БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 15 июня 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Филипчук С.А.,
судей Яковлева Д.В., Черных Н.Н.,
при секретаре Бакировой Д.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», администрации муниципального района «Чернянский район», администрации городского поселения «Поселок Чернянка» об устранении препятствий в пользовании земельным участком
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Чернянского районного суда Белгородской области от 15 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филипчук С.А., объяснения представителей ФИО1 – ФИО2, ФИО3, поддержавших жалобу, представителя ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» ФИО4, представителя администрации муниципального района «Чернянский район», администрации городского поселения «Поселок Чернянка» - ФИО5, полагавших выводы решения правильными, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в Чернянский районный суд Белгородской области с иском к ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», администрации муниципального района «Чернянский район», администрации городского поселения «Поселок Чернянка» об устранении препятствий в пользовании земельным участком. В обоснование иска указала, что 12.10.2009 между муниципальным районом «Чернянский район» Белгородской области и ею заключен договор №158 аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на срок 3 года, с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства. Выдано разрешение на строительство жилого дома. 28.01.2013 заключен новый договор аренды земельного участка. На данном земельном участке истица возвела жилой дом и 28.01.2016 зарегистрировала на него свое право собственности. 21.01.2017 данный земельный участок приобретен истицей в собственность по договору купли-продажи №1.
На данном земельном участке расположена промежуточная опора №28 воздушной линии электропередачи ВЛ-10 кВ №1 ПС Чернянка. При приобретении истицей земельного участка в собственность какие-либо ограничения, обременения в отношении земельного участка отсутствовали. Устно работники администрации муниципального района «Чернянский район» обещали перенести данную опору ЛЭП, однако свое обещание не исполнили. Расположение опоры ЛЭП на принадлежащем истице земельном участке не позволяет ей использовать данный земельный участок по своему усмотрению, кроме того, нахождение на земельном участке опоры воздушной линии электропередачи создает угрозу здоровью ей и членам ее семьи.
Истица также указала, что 13.03.2019 между городским поселением «Поселок Чернянка» муниципального района «Чернянский район» и ПАО «МРСК Центра» заключен договор аренды земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, с видом разрешенного использования – коммунальное обслуживание. Данный земельный участок сформирован из 117 контуров, контур 2 находится внутри земельного участка, принадлежащего истице на праве собственности. В результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием многоконтурного земельного участка подготовлен межевой план 01.10.2013.
По мнению истицы, администрация городского поселения «Поселок Чернянка», не являясь собственником земельного участка по проезду Восточный, 24, п.Чернянка, и не обладая предусмотренными законом полномочиями, незаконно заключила договор аренды земельных участков, который является недействительным.
В связи с изложенным истица просила суд признать незаконным строительство промежуточной опоры №28 воздушной линии электропередачи ВЛ-10 кВ №1 ПС Чернянка на земельном участке по адресу: <...>; признать недействительным межевой план от 01.10.2013 г., подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием многоконтурного земельного участка, состоящего из ста семнадцати контуров, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым инженером ОАО «Южное аэрогеодезическое предприятие» Староооскольский филиал (Белгородгеодезия) в части сведений о местоположении контура 2 площадью 12,11 кв.м многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 31:08:0000000:699, расположенного по адресу: Белгородская область, Чернянский район, ВЛ-10 кВ №1 ПС Чернянка, с координатами характерных поворотных точек 1 (х=430842,24, у=2203112,73), 2 (х=430840,82 у=2203117,39). 3 (х=430836,55 у=2203115,65), 4 (х=430836,63 у=2203115,45), 5 (х=430842,04 у=2203112,66); исключить из ЕГРН сведения о местоположении контура 2 площадью 12,11 кв.м многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 31:08:0000000:699, расположенного по адресу: Белгородская область, Чернянский район, ВЛ-10 кВ №1 ПС Чернянка, с координатами характерных поворотных точек 1 (х=430842,24, у=2203112,73), 2 (х=430840,82 у=2203117,39). 3 (х=430836,55 у=2203115,65), 4 (х=430836,63 у=2203115,45), 5 (х=430842,04 у=2203112,66); уменьшить площадь многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 31:08:0000000:699, расположенного по адресу: Белгородская область, Чернянский район, ВЛ-10 кВ №1 ПС Чернянка на площадь исключаемого контура; признать недействительным постановление администрации городского поселения «Поселок Чернянка» Муниципального района «Чернянский район» Белгородской области от 13 марта 2019 г. №63 о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов ПАО «МРСК ЦЕНТРА» в части предоставления публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» земельного участка в аренду без выставления на торги сроком на 10 лет: из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, общей площадью 121 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; признать недействительным (ничтожным) договор аренды №11 земельного участка от 13.03.2019, заключенный между городским поселением «Поселок Чернянка» муниципального района «Чернянский район» и ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», в части предоставления в аренду земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, общей площадью 121 кв.м, расположенный по адресу: местоположение ВЛ-10 кВ ПС Чернянка, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание; прекратить в Едином государственном реестре недвижимости запись регистрации номер № от 01.07.2019 договора аренды №11 от 13.03.2019 земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 121 кв.м, расположенного по адресу: местоположение ВЛ-10 кВ №1 ПС Чернянка; обязать ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - Белгородэнерго» провести проектно-изыскательские работы и разработать проектно-сметную документацию для установления новой трассы прохождения ВЛ-10 кВ №1 за пределами границы земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, с условием расположения данной ЛЭП, исключающем пересечение или наложение охранной зоны этого сооружения с земельным участком, то есть на расстояние, не препятствующее использованию земельного участка без ограничения; обязать администрацию городского поселения «Поселок Чернянка» муниципального района «Чернянский район» Белгородской области произвести отвод земельного участка под подлежащие переустройству участки линии ВЛ-10 кВ №1; устранить препятствия в пользовании земельным участком и обязании ПАО «МРСК-Центра» в лице филиала ПАО «МРСК-Центра» - «Белгородэнерго», администрации муниципального района «Чернянский район» Белгородской области, администрации городского поселения «Поселок Чернянка» муниципального района «Чернянский район» Белгородской области за их счет осуществить перенос промежуточной опоры №28 воздушной линии электропередачи ВЛ-10 кВ №1 ПС Чернянка, с земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> за переделы границ указанного земельного участка, с условием расположения данной ЛЭП, исключающем пересечение или наложение охранной зоны этого сооружения с земельным участком, то есть на расстояние, не препятствующее использованию земельного участка без ограничения.
Возражая против иска, представитель ответчика ПАО «МРСК Центра» ФИО6 указала на то, что воздушная линия электропередачи ВЛ 10 кВ №1 ПС Чернянка не является самовольной постройкой, построена и введена в эксплуатацию в 1966 году, являлась государственной собственностью. В 2005 г. была произведена реконструкция данной линии с заменой части старых опор без изменения конфигурации и места расположения опор по существующей трассе. На участке №1 с 1 по 54 опоры (в том числе и опоры на земельном участке ФИО7) производилась замена провода и поопорной изоляции на подвесную на анкерных опорах без замены самих опор. В собственность МРСКА Центра данная линия перешла в результате универсального правопреества на основании договора присоединения от 03.12.2007 г. Сведения в государственный кадастр недвижимости об охранной зоне внесены в 2013 г. Данная опора не является самовольной постройкой, поскольку не обладает неразрывной связью с землей и ее перенос невозможен без утраты технических характеристик линии электропередачи. Действующим законодательством не регламентирован срок оформления сетевыми организациями земельных участков под существующими ЛЭП.
Представитель ответчиком Администрации муниципального района «Чернянский район», городского поселения «Поселок Чернянка» муниципального района Чернянский район Белгородской области ФИО5 исковые требования не признал в полном объеме. В обоснование сослался на то, что данная воздушная линия была построена и введена в эксплуатацию в 1966 г. На момент заключения договора аренды земельного участка, расположенного по проезду <адрес> и договора купли-продажи данного земельного участка опора ЛЭП стояла на данном земельном участке и истец не могла не знать об этом и длительное время пользовалась этим участком. Истцом не предоставлено доказательств того, что имеется возможность переноса опоры ЛЭП за пределы земельного участка истца. Не указано какие препятствия в пользовании земельным участком истцу причиняют ответчики.
Решением суда в иске отказано.
В апелляционной жалобе истица просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об удовлетворении иска.
Приводит доводы о несоответствии выводов решения представленным в материалы дела доказательствам, оставление без оценки доводов истицы о незаконности возведения воздушной линии электропередачи ВЛ-10 кВ №1 ПС Чернянка, об отсутствии обременений в отношении приобретенного истицей земельного участка, о незаконности формирования многоконтурного земельного участка под воздушной линией электропередачи ВЛ-10 кВ №1 ПС Чернянка, о возведении ею жилого дома в соответствии с выданным разрешением на строительство, необоснованности обременения ее земельного участка охранной зоной ЛЭП.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы и возражениям против них, по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, изучив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1040 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (т.1 л.д.20).
Земельный участок предоставлен ФИО1 в соответствии с договором аренды земельного участка №158 от 12.10.2009 г. Срок аренды был установлен до 08.10.2012 г. Вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (т.1 л.д.13).
23 ноября 2009 года ФИО1 было получено разрешение на строительство жилого дома (т.1 л.д.18).
15 апреля 2016 г. было зарегистрировано право собственности ФИО1 на жилой дом по проезду <адрес> (т.1 л.д.20).
На основании договора купли-продажи земельного участка №1 от 21.02.2017 г. указанный земельный участок был приобретен ФИО1 в собственность (т.1 л.д.9-10).
08.06.2017 г. в отношении ФИО1 был составлен акт о нарушении охранной зоны электрических сетей.
По результатам проверки проведенной эксплуатирующей организацией установлено, что расстояние от жилого дома ответчика до точки крайнего провода составляет 6,5 метров, при нормативе установленным Постановлением Правительства 10 метров.
ПАО «МРСК Центра» является собственником линии электропередачи ВЛ-10 кВ N1 ПС Чернянка, построенной и введенной в эксплуатацию в 1966 году на землях государственного фонда.
Данные обстоятельства подтверждаются паспортом воздушной линии электропередачи (т.1 л.д.135-138) и инвентарной карточкой учета объекта основных средств ПАО МРСК Центра (т.1 л.д.133-134).
В собственность ПАО «МРСК Центра» воздушная линия перешла на основании договора присоединения от 03.12.2007.
Доказательств обратного истцом суду не предоставлено.
Сведения об охранной зоне ЛЭП внесены в ГКН на основании письма ПАО «МРСК Центра» от 29.03.2013 года (т.1 л.д.139).
В силу положений абзаца 3, ч. 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Доводы истца о незаконности расположения на ее земельном участке линии электропередачи своего подтверждения в судебном заседании не нашли.
Как указано выше, воздушная линия электропередачи была построена на землях государственного фонда по согласованному и утвержденному государственными органами проекту и введена в эксплуатацию в 1966 году, что подтверждается инвентарной карточкой учета основных средств.
Указанная линия электропередачи обеспечивает электрической энергией население прилегающих населенных пунктов, сельскохозяйственные, производственные предприятия.
В силу действовавшего на момент приобретения права собственности на земельный участок Постановления Совмина СССР от 26.03.1984 года N 255 "Об утверждении правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт", утратившего силу в 2009 году в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" установлена десятиметровая охранная зона вдоль воздушных линий электропередачи с напряжением от 1 до 20 кВ.
Таким образом, с момента введения в эксплуатацию линии ЛЭП и на момент приобретения права собственности на земельный участок действующим законодательством было установлено право ограниченного пользования чужими земельными участками, составляющими охранную зону, в том числе всех опор на ее протяжении и опоры, расположенной на земельном участке истца.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на момент приобретения земельного участка сначала в аренду, а затем и в собственность видела, что на данном земельном участке находится опора ЛЭП.
Данные обстоятельства показала сама истец в судебном заседании.
Утверждения ФИО7 о том, что ей не было известно была ли подключена линия электропередачи не соответствуют фактическим обстоятельствам. Сама ФИО7 показала, что при строительстве жилого дома возникли затруднения с использованием строительной техники: для укладки плит перекрытия спецтранспорт заказывался в г.Старый Оскол, поскольку местные работники отказались работать рядом с высоковольтной линией электропередачи.
Тот факт, что данное обстоятельство не вызвало обоснованных подозрений относительно наличия напряжения в указанной ЛЭП подтверждает, что истцу достоверно было известно о нахождении данной ЛЭП под напряжением.
Утверждения о том, что кто-то из работников администрации Чернянского района обещал перенести опору ЛЭП голословны и ничем не подтверждаются.
При таких обстоятельствах, получая земельный участок для строительства жилого дома, истец согласилась принять его с фактическим обременением.
Не представлено истцом и доказательств тому, что земельный участок с охранной зоной ЛЭП не может быть использован по его целевому назначению - для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
Согласно указанным Правилам, охрана электрических сетей осуществляется предприятиями (организациями), в ведении которых находятся эти электрические сети.
Правилами предусмотрено, что для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.
Земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил.
Из приведенных норм материального права следует, что земельный участок истца имеет обременения, с учетом которых истец пользуется принадлежащим ей земельным участком.
Доказательств тому, что эти обременения являются чрезмерными, истцом не представлено.
Утверждения истца о невозможности использования земельного участка, также не подтверждены доказательствами.
Истец не представила данных о возможности размещения опоры линии электропередачи за пределами ее земельного участка при соблюдении публичных и частных интересов.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о переносе опоры ЛЭП и самой ЛЭП удовлетворению не подлежат.
В случае чрезмерности обременений земельного участка истца, истец вправе настаивать на устранений препятствий в пользовании земельным участком, избрав надлежащий способ защиты.
Ссылка на то обстоятельство, что земельный участок не имел зарегистрированных в установленном порядке ограничений в пользовании, противоречит приведенным выше положениям Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации.
Кроме того, в силу требований п. 1 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, в том числе и сервитут, возникший до момента вступления в силу названного ФЗ, признаются действительными при отсутствии их государственной регистрации.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение, и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В силу ч.2 ст.89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Требования об установлении охранных зон содержались в Правилах охраны высоковольтных электрических сетей, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1953 г. N 2866; Правилах охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. N 667, а также в Правилах охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255, которыми определено, что для охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт устанавливаются охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от крайних кабелей на 10 метров с каждой стороны.
Пунктом 5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, определено, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
При этом указанные нормативные документы до 2009 года не предусматривали положения о необходимости внесения сведений об охранной зоне в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч.2 ст. 5 федерального закона от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.
Судом установлено, что спорная линия электропередачи ВЛ-10 кВ N1 ПС Чернянка введена в эксплуатацию в 1966 году на землях государственного фонда. ПАО «МРСК-Центра» является собственником указанной линии электропередачи, проходящей, в том числе, по земельному участку истца, который она приобрела в 2017 году.
Согласно п. 4 указанных выше Правил… земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
В силу п. 8 Правил… установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 (далее Правила) в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
В силу п.п. а п. 10 Правил… в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Согласно п. 12 Правил… для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Из приведенных норм материального права следует, что земельный участок истца имеет обременения, с учетом которых она пользуется этим земельным участком. Доказательств того, что эти обременения являются чрезмерными, истцом не представлено. Кроме того, для осуществления переноса ЛЭП необходима разработка соответствующей проектной и технической документации, которая бы установила возможность такого переноса. При отсутствии такой документации не имеется оснований считать возможным перенос спорной линии электропередач с земельного участка истца. Данных о возможности размещения опоры линии электропередачи за пределами земельного участка истца также не представлено.
Не имеется данных, позволяющих прийти к выводу о том, что проходящая через земельный участок истца линия электропередачи является самовольной постройкой, поскольку право ответчика на данную линию зарегистрировано в установленном порядке, как и наличие обременений.
Таким образом, истец, приобретая в собственность земельный участок, видела нахождение на нем линии электропередачи, согласилась принять участок в таком виде, зарегистрировала за собой право собственности на него и приступила к его освоению. При этом с заявлением о согласовании работ по строительству жилого дома к ответчику не обратилась.
Ссылка на выдачу истцу Разрешения на строительство в данном случае основана на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ (в ред. От 01.01.2009 г.) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документами требованиям градостроительного плана земельного участка.
Разрешение на строительство не дает истцу представления о нахождении инженерных коммуникаций жизнеобеспечения на его участке и рядом с ним. Разрешение лишь указывает на возможность проведения на данном участке работ по строительству жилого дома.
Обязанность согласования по нахождению инженерных систем жизнеобеспечения в непосредственной близости от объекта строительства в соответствующих органах лежит на застройщике.
С учетом изложенного ее доводы о созданных ей ответчиком препятствиях в пользовании земельным участком своего подтверждения при разрешении спора не нашли.
Не обоснован довод истца о незаконности реконструкции высоковольтной линии в 2005 году.
Согласно технического задания была произведена замена части старых опор на новые без изменения конфигурации ЛЭП и места расположения опор по существующей трассе. При этом на участке №1 от 1 до 54 опоры, в том числе и опора №28, производилась замена провода и поопорной изоляции на подвесную на анкерных опорах без замены самих опор.
Доводы истца о том, что строительство спорной линии электропередачи осуществлено после приобретения истицей земельного участка, противоречат представленным в материалы дела доказательствам и объяснениям самой истицы, данным ею суду.
Невозможность использования земельного участка в соответствии с его разрешенным видом использования, на чем настаивает истица, не возлагает на ответчика обязанности по переносу линии электропередачи. Права и охраняемые законом интересы истицы в случае невозможности использования земельного участка могут быть защищены иным способом.
Приобретая в собственность земельный участок, истец знала о нахождении на нем линии электропередач и не могла не осознавать последствий расположения линии для использования земельного участка.
Довод истца о том, что спорное линейное сооружение (электрическое поле ВЛ 10 кВ) оказывает негативное воздействие на здоровье истца и членов его семьи, суд считает необоснованным.
В соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. N 160 (далее по тексту - Правила), для воздушной линии электропередач ВЛ 10 кВ предусмотрены охранные зоны, при этом земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются, а их использование возможно с соблюдением ряда ограничений (запретов) и получения заинтересованным лицом письменного согласования владельца сетей на осуществление желаемых действий.
Целью соблюдения подобных требований Правил является недопущение нарушения безопасной работы объектов электросетевого хозяйства, их повреждение или уничтожение, а также избежание причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан (разделы I и III Правил).
В целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи ВЛ 330 кВ и выше, устанавливаются санитарные разрывы - территория вдоль трассы высоковольтной линии, в которой напряженность электрического поля превышает 1 кВ/м (СанПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
Воздушные линии электропередач классом напряжения 10 кВ санитарных разрывов или санитарно-защитных зон не имеют и не оказывают на здоровье граждан, какого либо негативного воздействия.
Таким образом, доказательств негативного воздействия на здоровье, истцом в силу ст.56 ГПК РФ не предоставлено.
Установив, что расположение линии электропередачи в момент приобретения истцом земельного участка было очевидным, что не помешало последней отказаться от его покупки, - суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В силу ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно п. 4 "Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт" (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255) (действовавших на момент введения в эксплуатацию спорной линии электропередачи) для сохранности и нормального содержания воздушных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи, проходящих по ненаселенным местностям, определяемые параллельными прямыми, отстоящими от крайних проводов на расстоянии: для линий напряжением до 20 кВт, включительно - 10 метров.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент предоставления истцу спорного земельного участка она была осведомлена о нахождении на ее участке опоры ЛЭП. Спорная воздушная линия электропередач была возведена в 1966 г., то есть задолго до предоставления администрацией муниципального района «Чернянский район» ФИО7 в аренду спорного земельного участка. Сведениями о размещении силовой линии, истец на момент предоставления ей земельного участка, обладала.
Таким образом, то обстоятельство, что охранная зона линии ЛЭП была зарегистрирована в государственном кадастре недвижимости в 2013 г. не свидетельствует о том, что такая охранная зона не существовала ранее, поскольку данный объект недвижимости был введен в эксплуатацию в 1966 г. до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а наличие охранной зоны линии электропередач предполагается в силу прямого указания пункта 2 действовавшего в указанный период Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчики не могли допустить нарушения прав истца устройством указанной линии и ее опор, поскольку строительство предшествовало приобретению истцом в собственность земельного участка.
Приобретая в собственность земельный участок, истец знала о нахождении на нем линии электропередач и не могла не осознавать последствий расположения линии для использования земельного участка.
В соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановление Правительства РФ для воздушной линии электропередач ВЛ 10 кВ предусмотрены охранные зоны, при этом земельные участки у собственников, землевладельце, землепользователей или арендаторов не изымаются, а их использование возможно с соблюдением ряда ограничений (запретов) и получения заинтересованным лицом письменного согласования владельца сетей на осуществление желаемых действий.
Целью соблюдения подобных требований Правил является недопущение нарушения безопасной работы объектов электросетевого хозяйства, их повреждение или уничтожение, а также избежания причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан (разделы I и III Правил).
В целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи ВЛ 330 кВ и выше, устанавливаются санитарные разрывы – территория вдоль трассы высоковольтной линии, в которой напряженность электрического поля превышает кВ/м (СанПИН 2.2.1/2-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденного постановлением Правительства РФ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
Воздушные линии электропередач классом напряжения 10 кВ санитарных разрывов или санитарно-защитных зон не имеют и не оказывают на здоровье граждан какого-либо негативного воздействия.
Администрация муниципального района «Чернянский район», Администрация городского поселения «Поселок Чернянка» не наделены компетенцией в сфере управления объектами электросетевого хозяйства, поскольку линии электропередачи в силу ФЗ «Об электроэнергетике», являясь объектами электросетевого хозяйства, находятся в собственности субъектов электроэнергии, к которым органы местного самоуправления не относятся.
Требования о признании недействительным межевого плана от 01.10.2013 г., подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием многоконтурного земельного участка, состоящего из ста семнадцати контуров, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым инженером ОАО «Южное аэрогеодезическое предприятие» Староооскольский филиал (Белгородгеодезия) в части сведений о местоположении контура 2 площадью 12,11 кв.м. многоконтурного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с координатами характерных поворотных точек 1 (х=430842,24, у=2203112,73), 2 (х=430840,82 у=2203117,39). 3 (х=430836,55 у=2203115,65), 4 (х=430836,63 у=2203115,45), 5 (х=430842,04 у=2203112,66); исключении из ЕГРН сведений о местоположении контура 2 площадью 12,11 кв.м. многоконтурного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с координатами характерных поворотных точек 1 (х=430842,24, у=2203112,73), 2 (х=430840,82 у=2203117,39). 3 (х=430836,55 у=2203115,65), 4 (х=430836,63 у=2203115,45), 5 (х=430842,04 у=2203112,66); уменьшении площади многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 31:08:0000000:699, расположенного по адресу: <адрес> на площадь исключаемого контура; признании недействительным Постановления администрации городского поселения «Поселок Чернянка» Муниципального района «Чернянский район» Белгородской области от 13 марта 2019 г. №63 о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов ПАО «МРСК ЦЕНТРА» в части предоставления публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» земельного участка в аренду без выставления на торги сроком на 10 лет: из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, общей площадью 121 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; признании недействительным (ничтожным) договора аренды №11 земельного участка от 13.03.2019 г., заключенного между городским поселением «Поселок Чернянка» Муниципального района «Чернянский район» и ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», в части предоставления в аренду земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, общей площадью 121 кв.м., расположенный по адресу: местоположение ВЛ-10 кВ ПС Чернянка, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание; прекращении в Едином государственном реестре недвижимости запись регистрации номер № от 01.07.2019 договора аренды №11 от 13.03.2019 года земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 121 кв.м., расположенного по адресу: местоположение ВЛ-10 кВ №1 ПС Чернянка в подлежат разрешению в рамках данного гражданского дела, поскольку истец обращается в суд за защитой одного и того же интереса. Признание акта органа власти незаконным представляет для истца ценность не само по себе, а только как необходимое условие для удовлетворения последующего требования гражданско-правового характера.
В соответствии с ч.1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности», кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 данного Федерального закона.
Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В случаях, установленных Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
Указанные положения закона свидетельствуют о том, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом, границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
Процедура установления местоположения границ земельных участков определена в ст.39, 40 Закона.
Согласно ст.40 Закона, споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Каких-либо доказательств, подтверждающих проведение межевания 01.10.2013 г., подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием многоконтурного земельного участка, состоящего из ста семнадцати контуров, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым инженером ОАО «Южное аэрогеодезическое предприятие» Староооскольский филиал (Белгородгеодезия) в части сведений о местоположении контура 2 площадью 12,11 кв.м. многоконтурного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> суду не предоставлено. Границы земельного участка с кадастровым номером № сформированы в соответствии с действующим законодательством с рамках проводимых МРСК Центра мероприятий, направленных на переоформление права бессрочного пользования земельными участками под существующими ЛЭП, включающих в себя работы по межеванию земельных участков под электросетевыми объектами, постановку на кадастровый учет, определение вида разрешенного использования и категории земель и в последующем оформления договора аренды.
Регистрация данного земельного участка произведена в действующей системе координат, тогда как земельный участок ФИО7 был зарегистрирован в местной системе координат, действующей до 2011 года. Что, по всей видимости, и послужило причиной не определения координат принадлежащего ей земельного участка.
При оформлении договора купли-продажи земельного участка в 2017 г. его межевание не производилось и сведения о местоположении не вносились.
Не обоснованы требования ФИО1 о признании недействительным Постановления администрации городского поселения «Поселок Чернянка» Муниципального района «Чернянский район» Белгородской области от 13 марта 2019 г. №63 о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов ПАО «МРСК ЦЕНТРА» в части предоставления публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» земельного участка в аренду без выставления на торги сроком на 10 лет: из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, общей площадью 121 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> признании недействительным (ничтожным) договора аренды №11 земельного участка от 13.03.2019 г., заключенного между городским поселением «Поселок Чернянка» Муниципального района «Чернянский район» и ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», в части предоставления в аренду земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, общей площадью 121 кв.м., расположенный по адресу: местоположение ВЛ-10 кВ ПС Чернянка, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание; прекращении в Едином государственном реестре недвижимости запись регистрации номер № от 01.07.2019 договора аренды №11 от 13.03.2019 года земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 121 кв.м., расположенного по адресу: местоположение ВЛ-10 кВ №1 ПС Чернянка.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 данного Кодекса.
Ст.12 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащитысамозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Истцом не предоставлено доказательств того, что указанным выше постановлением, а также договором аренды земельных участков №11 от нарушены ее права. ФИО7 не является стороной по данному договору аренды. Не указала каким образом удовлетворение данных требований будет способствовать восстановлению нарушенного по ее мнению права.
В силу действовавшего на момент введения в эксплуатацию кабельных линий электропередачи Постановления Совмина СССР от 11.09.1972 N667 "Об утверждении Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт", которое в 2009 году утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), установлена вдоль подземных кабельных линий, в виде части поверхности участка земли ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра.
Таким образом, с момента введения в эксплуатацию кабельных линий электропередачи указанными постановлениями установлено право ограниченного пользования чужими земельными участками (публичный сервитут) охранных зон, в том числе ВЛ 10 кВ №1 ПС Чернянка.
В силу положений п.1 ст.6 Федерального закона N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, в том числе сервитут, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Правилами ст. 89 ЗК РФ предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки.
Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденные указанным Постановлением Правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу данного Постановления.
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Как указано в п.1 ст.43 Земельного кодекса РФ, граждане осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.
В п.3 ст.261 ГК РФ закреплено, что собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Таким образом, утверждение истца о наложении земельных участков не обосновано и не подтверждается надлежащими доказательства ввиду наличия в пределах земельного участка истца охранной зоны, а не самостоятельного земельного участка.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении ее требований в полном объеме.
Оснований для оставления требования в этой части без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора не имеется. ФИО7 не является стороной по договору аренду. Возможность признания сделки недействительной по соглашению сторон действующим законодательством не предусмотрена.
Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст.38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК Российской Федерации, закрепленные в ст. ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др. Согласно ст.56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
Состязательное рассмотрение дела в суде может быть успешным только при раскрытии сторонами всех существенных для дела доказательств, их активности в отстаивании своей позиции.
В силу ст.1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ст. 10 ГК РФ).
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Суду не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу при рассмотрении данного дела.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Чернянского районного суда Белгородской области от 15 марта 2021 года по делу по иску ФИО1 к ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», администрации муниципального района «Чернянский район», администрации городского поселения «Поселок Чернянка» об устранении препятствий в пользовании земельным участком оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено 24 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Определение29.06.2021