Дело № 33-3219/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Екатеринбург 29.03.2022
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковелина Д.Е.,
судей Кучеровой Р.В., Фефеловой З.С.,
при ведении протокола помощником судьи Адамовой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Режевского городского округа, муниципальному казенному учреждению «Управление городским хозяйством» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести определенные действия,
по апелляционной жалобе ответчика Администрации Режевского городского округа на решение Режевского городского суда Свердловской области от 15.11.2021,
заслушав доклад судьи Фефеловой З.С., пояснения представителя истца - прокурора отдела по обеспечению прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н.,
установила:
Режевской городской прокурор обратился с исковым заявлением к Администрации Режевского городского округа, МКУ «УГХ» о признании бездействия по газификации в 2020-2021 годах населенных пунктов Режевского городского округа: Арамашка, Глинское, Каменка, Сохарево, Жуково, Клевакинское, Ощепково, Чепчугово, Леневское, Голендухино, Точильный ключ, незаконным, возложении обязанности организовать газоснабжение указанных населенных пунктов Режевского городского округа в течение 5 лет с момента вступления решения суда в законную силу, указав, что Режевской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 о бездействии Администрации РГО в части газификации сельских населенных пунктов. В ходе проверки установлено, что достаточных мер по организации газоснабжения жителей данных населенных пунктов не принято. По поручению Вице-губернатора Свердловской области ФИО2 от 02.08.2019 Главой РГО ФИО3 проведены собрания граждан, проживающих в указанных селах, деревнях по вопросу газификации сельских населенных пунктов. По информации, направленной в адрес Вице-губернатора, за подключение жилых домов к газовым сетям выразили согласие большинство жителей – от 52% в с.Голендухино до 83% в д.Жуково. Всего более 65%. Для газификации жилых домов необходимо строительство источника газификации – межпоселкового газопровода высокого давления 1 категории от распределительной станции в г.Реж и внутрипоселковых газопроводов 2 категории. Согласно информации Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области существует техническая возможность газификации указанных населенных пунктов в сроки 2023-2027 г.г. Бездействие ответчиков по организации газоснабжения населения нарушает права и законные интересы сельских жителей на газификацию их домов и комфортные условия проживания, является незаконным. Комплексной программой «Устойчивое развитие сельских территорий Режевского городского округа до 2020 года», утвержденной постановлением Администрации Режевского городского округа от 18.08.2015, было запланировано мероприятие по проектированию межпоселкового газопровода высокого и низкого давления с.Глинское, с.Арамашка, с.Клевакинское, с.Леневское, объемом инвестиций 7,0 млн. руб., срок реализации 2019-2020 г.г., реализация мероприятия была обеспечена оценкой расходных полномочий, однако проектно-сметная документация не была разработана. В действующей муниципальной программе совершенствования социально-экономического развития РГО до 2024 года нет мероприятий по организации газоснабжения сельских населенных пунктов. В Свердловской области приняты две программы по предоставлению муниципальным образованиям до 97 % субсидий из областного бюджета для строительства газопровода в сельской местности. Для участия в программах муниципальное образование должно разработать проектно – сметную документацию для строительства газопровода. Ранее в 2008 году были выделены денежные средства на разработку проекта газификации сельских населенных пунктов и проектно-сметные работы были сделаны, но, по мнению администрации, разработанная проектная документация не прошла государственную техническую экспертизу, не является актуальной, поэтому все предпроектные работы и проектно-сметную документацию необходимо заказывать заново, на что в бюджете муниципального образования денежные средства не предусмотрены. В бюджете РГО в 2020-2021 годах расходы на проведение мероприятий по организации газоснабжения сельских населенных пунктов отсутствуют. Предложения по увеличению расходов на разработку проектной документации, необходимой для участия в отборе в государственные программы, рассматриваются на согласительной комиссии по бюджету в Министерстве финансов Свердловской области, и с учетом перспектив строительства объекта необходимые денежные средства могут быть выделены из областного бюджета. Администрацией Режевского городского округа эта возможность не использовалась. До настоящего времени Администрацией РГО не получены технические условия на подключение к газовым сетям, не выполнены расчеты по потреблению газа, не заказаны проектно-сметные работы. Газоснабжение населенных пунктов без разработки проектно-сметной документации и участия ответчика в программах газификации Свердловской области неисполнимо. Аргументы органов местного самоуправления о слишком высокой стоимости работ по развитию газоснабжения обоснованны только общими фразами, расчетов не произведено. При этом поэтапная разработка проектно-сметной документации позволила бы предупредить и запланировать бюджетные средства для постепенной реализации программы по газоснабжению населенных пунктов РГО. Неисполнение ответчиками обязанностей не обеспечивает решение вопросов местного значения, связанных с организацией газоснабжения населения, проживающего в вышеуказанных населенных пунктах.
Определением суда от 20.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Решением Режевского городского суда Свердловской области от 15.11.2021 исковые требования Режевского городского прокурора удовлетворены в пределах заявленного.
С апелляционной жалобой на принятое решение обратился ответчик Администрация Режевского городского округа, указывая о своем несогласии с вынесенным судебным актом, просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении иска в полном объеме. Указывает, что срок для выполнения газификации населенных пунктов Режевского городского округа необоснованно занижен и просит пересмотреть его в сторону увеличения. Указывает, что для выполнения работ по газификации решением Режевской Думы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в бюджете Режевского городского округа запланированы денежные средства в размере 700000 руб. на разработку схемы газоснабжения населенных пунктов Режевского городского округа, в связи с чем, полагает, что в действиях Администрации Режевского городского округа бездействия по газоснабжению населенных пунктов не усматривается.
От Режевского городского прокурора поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца – прокурор отдела по обеспечению прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волкова М.Н. возражала относительно доводов апелляционной жалобы ответчика, указывая на несостоятельность доводов жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли, доказательств уважительности причин неявки не представили. Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Из материалов дела следует, что в населенных пунктах, которые относятся к Режевскому городскому округу: Арамашка, Глинское, Каменка, Сохарево, Жуково, Клевакинское, Ощепково, Чепчугово, Леневское, Голендухино, Точильный ключ, отсутствует газоснабжение. Жители для приготовления пищи и обогрева жилых помещений используют печи и не получают безопасную коммунальную услугу газоснабжения. По данному вопросу жители неоднократно на протяжении длительного периода времени обращались с просьбой организации газоснабжения, в том числе, в Администрацию Режевского городского округа.
По поручению Вице-губернатора Свердловской области ФИО2 от 02.08.2019 Главой Режевского городского округа ФИО3 проведены собрания граждан, проживающих в указанных населенных пунктах, по вопросу газификации. За подключение жилых домов к газовым сетям выразили согласие большинство жителей – от 52% в с. Голендухино до 83% в д. Жуково. Всего более 65 %.
В Свердловской области приняты 2 программы по предоставлению муниципальным образованиям до 97% субсидий из областного бюджета для строительства газопровода в сельской местности.
В соответствии с Программой «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1330-ПП, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области является ответственным исполнителем государственной программы.
Данной государственной программой предусмотрено получение муниципальным образованием, расположенным на территории Свердловской области, субсидий из областного бюджета с целью осуществления мероприятий по развитию и модернизации систем коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, проектов капитального строительства муниципального значения по развитию газификации, а также мероприятий муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Программа «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года», утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 № 1285-ПП, ответственный исполнитель-Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. Субсидии предоставляются из областного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по развитию газификации на сельских территориях.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании результатов конкурсных отборов. Для участия в отборе муниципальные образования в сроки, указанные в решении о проведении отбора, предоставляют в Министерство заявку на участие в отборе по форме, утверждаемой приказом Министерства, с приложением к ней документов в соответствии с требованиями Порядка. Победителями признаются муниципальные образования, заявки которых наберут наибольшее количество итоговых баллов. Заявка Администрации Режевского городского округа на участие в отборе в рамках государственной программы Свердловской области № 1330-ПП на 2021 год в Министерство не поступала.
Муниципальной программой мероприятия по организации газоснабжения населенных пунктов: Арамашка, Глинское, Каменка, Сохарево, Жуково, Клевакинское, Ощепково, Чепчугово, Леневское, Голендухино, Точильный ключ также не предусмотрены, что в судебном заседании не оспорено.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом в силу пункта 6.1 части 1 статьи 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочием по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 7 и ст. 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, включает в себя подготовку населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Согласно п. 4 ст. 6 Устава Режевского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах Режевского городского округа электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения.
Согласно п.2.2.2 Устава МКУ «УГХ» одной из целей деятельности является развитие инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры Режевского городского округа. Для достижения указанной цели, согласно п. 2.4 Устава МКУ «УГХ» осуществляет следующие виды деятельности: организация содержания и развития систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и канализации, организации снабжения населения топливом.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями, установив фактические обстоятельства дела, пришел к правильному выводу о том, что органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное газоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на организацию газоснабжения.
Указание на невозможность исполнения решения в установленный судом срок не может повлиять на разрешение вопроса о его законности, при определении срока исполнения решения, судом были приняты во внимание значимые обстоятельства, в том числе, необходимость решения вопроса, связанного с финансированием данных работ. Предоставленный срок является разумным, доказательств в подтверждение необходимости иного срока не представлено. В соответствии с положениями норм процессуального законодательства ответчики не лишены права на подачу заявлений о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при условии представления надлежащих и достаточных доказательств совершения им всех возможных с их стороны действий по исполнению судебного акта в установленные сроки.
Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.
Решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Режевского городского суда Свердловской области от 15.11.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации Режевского городского округа – без удовлетворения.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 29.03.2022.
Председательствующий: Д.Е. Ковелин
Судьи Р.В. Кучерова
З.С. Фефелова
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...