ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3212/2017 от 19.06.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья: Моисеенко Н.С.

стр.060г, г/п 150 руб.

Докладчик: Бланару Е.М.

№33-3212/2017

19 июня 2017 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Патронова Р.В.

судей Бланару Е.М. и Корепановой С.В.,

при секретаре Сухериной А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июня 2017 года в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 10 марта 2017 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области о понуждении включить в стаж государственной службы периоды работы.

Заслушав доклад судьи Бланару Е.М., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о понуждении включить в стаж государственной службы периоды работы.

В обоснование заявленных требований указал, что с 28 марта 1978 года по 10 апреля 2015 года он осуществлял трудовую деятельность в следующих государственных учреждениях: с 28 марта 1978 года по 23 октября 1978 года - в должности лесотехника <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> мехлесхоза Архангельской области, с 23 октября 1978 года по 13 декабря 1979 года - в должности помощника лесничего <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> мехлесхоза Архангельской области, с 13 декабря 1979 года по 25 февраля 1980 года - в должности мастера леса <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> мехлесхоза Архангельской области, с 25 февраля 1980 года по 24 августа 1981 года - в должности помощника лесничего <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> мехлесхоза Архангельской области, 30 июля 1984 года по 01 января 1985 года - в должности лесничего <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> мехлесхоза, с 01 января 1985 года по 03 апреля 1985 года - в должности начальника лесопункта «<данные изъяты>» <данные изъяты> мехлесхоза Архангельской области, с 03 апреля 1985 года по 01 апреля 1989 года - в должности начальника лесопункта «<данные изъяты>» <данные изъяты> мехлесхоза, с 25 апреля 1991 года по 30 декабря 2007 года - в должности директора <данные изъяты> лесхоза, с 30 декабря 2007 года по 10 апреля 2015 года - в должности руководителя <данные изъяты> лесничества Департамента лесного комплекса Архангельской области. Указанные периоды с 28 марта 1978 года по 30 декабря 2007 года не включены ответчиком в стаж государственной гражданской службы, о чем ему было сообщено письмом Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 09 декабря 2015 года № . Полагал, что указанные действия ответчика являются незаконными и необоснованными. Просил понудить включить в стаж государственной гражданской службы указанные периоды работы.

В ходе рассмотрения дела определением суда по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на надлежащего – администрацию Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области ФИО2 с заявленными требованиями не согласилась, указав, что субъекты Российской Федерации обладают полномочием самостоятельно определять условия и порядок предоставления права на пенсию государственным служащим Архангельской области. Спорные периоды работы истца не подлежат включению в стаж государственной гражданской службы для установления доплаты.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО3 с заявленными истцом требованиями также не согласилась по изложенным представителем ответчика основаниям.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился истец ФИО1 В апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что спорные периоды подлежат включению в общий трудовой стаж государственной гражданской службы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Согласно Общему положению о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства, утвержденному Приказом Россельхоза от 10 сентября 1993 года № 238 (в ред. от 19 мая 2011 года), лесхозы являются местными подразделениями системы специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Полагает, что периоды замещения им должностей в лесхозах с 08 января 1971 года по 31 декабря 1991 года подлежат включению в стаж гражданской службы на основании п.п. «г» п.18 Указа Президента РФ от 19 ноября 2007 года № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации», а периоды с 01 января 1992 года – по введению в действие Перечня государственных должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 03 сентября 1997 года №981. Указанная им позиция подтверждается системным толкованием нормативных правовых актов во взаимосвязи с п.п. «г» разд.VIII Приложения №1 к Положению об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года № 1233. Кроме того, ссылается на судебную практику судов общей юрисдикции по аналогичным делам.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика – директор правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов, поскольку ни ранее действовавшее, ни действующее в настоящее время законодательство не позволяет включить спорные периоды работы истца в стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной доплаты к пенсии.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения, не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.4 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений на нее, заслушав истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы по изложенным основаниям, представителя третьего лица Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО5, не согласившуюся с доводами апелляционной жалобы, считающую решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, являющийся получателем страховой пенсии по старости, 24 марта 2016 года обратился в комиссию по установлению ежемесячной доплаты к пенсии при Губернаторе Архангельской области с заявлением об установлении ему ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной в соответствии с п.1 и п.2 ст.6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или п.2 ст.32 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Решением комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии от 14 апреля 2016 года, оформленным протоколом № , пунктом 3 истцу ФИО1 было отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с несоблюдением условий установления ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Законом Архангельской области от 04 апреля 1996 года № 40-22-ОЗ «О государственной службе Архангельской области», а именно отсутствием необходимого стажа установления ежемесячной доплаты к пенсии.

Письмом департамента государственной гражданской службы и кадров администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области от 18 апреля 2016 года № 12 - 29/102 ему было отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с несоблюдением условий её установления. Стаж государственной гражданской службы, дающий право на установление ежемесячной доплаты к пенсии, был установлен ФИО1 продолжительностью <данные изъяты>, что менее предусмотренного законом.

Из выписки из трудовой книжки о стаже государственной гражданской службы ФИО1, дающего право на установление ежемесячной доплаты к пенсии, в стаж ФИО1, включены следующие периоды: с 30 декабря 2007 года по 24 марта 2010 года, с 25 марта 2010 года по 09 июня 2011 года, с 10 июня 2011 года по 10 апреля 2015 года в должности руководителя территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - <данные изъяты> лесничества.

Полагая, что при расчете стажа необоснованно не были учтены периоды его работы с 28 марта 1978 года по 22 октября 1978 года - в должности лесотехника <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> мехлесхоза Архангельской области; с 23 октября 1978 года по 13 декабря 1979 года - в должности помощника лесничего <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> мехлесхоза Архангельской области; с 13 декабря 1979 года по 24 февраля 1980 года - в должности мастера леса <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> мехлесхоза Архангельской области; с 25 февраля 1980 года по 24 августа 1981 года - в должности помощника лесничего <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> мехлесхоза Архангельской области; с 30 июля 1984 года по 31 декабря 1984 года - в должности лесничего <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> мехлесхоза Архангельской области; с 01 января 1985 по 02 апреля 1985 года - в должности начальника лесопункта «<данные изъяты>» <данные изъяты> мехлесхоза Архангельской области; с 03 апреля 1985 года по 31 марта 1989 года - в должности главного лесничего <данные изъяты> мехлесхоза Архангельской области; с 25 апреля 1991 года по 29 декабря 2007 года - в должности директора, заместителя директора <данные изъяты> лесхоза Архангельского управления лесами, истец обратился в суд с требованием о включении данных периодов работы в стаж государственной службы, дающий право на установление ежемесячной доплаты к пенсии.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды замещения им должностей до 31 декабря 1991 года не подлежат зачету в стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной доплаты к пенсии, поскольку в перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 года № 1532, не поименованы, а после введения нового правового регулирования с 01 января 1992 года должности, которые замещал ФИО1 в указанные периоды до назначения его на должность руководителя территориального органа – <данные изъяты> лесничества 30.12.2007, не включены в соответствующие перечни и реестры должностей государственной гражданской службы.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их правильными, основанными на исследованных доказательствах, которым была дана верная правовая оценка, выводы в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, сомнений у судебной коллегии не вызывают.

В силу п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 28 ноября 2015 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пенсионное обеспечение лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Архангельской области, предусмотрено Законом Архангельской области от 04 апреля 1996 года №40-22-ОЗ «О государственной службе Архангельской области».

Пунктом 1 ст.19 указанного областного закона (в ред. от 25 ноября 2015 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что лица, замещающие государственные должности Архангельской области, а также лица, замещающие должности государственной гражданской службы Архангельской области, в связи с выходом на пенсию, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» или пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – ежемесячная доплата к пенсии).

В соответствии с п.2.2 названного областного закона лицам, указанным в дефисах первом - третьем, пятом пункта 2 настоящей статьи, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается при наличии 12 лет 6 месяцев стажа государственной гражданской службы Российской Федерации у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) и ежемесячной доплаты к пенсии составляла 50 процентов месячного денежного содержания лица, замещавшего государственные должности Архангельской области, должности государственной гражданской службы Архангельской области; размер ежемесячной доплаты к пенсии увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания лица, замещавшего государственные должности Архангельской области, должности государственной гражданской службы Архангельской области, за каждый полный год стажа государственной гражданской службы Российской Федерации свыше установленной настоящим пунктом продолжительности стажа государственной гражданской службы Российской Федерации, но сумма пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) и ежемесячной доплаты к пенсии не может превышать 60 процентов его месячного денежного содержания.

Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации государственных гражданских служащих Архангельской области и лиц, замещающих государственные должности Архангельской области, для установления ежемесячной доплаты к пенсии устанавливается областным законом от 3 июня 1997 года №27-9-ОЗ «О порядке исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации государственных гражданских служащих Архангельской области и лиц, замещающих государственные должности Архангельской области, для установления ежемесячной доплаты к пенсии».

Согласно ст.1 указанного областного закона (в ред. от 14 ноября 2014 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации государственных гражданских служащих Архангельской области и лиц, замещающих государственные должности Архангельской области, для установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии в соответствии со статьей 19 областного закона от 4 апреля 1996 года №40-22-ОЗ «О государственной службе Архангельской области» включаются периоды государственной службы и иные периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденные указом Президента Российской Федерации.

Данный перечень утвержден Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 года №1532.

В соответствии с пп. «г» п.18 Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 года №1532, в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации включаются (засчитываются) периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г., в том числе: в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР.

Проанализировав Общее положение о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденное приказом Министерства лесного хозяйства РСФСР от 08 января 1971 года №6, постановление Совета Министров РСФСР от 05 августа 1988 года №310 «О генеральной схеме управления лесным хозяйством РСФСР», учтя, что после 31 декабря 1991 года Министерство лесного хозяйства СССР и его ведомства прекратили свою деятельность, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с действующими до 31 декабря 1991 года нормативными правовыми актами лесхозы, лесничества и лесопункты, где истец замещал соответствующие должности, не осуществляли функций государственного управления на территории СССР. Кроме того, ни Общее положение о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденное приказом Министерства лесного хозяйства РСФСР от 08 января 1971 года №6, ни приказ Рослесхоза от 10 сентября 1993 года №238 «Об утверждении общего положения о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства», не определяют статус лесхоза как федерального органа исполнительной власти или его территориального органа.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 26 июня 2008 года №472 «О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 года №1532», Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставлено право дачи разъяснений по вопросам применения перечня периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации, и порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года №1532.

Реализуя указанные полномочия, письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 мая 2014 года №18-1/В-274 разъяснено, что, поскольку в соответствии с действовавшими до 1991 года нормативными правовыми актами лесхозы, лесокомбинаты, леспромхозы и лесничества не осуществляли функций государственного управления, периоды замещения должностей по 31 декабря 1991 года в таких организациях не включаются в стаж государственной гражданской службы.

Таким образом, организации и учреждения, в которых работал истец в спорные периоды, не осуществляли в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, а потому указанные периоды работы истца не подпадают под действие Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 года №1532, и не подлежат зачету в стаж государственной гражданской службы.

В соответствии с пунктами 3, 5, 6 Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 года №1532, в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации включаются (засчитываются) периоды: замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, предусмотренных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (далее - Указ № 1574); замещения государственных должностей федеральных государственных служащих, которые были предусмотрены Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ от 11 января 1995 года № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих»; замещения государственных должностей федеральной государственной службы, предусмотренных перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации.

Анализируя положения Федерального закона от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (за период его действия с 09 августа 1995 года по 01 февраля 2005 года), суд первой инстанции верно установил, что в спорные периоды истец не замещал должностей, включенных в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации с даты принятия Указа Президента РФ от 11 января 1995 года №33, Указа Президента РФ от 03 сентября 1997 года №981, Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 года №1574 до назначения его на должность руководителя территориального органа – <данные изъяты> лесничества 30.12.2007.

Данные суждения подробно мотивированы в решении суда, судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с ними.

При таких обстоятельствах, выводы суда об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований соответствуют нормам материального закона, подлежащим применению, и постановлены при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Не может повлечь отмену судебного решения и ссылка в апелляционной жалобе на судебную практику, так как названные истцом судебные акты приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, не являющимися тождественными настоящему спору, преюдициального значения при разрешении настоящего спора не имеют.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, выражают несогласие с оценкой исследованных судом по делу доказательств, которым дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст.67 ГПК РФ, в связи с чем основанием для отмены или изменения решения суда не являются.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 10 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Р.В. Патронов

Судьи Е.М. Бланару

С.В. Корепанова