ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3211/14 от 11.02.2014 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Артюхова А.А. Дело № 33-3211/14А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 11 февраля 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

 председательствующего Назаренко О.Н.,

 судей Семёшиной Д.В., Ждановой О.И.,

 по докладу Семёшиной Д.В.,

 при секретаре Соловьёве К.К.

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ОАО «Краснодарпромжелдортранс» Седова А.В. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 октября 2013 года.

 Заслушав доклад судьи Семёшиной Д.В., судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 ОАО «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» далее (ОАО «Краснодарпромжелдортранс») обратилось в суд с иском к Соколову А.Н. об устранении препятствий в пользовании имуществом. В обоснование иска указано, что ОАО «Краснодарпромжелдортранс» было создано в 1994 году путем преобразования государственного предприятия - Краснодарского предприятия «Промжелдортранс», основные фонды которого были переданы ОАО «Краснодарпромжелдортранс», в том числе в собственность был передан железнодорожный путь № 77 (от ж\д ворот до упора) протяженностью 97,00 м., инвентарный номер <...>, расположенный в <...>. Право собственности на указанный железнодорожный путь было зарегистрировано за ОАО в ЕГРП 31.03.2008 года.

 При оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок под железнодорожным полотном было выявлено, что земельный участок под данным объектом находится в собственности Соколова А.Н., который на территорию земельного участка, где расположен ж\д путь № 77, истца не допускает и создает препятствия в реализации права собственности на указанное имущество, что уже привело к частичному разрушению ж/д пути и похищении неустановленными лицами верхнего строения пути (рельсы, шпалы). По этому факту 26 апреля 2013 года, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст. 158 УК РФ.

 Истец суд обязать ответчика устранить препятствия в пользовании ж\д путем № 77 путем предоставления беспрепятственного доступа к нему для использования его по назначению и поддержанию в надлежащем техническом состоянии, а также просил обязать ответчика не чинить препятствий к восстановлению разрушенного железнодорожного полотна.

 Соколов А.Н. обратился к ОАО «Краснодарпромжелдортранс» со встречными требованиями о признаии зарегистрированного за ОАО права собственности на ж/д путь № 77 отсутствующим и погашении записи о праве в ЕГРП.

 Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 октября 2013 года в удовлетворении иска ОАО «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» к Соколову А.Н. об устранении препятствий в использовании железнодорожным путем было отказано. Встречные требования Соколова А.Н. удовлетворены.

 В апелляционной жалобе представитель ОАО «Краснодарпромжелдортранс» Седов А.В. просит отменить решение суда, указывая, что судом при его вынесении не было учтено, что иск заявлен об устранении нарушения права, не связанный с лишением владения. По смыслу ст. 304 ГК РФ негаторный иск может быть удовлетворен независимо от того, на своем или на чужом земельном участке ответчик совершает действия, нарушающие права истца. О том, что права истца нарушены, подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела от 26.04.2013г., из которого следует, что путь протяженностью 97 м разобран и похищено верхнее строение пути. В соответствии со ст.271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящийся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. Тот факт, что ж.д. путь в той или иной степени уничтожен не лишает собственника права на его восстановление и право собственности на него истцом не утрачено. Расхождения в адресах объектах недвижимости, как доказательства отсутствия данного пути на земельном участке ответчика в материалах дела нет, т.к ж.д. путь это линейный объект, которому присваивается номер по его началу.

 Судом сделан неверный вывод об отсутствии ж.д. пути как самостоятельного строения и объекта гражданских прав, поскольку железнодорожный путь это сложное сооружение и состоит как из верхнего строения пути (рельсы, шпалы), так и из нижнего строения (основание-земляное полотно).

 Демонтаж и хищение верхнего строения пути в марте 2013 году не могло быть осуществлено без ведома собственника земельного участка на охраняемой им территории, которая огорожена забором и не имеет доступа посторонним лицам без его согласия.

 У ОАО имеется установленное законом право на восстановление недвижимости применительно к положениям ст.39 Земельного кодекса РФ которая гласит, что при разрушении здания, строения, сооружения за владельцами и пользователями земельный участок сохраняется при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет.

 У суда также не имелось оснований для удовлетворения встречного иска, поскольку оспаривая право собственности другого лица, истец должен доказать наличие у него прав на спорный объект недвижимости

 Кроме того, спор между сторонами носит экономический характер и подведомственен арбитражному суду.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

 ОАО «Краснодарпромжелдортранс» представило суду свидетельство о государственной регистрации права собственности на железнодорожный путь №77 от ж/д ворот до упора протяженностью 97 м, расположенный в <...> строение 1, кадастровый номер <...>, выданное 28.02.2013 года повторно взамен свидетельства от 31.03.2008 года. В качестве основания права собственности указан план приватизации Краснодарского предприятия «Промжелдортранс», утвержденный Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края от 28.02.1994 года. Ограничений права не зарегистрировано.

 Как указывает представитель ОАО «Краснодарпромжелдортранс», согласно приложению к копии плана приватизации – копии акта оценки стоимости машин и оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 года, спорный ж/д путь индивидуализирован под инвентарным номером 1100-19 как ж/д путь ЗИП, место расположения - околоток 2, год ввода в эксплуатацию 01.03.1961, фактический, физический износ 100%, остаточная стоимость 0,00 руб.

 В подтверждение наличия спорного ж/д пути № 77 на земельном участке Соколова А.Н., ОАО «Краснодарпромжелдортранс» представлена топосъемка, выполненная в 2010 году, где на топографическую основу внесено сооружение пути. Представлена инвентарная карточка основных средств на путь № 77, схемы и чертежи пути, представлены инструкции по эксплуатации пути, а также составленные сотрудниками ОАО в 2010 и 2011 гг. акты осмотра состояния пути и акты на списание материалов на ремонт и содержание пути. Также представлен технический паспорт на ж/д путь № 77, подготовленный в 2006 году, где имеются отметки о том, что ранее путь № 77 был частью общего пути, а в 2013г., после получения ОАО «Краснодарпромжелдортранс» нового свидетельства о праве собственности стал самостоятельным объектом «путь №77».

 По заявлению представителя ОАО «Краснодарпромжелдортранс», постановлением следователя от 26.04.2013 года было возбуждено уголовное дело по факту похищения в период с 01 по 25 марта 2013 года неустановленном лицом тайно верхнего строения железнодорожного пути №77 протяженностью 97 погонных метров, что причинило ОАО ущерб в сумме <...> руб.

 Согласно пояснениям представителя ОАО «Краснодарпромжелдортранс», в настоящее время, уголовное дело приостановлено в связи отсутствием подозреваемого/обвиняемого и необходимостью его розыска. Также в ходе рассмотрения дела установлено, что фактически верхнее строение пути (рельсы и шпалы) на участке отсутствует.

 Соколовым А.Н. представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 4894 кв.м., расположенный в <...>, выданное 22.04.2008 года. В качестве основания возникновения права указан договор купли-продажи от 26.10.2007 года. Ограничений права не зарегистрировано.

 Согласно представленной Соколовым А.Н. топосъемке принадлежащего ему земельного участка, выполненной в 2013г., ж/д путь на участке отсутствует.

 Соколовым А.Н. представлены выписка из ЕГРП по указанному земельному участку на момент совершения сделки по приобретению земельного участка в 2007г., выписка из ЕГРП на текущую дату, где отсутствуют указания о наличии ограничений права собственности. Документы о межевании земельного участка от 2006 г. и его кадастровый паспорт также не содержат сведений о расположении на земельном участке каких-либо железнодорожных путей, полос отвода под них, иных ограничений или обременений.

 Из материалов регистрационного дела, на основании которых была осуществлена государственная регистрация права на ж/д пути № 77 следует, что идентификация объекта права собственности при государственной регистрации производилась на основе составленной ОАО «Краснодарпромжелдортранс» в одностороннем порядке справке «об идентификации» от 2008г. В данной справке ОАО указывало, что запись в плане приватизации «ж/д путь ЗИП» соответствует объекту права «часть пути № 77 (от предельного столбика СП №271 до упора длинной 97 м.).»

 В представленном ОАО свидетельстве о праве собственности от 2013г. объект права указан как: «ж/д путь №77 (от ж/д ворот до упора), протяженность 97 м.» Материалы регистрационного дела не содержат документов, которые бы объяснили изменение данных об объекте прав и явились основанием для такого изменения.

 В ходе судебного разбирательства представитель УФРС по Краснодарскому краю не смог пояснить причин, по которым государственный регистратор принял в расчет при регистрации предоставленную ОАО справку, и не объяснил основания и причины изменения сведений об объекте в выданном в 2013 г. повторном свидетельстве о праве собственности.

 Учитывая изложенные обстоятельства, в соответствии со ст. 56, 67 ГПК РФ судом сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований ОАО «Краснодарпромжелдортранс» об устранении препятствий в пользовании имуществом, так как не представлено доказательств в подтверждение требований истца о чинимых ответчиком препятствий, а также о наличии ж/д пути № 77 на земельном участке, принадлежащем Соколову А.Н.

 Из материалов дела усматривается, что на момет прикатизации спорный ж/д путь имел 100% износа, стоимость составляла 0 руб. Фактически он пришел в негодность и не мог использоваться. Истцом не представлено доказательств восстановления ж/д пути и использовании его по назначению с 1994 года.

 Доводы жалобы о том, что иск ОАО «Краснодарпромжелдортранс» заявлен об устранении нарушения права, не связанный с лишением владения, в порядке ст. 304 ГК РФ, основанием к отмене решения не являются. Как обоснованно указано в решении суда, идентифицировать объект, который в действительности находится на праве собственности у ОАО «Краснодарпромжелдортранс» по имеющимся в материалах дела доказательствам, невозможно.

 Постановление о возбуждении уголовного дела по заявлению представителя ОАО «Краснодарпромжелдортранс» о похищении верхнего строения пути №77, не является основанием для удовлетворения требований ОАО об устранении препятствий в пользовании нижним строением пути, которое представляет из себя «земляное полотно», не идентифицирует объект недвижимости и не является основанием для восстановления недвижимости (ж/пути) на земельном участке, принадлежащим Соколову А.Н.

 Согласно указанному постановлению следователя о возбуждении уголовного дела от 26.04.2013 года, неустановленном лицом было тайно похищено верхнее строение железнодорожного пути №77 протяженностью 97 погонных метров, фактически верхнее строение пути (рельсы и шпалы) на участке отсутствует, в связи с чем, судом обоснованно указано, что в данном случае ж/д путь как самостоятельное строение и объект гражданских прав, фактически не существует и не отвечает критериям недвижимой вещи, установленным ст. 130 ГК РФ.

 Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия считает, что судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, выводы суда соответствуют требованиям закона и материалам дела, оснований к отмене решения не имеется.

 Руководствуясь ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А :

 Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи