с иском к < Ф.И.О. >2 о признании действительными и состоявшимися сделок (договоров) по приобретению истцом у ответчика транспортных средств на основании следующих документов: - Договора купли-продажи автомототранспортного средства от 13.10.2016г. по купле-продаже полуприцепа-фургона Schmitz SOI, год выпуска: 2005, VIN: <...>, Цвет: серый, ПТС серия <...> выдан 07.12.09г. Краснодарским автотранспортным таможенным постом, <...>; - договора купли-продажи автотранспортного средства от 21.01.2015г. по купле-продаже грузового тягача седельного FREIGHTLINER CENTURY, VPN <...>, Год выпуска 2003, Цвет красный, ПТС серия <...> выдан Центральной акцизной таможней <...><...>; - Договора купли-продажи транспортного средства от 21.01.2015г. по купле-продаже СПИ Контейнеровоз MONON CC-248 LW, VPN <...>, Год выпуска 1994, Цвет черный, Номер шасси 227372, ПТС серия <...> выдан МРЭО-14 г. С-Петербург <...>; - Договора купли-продажи транспортного средства от 21.01.2015г. по купле-продаже СГГЛ Контейнеровоз АЯКСС 40 TR1, VPN <...>, Год выпуска 1998, Цвет черный, Номер шасси 1004743, ПТС серия <...> выдан ФМРЭО-4 г. С-Петербург 15.05.1998г.; признать за < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, право собственности на указанные транспортные средства; прекратить запрет на действия по распоряжению и на регистрационные действия с указанными транспортными средствами; прекратить право собственности < Ф.И.О. >2 на указанные транспортные средства.
Требования обоснованы тем, что действиями ответчика и третьего лица личным имущественным интересам истца причинён вред, а права на беспрепятственное распоряжение собственным имуществом - нарушены, что выразилось в том, что истец не смогла перерегистрировать в органе МРЭО транспортные средства, приобретенные ею у ответчика.
Так, <...> на основании договора купли-продажи автомототранспортного средства истец приобрела у ответчика транспортное средство (ТС): Полуприцеп-фургон Schmitz S01, 2005 года выпуска, V1N: <...>, цвет: серый, ПТС серия <...> выдан 2.2009 года Краснодарским автотранспортным таможенным постом за сумму 130 000 рублей, которую уплатила ответчику одновременно с подписанием указанного договора.
Согласно п.2 договора, ответчик гарантировал, что указанный прицеп никому не продан, в споре или под арестом (запретом) не состоит.
Свои обязательства по договору исполнила полностью: оплатила прицеп, приняла его в собственность у ответчика, и разместила его на парковку производственной базы, где работает истец.
<...> на основании договора купли-продажи автотранспортного средства от <...> истец приобрела у ответчика ТС грузовой тягач цельный FREIGHTLINER CENTURY, VIN <...>, 2003 года выпуска, цвет красный, ПТС серия <...> выдан Центральной акцизной таможней <...><...> за цену 300 000 рублей, которую истец уплатила ответчику одновременно с подписанием договора.
Согласно п.2 договора, ответчик гарантировал, что указанный прицеп никому не продан, в споре или под арестом (запретом) не состоит.
Свои обязательства по договору исполнила полностью: оплатила тягач, приняла его в собственность у ответчика, и установила его на парковку производственной базы, где работает истец.
21.01.2015г. на основании договора купли-продажи транспортного средства от 21.01.2015г. истец приобрела у ответчика ТС СПП Контейнеровоз MONON CC-248 LW, VIN 1NNCO4826RM227372, 1994 года выпуска, цвет черный, номер шасси 227372, ПТС серия <...> выдан МРЭО-14 г. С-Петербург <...> за цену 30 000 рублей, которую истец уплатила ответчику одновременно с подписанием договора.
Согласно п.3 договора, ответчик гарантировал, что указанный прицеп никому не продан, в споре или под арестом (запретом) не состоит.
Свои обязательства по договору исполнила полностью: оплатила контейнеровоз и приняла его в собственность у ответчика, установила на парковку производственной базы, где работает истец.
21.01.2015г. на основании договора купли-продажи транспортного средства от 21.01.2015г. истец приобрела у ответчика ТС СПП Контейнеровоз АЯКСС 40 TR1, VIN 1AJC40375VI004743, 1998 года выпуска, цвет черный, номер шасси 1004743, ПТС серия <...> выдан ФМРЭО-4 г. С-Петербург <...> за цену 30 000 рублей, которую истец уплатила ответчику одновременно с подписанием договора.
Согласно п.2 договора, ответчик гарантировал, что указанный прицеп никому не продан, в споре или под арестом (запретом) не состоит.
Свои обязательства по договору исполнила полностью, оплатила контейнеровоз и приняла его в собственность у ответчика, установила на парковку производственной базы, где работает истец.
Таким образом, с момента приобретения указанных транспортных средств истец приняла их от ответчика по условиям всех договоров, т.е. вступила в права собственника, и содержала их у себя. Однако в последующем, когда обратилась в МРЭО ГИБДД для совершения регистрационных действий с приобретенными у ответчика ТС, выяснилось, что на все эти ТС объявлен запрет на действия по распоряжению и запрет на регистрационные действия с ними.
Указанный запрет объявлен 06.05.2017г. судебным приставом-исполнителем Гулькевичского РОСП. Считает, что приобрела право собственности на указанные транспортные средства значительно раньше объявления указанного запрета.
Обжалуемым решением суда иск удовлетворен.
На указанное решение суда пождана апелляционная жалоба на предмет его отмены по тем основаниям, что ПАО «Сбербанк» не был надлежащим образом извещен о времени рассмотрения дела.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от <...> осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункта 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В подпунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> N 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с п.2 ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дала в отсутствие кого – либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В связи с тем, что судом первой инстанции настоящее гражданское дело было рассмотрено в отсутствие не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания ПАО «Сбербанк Россиии», интересы которого затронуты данным решением, обжалуемое решение суда подлежит отмене.
По существу исковых требований судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что <...> на основании договора купли-продажи автомототранспортного средства истец приобрела транспортное средство (ТС): Полуприцеп-фургон Schmitz S01, 2005 года выпуска, V1N: <...>, цвет: серый, ПТС серия <...> выдан 2.2009 года Краснодарским автотранспортным таможенным постом за сумму 130 000 рублей, которую уплатила ответчику одновременно с подписанием указанного договора.
Согласно п.2 договора, ответчик гарантировал, что указанный прицеп никому не продан, в споре или под арестом (запретом) не состоит.
Свои обязательства по договору исполнила полностью: оплатила прицеп, приняла его в собственность у ответчика, и разместила его на парковку производственной базы, где работает истец.
<...> на основании договора купли-продажи автотранспортного средства от <...> истец приобрела у ответчика ТС грузовой тягач цельный FREIGHTLINER CENTURY, VIN <...>, 2003 года выпуска, цвет красный, ПТС серия <...> выдан Центральной акцизной таможней <...><...> за цену 300 000 рублей, которую истец уплатила ответчику одновременно с подписанием договора.
Согласно п.2 договора, ответчик гарантировал, что указанный прицеп никому не продан, в споре или под арестом (запретом) не состоит.
Свои обязательства по договору исполнила полностью: оплатила тягач, приняла его в собственность у ответчика, и установила его на парковку производственной базы, где работает истец.
21.01.2015г. на основании договора купли-продажи транспортного средства от 21.01.2015г. истец приобрела у ответчика ТС СПП Контейнеровоз MONON CC-248 LW, VIN 1NNCO4826RM227372, 1994 года выпуска, цвет черный, номер шасси 227372, ПТС серия <...> выдан МРЭО-14 г. С-Петербург <...> за цену 30 000 рублей, которую истец уплатила ответчику одновременно с подписанием договора.
Согласно п.3 договора, ответчик гарантировал, что указанный прицеп никому не продан, в споре или под арестом (запретом) не состоит.
Свои обязательства по договору исполнила полностью: оплатила контейнеровоз и приняла его в собственность у ответчика, установила на парковку производственной базы, где работает истец.
21.01.2015г. на основании договора купли-продажи транспортного средства от 21.01.2015г. истец приобрела у ответчика ТС СПП Контейнеровоз АЯКСС 40 TR1, VIN 1AJC40375VI004743, 1998 года выпуска, цвет черный, номер шасси 1004743, ПТС серия <...> выдан ФМРЭО-4 г. С-Петербург <...> за цену 30 000 рублей, которую истец уплатила ответчику одновременно с подписанием договора.
Согласно п.2 договора, ответчик гарантировал, что указанный прицеп никому не продан, в споре или под арестом (запретом) не состоит.
Свои обязательства по договору исполнила полностью, оплатила контейнеровоз и приняла его в собственность у ответчика, установила на парковку производственной базы, где работает истец.
Таким образом, с момента приобретения указанных транспортных средств истец приняла их от ответчика по условиям всех договоров, т.е. вступила в права собственника, и содержала их у себя. Однако в последующем, когда обратилась в МРЭО ГИБДД для совершения регистрационных действий с приобретенными у ответчика ТС, выяснилось, что на все эти ТС объявлен запрет на действия по распоряжению и запрет на регистрационные действия с ними.
Указанный запрет объявлен 06.05.2017г. судебным приставом-исполнителем Гулькевичского РОСП. Считает, что приобрела право собственности на указанные транспортные средства значительно раньше объявления указанного запрета.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу ст. 554 ГК РФ, ст. 555 ГК РФ существенными условиями договора купли-продажи являются предмет договора продажи и его цена.
Согласно ч. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором, при этом под передачей вещи закон признает вручение ее приобретателю, при этом вещь считается врученной с момента ее фактического поступления во владение приобретателя (ст. 224 ГК РФ).
Таким образом, правообладатель произвел отчуждение своей собственности, однако, договор купли-продажи в установленном законом порядке зарегистрирован не был и в настоящее время такая возможность утрачена.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сделку купли-продажи спорного имущества следует признать состоявшейся: признать за истцом право собственности на указанное имущество.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Гулькевичского районного суда от <...> отменить.
Признать действительными и состоявшимися сделки (договоры) по приобретению < Ф.И.О. >1 у < Ф.И.О. >2< Ф.И.О. >3 транспортных средств на основании следующих документов:
- договора купли-продажи автомототранспортного средства от <...> по купле-продаже полуприцепа-фургона Schmitz S01, год выпуска 2005 г., VIN: <...> цвет серый, ПТС серия <...> выдан <...> Краснодарским автотранспортным таможенным постом <...>;
- договора купли – продажи автотранспортного средства от 21.01.2015г. по купле-продаже грузового тягача седельного FREIGHTLINER CENTURY, VPN <...>, год выпуска 2003, Цвет красный, ПТС серия <...> выдан Центральной акцизной таможней <...><...>;
- договора купли-продажи транспортного средства от 21.01.2015г. по купле-продаже СПИ Контейнеровоз MONON CC-248 LW, VPN <...>, Год выпуска 1994, Цвет черный, Номер шасси 227372, ПТС серия <...> выдан МРЭО-14 г. С-Петербург <...>;
-договора купли-продажи транспортного средства от 21.01.2015г. по купле-продаже СГГЛ Контейнеровоз АЯКСС 40 TR1, VPN <...>, год выпуска 1998, Цвет черный, Номер шасси 1004743, ПТС серия <...> выдан ФМРЭО-4 г. С-Петербург 15.05.1998г.
Признать за < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, право собственности на транспортные средства: полуприцеп-фургон Schmitz S01, Год выпуска 2005, VIN: <...>, цвет серый, ПТС серия <...> выдан <...> Краснодарским автотранспортным таможенным постом, г. Краснодар; грузовой тягач седельный FREIGHTLINER CENTURY, VIN <...>, год выпуска 2003, цвет красный, ПТС серия <...> выдан Центральной акцизной таможней <...><...>; СПП Контейнеровоз MONON CC-248 LW, VIN <...>, Год выпуска 1994, цвет черный, номер шасси 227372, ПТС серия <...> выдан МРЭО-14 г. С-Петербург <...>; -СПП Контейнеровоз АЯКСС 40 TR1, VIN <...>, Год выпуска 1998, цвет черный, номер шасси 1004743, ПТС серия <...> выдан ФМРЭО-4 г. С-Петербург <...>.
Прекратить запрет на действия по распоряжению и на регистрационные действия в отношении следующих транспортных средств: полуприцеп-фургон Schmitz S01, год выпуска 2005, VIN: <...>, цвет серый, ПТС серия <...> выдан <...> Краснодарским автотранспортным таможенным постом, г. Краснодар; грузовой тягач седельный FREIGHTLINER CENTURY, VIN <...>, год выпуска 2003, цвет красный, ПТС серия <...> выдан Центральной акцизной таможней <...><...>; СПП Контейнеровоз MONON CC-248 LW, VIN <...>, Год выпуска 1994, цвет черный, номер шасси 227372, ПТС серия <...> выдан МРЭО-14 г. С-Петербург <...>; -СПП Контейнеровоз АЯКСС 40 TR1, VIN <...>, Год выпуска 1998, цвет черный, номер шасси 1004743, ПТС серия <...> выдан ФМРЭО-4 г. С-Петербург <...>.
Прекратить право собственности < Ф.И.О. >2 на следующие транспортные средства: полуприцеп-фургон Schmitz S01, Год выпуска 2005, VIN: <...>, цвет серый, ПТС серия <...> выдан <...> Краснодарским автотранспортным таможенным постом, г. Краснодар; грузовой тягач седельный FREIGHTLINER CENTURY, VIN <...>, год выпуска 2003, цвет красный, ПТС серия <...> выдан Центральной акцизной таможней <...><...>; СПП Контейнеровоз MONON CC-248 LW, VIN <...>, Год выпуска 1994, цвет черный, номер шасси 227372, ПТС серия <...> выдан МРЭО-14 г. С-Петербург <...>; -СПП Контейнеровоз АЯКСС 40 TR1, VIN <...>, Год выпуска 1998, цвет черный, номер шасси 1004743, ПТС серия <...> выдан ФМРЭО-4 г. С-Петербург <...>.
Председательствующий:
Судьи: