ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3204 от 30.09.2014 Смоленского областного суда (Смоленская область)

  Судья Козлов А.А. Дело № 33-3204

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 30 сентября 2014 года г. Смоленск

 Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

 председательствующего Гузенковой Н.В.,

 судей: Мацкив Л.Ю., Моисеевой М.В.

 при секретаре Федорове Р.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» города Сафоново Смоленской области на определение Сафоновского районного суда Смоленской области от 15 июля 2014 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

 Заслушав доклад судьи Мацкив Л.Ю., судебная коллегия

установила:

 Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 08 июля 2011 года на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» (далее по тексту – МБОУ «СОШ №3») возложена обязанность в здании, расположенном по адресу: ..., выделить отдельный предметный кабинет для занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», приобрести и включить в материально-техническую базу МБОУ «СОШ №3» стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

 МБОУ «СОШ №3» обратились в суд с заявлениями об отсрочке исполнения названного решения сроком на год, в обоснование указав, что в настоящее время исполнить решение не представляется возможным, поскольку школа является бюджетным учреждением, в распоряжении собственных денежных средств не имеет, соответствующие средства на данные цели в бюджете МО «Сафоновский район» Смоленской области в 2014 году не предусмотрены (л.д.82-83).

 Обжалуемым определением от 15.07.2014 МБОУ «СОШ №3» в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано (л.д.97-98).

 В частной жалобе МБОУ «СОШ №3» просит суд отменить определение и разрешить вопрос по существу, предоставив отсрочку исполнения решения суда сроком на год (до 31.05.2015), ссылаясь на нарушение норм процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

 Исследовав материалы дела и обсудив доводы частной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене определения суда.

 В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

 В свою очередь согласно ст. 203 ГПК РФ суд по заявлению участвующих в деле лиц вправе отсрочить исполнение решения исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств.

 В рассматриваемом случае вступившим 19.07.2011 в законную силу решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 08.07.2011, на МБОУ «СОШ №3» возложена обязанность в здании, расположенном по адресу: ..., выделить отдельный предметный кабинет для занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», приобрести и включить в материально-техническую базу МБОУ «СОШ №3» стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до настоящего времени не исполнено (л.д. 64-67,84-85).

 Ранее определением Вяземского районного суда Смоленской области от 21.10.2011, должнику предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до (дата)  (л.д.51).

 Отказывая МБОУ «СОШ №3» в удовлетворении заявления, суд, учитывая вышеизложенное, исходил из того, что само по себе отсутствие денежных средств, для исполнения решения суда, не является обстоятельством исключительного характера, поскольку исполнение решения суда не может ставиться в зависимость от материальной состоятельности должника, которому Комплексным планом модернизации системы общего образования МО «Сафоновский район» Смоленской области на 2011 – 2013 года, согласованного с главой МО «Сафоновский район» Смоленской области (дата) , запланировано приобретение электронного стрелкового тренажера (п.1.1. приложения к Комплексному плану), однако решение так и не было исполнено, поскольку денежные средства на эти цели в 2014 году выделены не были.

 Вместе с тем, как следует из материалов гражданского дела, МБОУ «СОШ №3» является бюджетным учреждением, созданным администрацией МО «Сафоновский район» Смоленской области. В целях исполнения судебного решения администрация МБОУ «СОШ №3» неоднократно обращалось в администрацию МО «Сафоновский район» Смоленской области с просьбами о выделении денежных средств на строительство тира или приобретение стрелкового тренажера для оснащения кабинета ОБЖ (л.д.8,88-90).

 Исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и интересов как взыскателя, так и должника.

 По смыслу п. 11 ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статей 120, 296, 210 ГК РФ, ст.8, п. 2 ч. 1 ст. 28, ст.35 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, к которым в том числе относится организация предоставления общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, как и бремя содержания имущества, которым бюджетное учреждение владеет и пользуется на праве оперативного управления, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

 Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

 Кроме того, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

 Пункт 1 Требований устанавливает общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План).

 План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период (п. 3).

 Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на приобретение основных средств и прочие расходы (п. 11).

 План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 22).

 Таким образом, из системного толкования приведенных норм, следует, что Администрация МО «Сафоновский район» Смоленской области принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для соответствующих целей.

 Принимая во внимание указанные в заявлении МБОУ «СОШ №3» о предоставлении отсрочки сведения о наличии трудностей при исполнении судебного решения, суд соответствующих выводов не сделал, тогда как приведенные выше обстоятельства в их совокупности заслуживали внимания и обусловливали необходимость предоставления МБОУ «СОШ №3» времени для решения вопроса о выделении администрацией МО «Сафоновский район» Смоленской области денежных средств.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия признает обжалуемое определение подлежащим отмене, а заявление МБОУ «СОШ №3» удовлетворению.

 Определяя срок отсрочки, судебная коллегия полагает возможным согласиться с просьбой МБОУ «СОШ №3» и предоставить ее до 31.05.2014. Это в должной мере обеспечит требуемый баланс прав и интересов каждой из сторон, а также по сути исключит возникновение оснований для обращения должника с аналогичными заявлениями.

 Руководствуясь ст.333, ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

 определение Сафоновского районного суда Смоленской области от 15 июля 2014 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения Сафоновского районного суда Смоленской области от 08 июля 2011 года отменить, предоставив Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №3» города Сафоново Смоленской области отсрочку исполнения названного решения суда до (дата)  года.

Председательствующий:

Судьи: