ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3204 от 26.04.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Степанова Е.А. Дело № 33-3204 (2-633/2021)

77RS0029-01-2020-012285-40

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2021 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Юдановой С.В.,

судей Бузьской Е.В., Левицкой Ж.В.,

при секретаре Клюгер Т.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности, по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 21 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

военный прокурор Уссурийского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Министерству обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности. В обоснование указал, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС №4 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве. В ходе проверки установлено, что по адресу: г. Уссурийск, ул. Жуковского, д. 12Б расположено здание караульного помещения (инв. ), используемое в интересах войсковой части . Данное имущество закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Функции содержания и текущего ремонта имущества, расположенного в пределах Восточного военного округа, возложены на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Министерство обороны РФ. Согласно акту осмотра здания от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного военной прокуратурой Уссурийского гарнизона с привлечением представителей войсковой части и ЖКС №4 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО в техническом состоянии объекта выявлены недостатки. По результатам проведенных комиссионных осмотров, должностные лица ЖКС №4 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО пришли к выводу о необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции и модернизации) здания. Категория технического состояния строительной конструкции здания свидетельствует об исчерпании его несущей способности и опасности обрушения, что может повлечь гибель и травмирование людей, причинение ущерба Министерству обороны РФ.

С учетом уточнений просил обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», п.п. 44,45 руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных сил РФ, утвержденному приказом Минобороны России от 30.12.2017 и приказа начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России от 21.02.2018 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания караульного помещения, инв. , расположенного по адресу: <адрес>, в рамках которого уточнить объемы работ по капитальному ремонту. Обязать Министерство обороны Российской Федерации при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания караульного помещения (инв. ) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», а также провести капитальный ремонт здания караульного помещения (инв. ), согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.

В судебном заседании представитель истца - помощник военного прокурора Уссурийского гарнизона исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, представил письменный отзыв на иск. Указал, что объект состоит на балансе ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ здание передано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в эксплуатационное обслуживание. В рамках эксплуатационного обслуживания учреждение выполняет техническое обслуживание и санитарное содержание здания, осуществление капитального и текущего ремонта объекта Вооруженных сил РФ в полномочия учреждения не включено. Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 года и Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не предусмотрена обязанность учреждения по проведению капитального ремонта, а также право принимать бюджетные средства для выполнения капитального ремонта. Просил суд удовлетворить требования военного прокурора Уссурийского гарнизона в части возложения на Минобороны России обязанности обеспечить при проведении осмотра участие специализированной техники и специалистов и проведении капитального ремонта.

Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 21 января 2021 года исковые требования военного прокурора удовлетворены. На ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу возложена обязанность в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», п.п. 44,45 руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных сил РФ, утвержденному приказом Минобороны России от 30.12.2017 и приказа начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России от 21.02.2018 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания караульного помещения (инв. ), расположенного по адресу: <адрес>, в рамках которого установить объемы работ по капитальному ремонту. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания караульного помещения (инв. ), расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированной организации, оснащенной современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», а также обязанность выполнить работы по капитальному ремонту здания караульного помещения (инв. ) войсковой части , согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.

С постановленным решением суда не согласился ответчик Министерство обороны РФ, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Уссурийского районного суда Приморского края от 21 января 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования военного прокурора Уссурийского гарнизона к Министерству обороны РФ оставить без удовлетворения. Полагал, что судом первой инстанции не обоснован вывод, в связи с чем на Министерство обороны возложена обязанность привлечь к участию в осмотре здания специализированную организацию, имеющую необходимое оборудование и соответствующих специалистов. Данное обязательство, возложенное на Министерство обороны РФ, не соответствует нормам законодательства. Судом первой инстанции неправильно определен круг лиц, ответственных за мероприятия по проведению внепланового (внеочередного) осмотра спорного объекта. Обязанность проводить внеплановые (внеочередные) осмотры объектов военной инфраструктуры лежит на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, следовательно, заявленные военным прокурором требования должны возлагаться на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в полном объеме. Возложенное на Министерство обороны РФ обязательство приводит к вмешательству в административно-хозяйственную деятельность Вооруженных сил Российской Федерации, что недопустимо, поскольку орган военного управления самостоятельно уполномочен определять, нуждается тот или иной объект в очередном внеплановом осмотре, с привлечением соответствующих организаций. Кроме того, указал, что военный прокурор не обладает специальными знаниями в строительной сфере, а заключений специалистов, либо иных доказательств, свидетельствующих о возможности обрушения здания, несоответствии состояния здания требованиям строительных, противопожарных и санитарных норм и правил, истцом в материалы дела не представлено. Экспертиза по вопросу выяснения состояния строительных конструкций здания не проводилась. Таким образом, доказательств, подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта, в материалах дела не имеется. Кроме того, вопрос о признании спорного объекта нуждающимся в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ, в связи с чем суд не вправе подменять его компетенцию.

Военным прокурором Уссурийского гарнизона принесены возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства обороны, которыми просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились военный прокурор Уссурийского гарнизона, представители ответчиков Министерства обороны России, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы в ее пределах в силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, приходит к следующему.

В силу статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Компетенция военного прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ установлена пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с Положением «О Министерстве обороны РФ», утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004г. N 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. N 1053 « О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Минобороны России осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).

Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Минобороны России возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017г. №155 создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Основной целью деятельности данного Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», утвержденного приказом Директора департамента имущественных отношений № 607 от 03.03.2017г., учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 19 Устава определено, что имущество учреждения формируется за счет имущества, закрепленного Минобороны России за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленного Учреждению в безвозмездное пользование.

Как установлено пунктами 13 и 14 Устава, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе производит ремонт электрического оборудования, производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы.

В силу пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Согласно п. 5.1. Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)), утвержденные приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

В соответствии с частью 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС №4 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве. В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес> расположено здание караульного помещения (инв. ), используемое в интересах войсковой части .

Согласно акту осмотра указанного здания от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного военной прокуратурой Уссурийского гарнизона с привлечением представителей войсковой части и ЖКС № 4 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО в техническом состоянии указанного объекта выявлены следующие недостатки: необходимость углубления придорожных кюветов в связи с подтоплением здания; необходимость ремонта теплотрассы отопления; деформация водоотводящих устройств кровли, стен и фундамента; разрушение бетонной отмостки; разрушение шиферного покрытия кровли, наличие протечек; необходимость замены деревянного пола, оконных блоков, электрической проводки; разрушение кирпичной кладки стен.

По результатам проведенных комиссионных осмотров должностными лицами ЖКС №4 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта указанного здания.

Капитальный ремонт объекта не проводился, доказательств обратного ответчиками не представлено.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив необходимость проведения капитального ремонта здания караульного помещения (инв. ), расположенного по адресу: <адрес>, используемого в интересах войсковой части , пришел к выводу о возложении обязанности на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», п.п. 44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденному приказом Минобороны России от 30.12.2017 и приказа начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России от 21.02.2018 провести внеплановый (внеочередной) осмотр указанного здания, в рамках которого установить объемы работ по капитальному ремонту.

Решение в указанной части ответчиками не обжалуется, в связи с чем его законность в данной части судебной коллегией не проверяется.

При этом, разрешая требования прокурора, суд удовлетворил их в полном объеме, возложив на Министерство обороны РФ обязанность при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания караульного помещения (инв. ) обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, а также обязанность провести капитальный ремонт здания караульного помещения (инв. ), согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.

Удовлетворяя заявленные военным прокурором требования, суд первой инстанции верно определил, что обязанность по обеспечению капитального ремонта здания караульного, используемого в интересах войсковой части законом возложена на Министерство обороны РФ, как на собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, полагает его соответствующим обстоятельствам дела и нормам законодательства.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении на Минобороны России обязанности обеспечить участие во внеплановом (внеочередном) осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, и находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика.

Здание караульного помещения (инв. ), используемое в интересах войсковой части , передано Министерством обороны РФ на эксплуатационное обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, судом на данное учреждение возложена обязанность по проведению внепланового (внеочередного) осмотра этого имущества. При этом, порядок организации и проведения такого осмотра, регламентированный Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. , предполагает совершение обслуживающей организацией всех необходимых действий, связанных с осмотром, однако не содержит требований от собственника имущества обеспечить участие в осмотре специализированных организаций и высококвалифицированных специалистов. В случае необходимости этот вопрос подлежит разрешению собственником самостоятельно, в связи с чем оснований для возложения на Министерство обороны РФ соответствующей обязанности в данном случае не имелось, что не было учтено судом первой инстанции при разрешении спора по существу.

По указанным основаниям решение суда в данной части не может считаться законным и обоснованным и подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по обеспечению при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания караульного помещения (инв. ) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу участия в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных необходимым оборудованием и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 21 января 2021 года отменить в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по обеспечению при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания участия специализированной организации оснащенной современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований военного прокурора Уссурийского гарнизона о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по обеспечению при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания караульного помещения (инв. ) обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», оставить без удовлетворения.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи