ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3204/2021 от 10.12.2021 Рязанского областного суда (Рязанская область)

-2020-004470-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе: председательствующего Споршевой С.В., судей Рогозиной Н.И., Кондаковой О.В., при секретаре Смирновой В.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ФИО1, его представителя ФИО7 на решение Советского районного суда г. Рязани от 16 июля 2021 года, которым постановлено:

Заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области удовлетворить.

Установить факт сообщения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> Узбекской ССР, в поданном 29.09.2006 заявлении о приеме ФИО1 в гражданство Российской Федерации заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации, а именно об отсутствии у ФИО1 брата ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рогозиной Н.И., объяснения представителей ФИО1 по доверенности ФИО7, по ордеру ФИО10, поддержавших апелляционные жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя УМВД России по Рязанской области по доверенности ФИО11, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

УМВД России по Рязанской области обратилось в суд с заявлением об установлении факта предоставления ФИО1 заведомо ложных сведений при обращении о приеме в гражданство.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 29 сентября 2006 года гражданин Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Отделение УФМС России по Рязанской области Советского района г. Рязани с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

В связи с этим ФИО1 составил заявление о приеме в гражданство Российской Федерации по форме, предусмотренной Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ N 1325 от 14.11.2002.

В том же заявлении в графе 13, поименованной: «Близкие родственники (муж (жена), родители, дети, братья, сестры)», ФИО1 указал только своих родителей и одного брата: отца ФИО4, мать ФИО5, брата ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В этой графе 13 ФИО1 не указал своего брата ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании данного заявления ФИО1 решением УФМС России по Рязанской области от 15 января 2007 года принят в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Согласно пункту "а" части 1 статьи 16 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 22 того же Федерального закона, решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

УФСБ России по Рязанской области направило в адрес Управления по вопросам миграции УМВД России по Рязанской области сообщение от 04.07.2020 о том, что проведенной проверкой в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлены сведения, имеющие значение для вынесения решения на этапе рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации ФИО1 и относящиеся к пункту "а" части 1 статьи 16 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (предусматривающего отклонение заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, поданных лицами, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации).

Поэтому, по мнению УМВД России по Рязанской области, не указание ФИО1 сведений о наличии у него брата ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имело существенное значение для принятия компетентным органом решения о приеме (отказе) в гражданство Российской Федерации.

Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации устанавливается в судебном порядке (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ).

УМВД России по Рязанской области просило установить факт представления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации путем не указания в графе 13 бланка заявления «Близкие родственники (муж (жена), родители, дети, братья, сестры)» сведений о наличии у него брата ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В ходе производства по делу УМВД России по Рязанской области заявленные требования уточнило, окончательно просило установить факт сообщения при обращении о приеме в гражданство Российской Федерации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в графе 13 «Близкие родственники (муж (жена), родители, дети, братья, сестры)» заявления заведомо ложных сведений, относящихся к предусмотренным пунктом "а" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" основаниям отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, об отсутствии у него брата ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах ФИО1, его представитель ФИО7 просят решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывают на то, что при вынесении решения суд первой инстанции не учел, что с момента принятия гражданства ФИО1 проживает в России более 10 лет, за это время у него сформировались устойчивые связи с Российской Федерацией, где проживает вся его семья - супруга и несовершеннолетние дети, которые посещают учебные учреждения. На территории Российской Федерации ФИО1 занимается предпринимательской деятельностью, является учредителем ООО «<скрыто>», индивидуальным предпринимателем, имеет жилые помещения в г. Москве и Рязанской области, оплачивает налоги как гражданин РФ.

Кроме того, полагают, что не указание ФИО1 информации о брате ФИО2 при подаче заявления о приеме в гражданство РФ не имеет правового значения, поскольку основанием для приобретения гражданства ФИО1 были иные основания, не связанные с личностью брата, не указание в заявлении сведений о брате не может быть предметом установления факта предоставления ложных сведений при приеме в гражданство.

Также указали, что заявителем не доказан факт наличия сведений, которые предусмотрены пунктом "а" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 № 62- ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

В письменных возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Рязанской области полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заинтересованные лица ФИО1, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруга ФИО1), действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дети ФИО1 и ФИО12) в суд апелляционной инстанции не явилась, о слушании дела извещены.

На основании частей 3 и 5 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

В силу статьи 11 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" российское гражданство может приобретаться по рождению, в результате приема в гражданство Российской Федерации или восстановления в нем и по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

С заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьями 13 и 14 данного Федерального закона вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцати лет и обладающие дееспособностью.

В силу пунктов «б» и «е» статьи 30 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ, действующей на момент подачи ФИО1 заявления о приеме в гражданство), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, в том числе, принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

Согласно части 4 статьи 14 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.01.2006 N 5-ФЗ), иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 января 2008 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Требования к такому заявлению, порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325.

Утвержденные указанным Положением формы заявлений о принятии в гражданство Российской Федерации содержат перечень сведений, которые должен представить заявитель, в частности предусматривают обязательное указание заявителем сведений о близких родственниках (муж, жена, родители, дети, братья, сестры), которые согласно пункту 3 этого Положения должны быть исчерпывающими.

В частности, в графе 13 формы заявления о приеме в гражданство (приложения N 1 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325, в редакции от 31.12.2003) предусмотрена необходимость указания заявителем сведений о наличии близких родственников (мужа (жены), родителей, детей, братьев, сестер) с указанием степени родства, фамилии, имени, отчества, года и места рождения, гражданства, страны проживания и адреса, места работы, учебы.

Аналогичные требования предусмотрены названным Положением в редакции на момент рассмотрения заявления УМВД России по Рязанской области.

При заполнении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации подающее его лицо собственноручно (личной подписью) подтверждает подлинность представленных им документов и достоверность изложенных в заявлении сведений, в том числе о близких родственниках, а также предупреждается о том, что в силу статьи 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решение о приеме в гражданство подлежит отмене, если оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений либо в случае отказа от принесения Присяги гражданина Российской Федерации.

Рассматривая заявление, компетентные государственные органы обязаны осуществить проверку фактов и представленных для его обоснования документов, в том числе в случае необходимости запросить дополнительные сведения в соответствующих органах и организациях, а по результатам рассмотрения принять по каждому заявлению отдельное решение с обязательным указанием оснований его принятия, причем использование заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений служит одним из оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации (статьи 16, 30 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", пункты 29 и 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

Статьей 22 ФЗ № 62-ФЗ предусмотрено, что решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Судебный порядок установления фактов, имеющих юридическое значение, в том числе и факта, являющегося предметом рассмотрения по настоящему делу, предусмотрен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, согласно части 1 статьи 264 которого суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии с пунктом 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 17.06.2020 N 398), решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае:

а) установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение, а именно:

документов, содержащих недостоверную информацию о заявителе, или заведомо ложных сведений о себе (фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, гражданство либо отсутствие гражданства);

подложных документов о наличии установленных Федеральным законом оснований и соблюдении условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо заведомо ложных сведений об этом (при отсутствии таких оснований и несоблюдении таких условий);

подложных документов об отсутствии предусмотренных статьей 16 Федерального закона оснований отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации или предусмотренных статьей 20 Федерального закона оснований отказа в выходе из гражданства Российской Федерации либо заведомо ложных сведений об этом (при наличии таких оснований);

Ранее действующая редакция данного пункта предусматривала, что решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений (в том числе в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, предусмотренного статьей 22 Федерального закона), на основании которых принималось соответствующее решение, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги.

Согласно пунктам «а», «д» статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации; использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Узбекской ССР.

29.09.2006 гражданин Республики Узбекистан ФИО1 обратился в Отделение УФМС России по Рязанской области Советского района г. Рязани с письменным заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Заявление было составлено ФИО1 по форме, установленной Приложением №1 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325 (в редакции от 31.12.2003).

В том же заявлении в графе 13 «Близкие родственники (муж (жена), родители, дети, братья, сестры)», ФИО1 указал только своих родителей и одного брата: отца ФИО4, мать ФИО5, брата ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Вместе с тем, ФИО1 также имеет брата ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о наличии которого им не было указано.

В заявлении о приеме в гражданство ФИО1 сообщил, что владеет русским языком, подтвердил своей подписью, что он предупрежден о положениях статьи 22 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в силу которых решение о приеме в гражданство Российской Федерации, принятое на основании подложных документов и заведомо ложных сведений, подлежит отмене.

ФИО1 своей подписью также удостоверил подлинность представленных им при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации документов и достоверность изложенных данных.

29.09.2006 заявление ФИО1 о приеме в гражданство Российской Федерации было принято к рассмотрению на основании части 4 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Решением УФМС России по Рязанской области от 15.01.2007 гражданин Республики Узбекистан ФИО1 был принят в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались, подтверждаются материалами дела.

Таким образом, в заявлении о принятии в гражданство Российской Федерации ФИО1 указал заведомо ложные (недостоверные) сведения о своих близких родственниках (не указал родного брака ФИО2).

Также из материалов дела следует, что в отношении ФИО1, ФИО6, ФИО2 УФСБ России по Рязанской области проведена проверка в связи с не указанием в заявлении при обращении по вопросу приема в гражданство Российской Федерации ФИО1 брата ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 - братьев ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 - братьев ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Также проведенной УФСБ России по Рязанской области проверкой установлены сведения, имеющие значение для вынесения решения на этапе рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ указанных лиц, относящиеся к пункту «а» части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Указанные обстоятельства подтверждаются сообщениями УФСБ России по Рязанской области от 04.07.2020, № 5-4500 от 24.06.2021.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, исходил из того, что ФИО1

Х.М. при обращении с заявлением о приеме в гражданство РФ были сообщены заведомо ложные сведения, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации, а именно об отсутствии у него брата ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и пришел к выводу об удовлетворении заявленных УМВД России по Рязанской области требований.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку обстоятельствам дела и требованиям закона он не противоречит.

Доводы апелляционных жалобы заявителя и его представителя о том, что при принятии решения об установлении факта предоставления ФИО1 заведомо ложных сведений суд первой инстанции не учел конкретные обстоятельства дела, а именно, что с момента принятия гражданства ФИО1 проживает в России более 10 лет, за это время у него сформировались устойчивые связи с Российской Федерацией, не являются основанием для отмены решения суда ввиду следующего.

Согласно статье 6 Конституции Российской Федерации, в полной мере согласующейся со статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, гарантирующей каждому право на гражданство и запрещающей произвольное лишение гражданства или права изменить его, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть 1), а гражданин Российской Федерации не может быть лишен российского гражданства или права изменить его (часть 3). Из этого следует, что определение оснований и условий как для приобретения, так и для прекращения российского гражданства относится к прерогативе федерального законодателя.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", вопросы гражданства Российской Федерации, охватывающие собой принципы российского гражданства и правила, регулирующие отношения, связанные с ним, а также основания, условия и порядок его приобретения и прекращения (статья 1), регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации

Таким образом, само по себе решение вопросов гражданства Российской Федерации не может быть предметом судебного разбирательства, поскольку эти вопросы отнесены к исключительному ведению Президента Российской Федерации и полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

Прием в гражданство и его прекращение производятся в установленном Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" порядке, в случае несогласия с решениями соответствующих органов по данному вопросу заявитель вправе обжаловать их в установленном законом порядке (по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

Приведенные положения, а также положения статьи 22 Федерального закона № 62- ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", пункта 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, содержат норму гражданско-процессуального законодательства, согласно которой при установлении в судебном порядке факта сообщения заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приобретении гражданства, решение подлежит отмене.

Таким образом, установление юридического факта в особом производстве является конечной целью судебного разбирательства, соответствующие правовые последствия (возможность прекращения состояния лица в гражданстве Российской Федерации) наступают за пределами судебного процесса.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 12 февраля 2019 года N 267-0, представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации, выявленные после его приобретения, влекут отмену решения о приеме в гражданство Российской Федерации лишь при установлении соответствующих фактов в судебном порядке. Однако такое установление не является безусловным основанием для отмены решения о приеме в российское гражданство, поскольку из содержания частей первой и второй статьи 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" вытекает, что они распространяются только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Вместе с тем установление судом факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации не освобождает компетентных должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, от учета при принятии в соответствии со статьей 41 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решения об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации всех конкретных обстоятельств, связанных с судебным установлением факта сообщения заведомо ложных сведений, и, в частности, времени, прошедшего со дня принятия решения о приобретении российского гражданства.

В противном случае в Российской Федерации как правовом государстве в нарушение принципов справедливости и правовой безопасности не соблюдались бы предопределенные частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации требования необходимости, соразмерности и пропорциональности ограничения прав и свобод человека и гражданина, обращенные, по смыслу ее статьи 18, не только к федеральному законодателю, но и к органам исполнительной и судебной власти (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 8 апреля 2014 годаК 10-П, от 8 июня 2015 roflaN 14-П и др.).

Таким образом, установления судом факта сообщения при приеме в российское гражданство заведомо ложных сведений, не исключает возможность судебного контроля за принятием решений об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации (часть четвертая статьи 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"), тем более что отмена решения о приеме в российское гражданство в отношении лица, проживающего на территории Российской Федерации, сопровождается, по общему правилу, выдачей ему вида на жительство лица без гражданства или вида на жительство иностранного гражданина (пункт 55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации), не выступает в качестве основания для запрета (неразрешения) въезда на территорию Российской Федерации (статьи 26 и 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") и не препятствует возможности вновь обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство по истечении одного года после принятия соответствующего решения (часть первая статьи 36 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

Доводы апелляционных жалоб, что не указание ФИО1 информации о брате ФИО2 при подаче заявления о приеме в гражданство РФ не имеет правового значения, поскольку основанием для приобретения гражданства ФИО1 были иные основания, не связанные с личностью брата, не указание в заявлении сведений о брате не может быть предметом установления факта предоставления ложных сведений при приеме в гражданство, а также о том, что судом не дана оценка данным доводам заинтересованного лица, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Как указано выше, требования, предъявляемые к такому заявлению, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, и, в частности, предусматривают обязательное указание заявителем сведений о близких родственниках (муж, жена, родители, дети, братья, сестры), которые согласно пункту 3 этого Положения должны быть исчерпывающими.

При заполнении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации подающее его лицо собственноручно (личной подписью) подтверждает подлинность представленных им документов и достоверность изложенных в заявлении сведений, в том числе о близких родственниках, а также предупреждается о том, что в силу статей 22 и 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решение о приеме в гражданство подлежит отмене, если оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений либо в случае отказа от принесения Присяги гражданина Российской Федерации.

Рассматривая заявление, компетентные государственные органы обязаны осуществить проверку фактов и представленных для его обоснования документов, в том числе в случае необходимости запросить дополнительные сведения в соответствующих органах и организациях, а по результатам рассмотрения принять по каждому заявлению отдельное решение с обязательным указанием оснований его принятия, причем использование заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений служит одним из оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации (статьи 16, 30 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", пункты 29 и 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

Вопреки доводам жалоб судом была дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам сторон на основании полного и всестороннего исследования доказательств с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленным доказательствам, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что суд первой инстанции не в полном объеме рассмотрел требования УМВД России по Рязанской области, являются несостоятельными и опровергаются содержанием решения суда.

Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и основания для его отмены, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Рязани от 16 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, его представителя ФИО7 - без удовлетворения.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13.12.2021

Председательствующий

Судьи