Судья: Петухова О.Н. Дело № 33-32219/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Вороновой М.Н.,
при секретаре Рыковой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 декабря 2015 г. апелляционную жалобу ФИО1 на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 10 сентября 2015 г. по делу по заявлению ФИО1 об обязании администрации городского округа Балашиха в лице Управления по образованию администрации городского округа Балашиха Московской области поставить его сына Школьного Григория на учет по устройству в муниципальное дошкольное учреждение городского округа Балашиха с 03 октября 2013 г.,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения ФИО1,
установила:
ФИО1 обратился в суд с требованиями об обязании администрации городского округа Балашиха в лице Управления по образованию администрации городского округа Балашиха Московской области поставить его сына Школьного Григория на учет по устройству в муниципальное дошкольное учреждение городского округа Балашиха с 03 октября 2013 г.
В обоснование требований ФИО1 указал, что его сын Школьной Г.В., <данные изъяты> года рождения, с 03 октября 2013 г. был поставлен на учет по устройству в дошкольное образовательное учреждение г.Железнодорожного по месту жительства в этом населенном пункте. ФИО1 ссылался, что после переезда их семьи в ноябре 2014 г. в г. Балашиха ФИО1 06 декабря 2014 г. обратился в Управление по образованию администрации городского округа Балашиха с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении городского округа Балашиха. В период с февраля 2015 г. по август 2015 г. ФИО1 велась переписка с Управлением по образованию городского округа Балашиха, однако, на день обращения в суд Школьному Г.В. не было предоставлено место в дошкольном учреждении в г. Балашиха. Исходя из того, что г. Балашиха и г. Железнодорожный входят в состав одного муниципального образования, ФИО1 считал, что его ребенок должен стоять на учете в г. Балашиха с даты постановки на учет в г. Железнодорожном, то есть с 03 октября 2013 г.
В судебном заседании в суде первой инстанции ФИО1 требования поддержал.
Администрация городского округа Балашиха своего представителя не направило, было извещено, представило в материалы дела письменный отзыв (л.д.16-18).
Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 10 сентября 2015 г. в удовлетворении требований было отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции ФИО1 требования поддержал.
Администрация городского округа Балашиха своего представителя не направило, была извещена.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2).
При этом согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Частью 5 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 8 Устава городского округа Балашиха Московской области к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Московской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Московской области от 29 декабря 2012 г. № 1612/48 «О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Московской области» главам муниципальных районов и городских округов Московской области было рекомендовано, в том числе организовать учет детей граждан Российской Федерации, нуждающихся в услугах дошкольного образования, для зачисления в дошкольные образовательные учреждения в Московской области; обеспечить в приоритетном порядке рассмотрение заявлений о предоставлении мест детям, родители (законные представители, один из родителей или законных представителей) которых постоянно проживают на территории соответствующего муниципального образования Московской области.
В целях создания условий для реализации гарантированных гражданам Российской Федерации прав на получение общедоступного дошкольного образования, а также повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, определения стандарта, сроков, последовательности действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги, а также порядка взаимодействия органа, уполномоченного на предоставление муниципальной услуги, с заявителями был разработан Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории городского округа Балашиха" (утвержден постановлением администрации городского округа Балашиха Московской области от 27 декабря 2013 г. № 1362/8-ПА и действовал до вступления в силу постановления от 25 августа 2015 г. № 402/8-ПА).
Согласно этому Административному регламенту заполнение заявителем в электронном виде заявления о постановке на учет по устройству ребенка в детский сад осуществляется, в том числе при личном обращении в МБУ «МФЦ городского округа Балашиха»; в ходе приема заявления от заявителя специалист, ответственный за прием заявления, осуществляет проверку документов на предмет их соответствия требованиям Административного регламента, а по итогам проверки принимается соответствующее решение (пункты 55-58.11).
Пунктом 62.2 названного Административного регламента определено, что в случае смены места жительства в пределах городского округа Балашиха при внесении в Систему данных заявления на перевод проставляется дата первоначальной постановки ребенка на очередь на устройство в ДОУ городского округа Балашиха. В других случаях при внесении в Систему данных заявления на перевод проставляется дата подачи заявителем соответствующего заявления.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Школьной Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО1 и ФИО2 (л.д.7).
03 октября 2013 г. ФИО2 было выдано уведомление о постановке ребенка ФИО3 на учет по устройству в муниципальное дошкольное образовательное учреждение г.Железнодорожного (л.д.8).
С ноября 2014 г. семья переехала в г.о. Балашиха и с 06 декабря 2014 г. Школьной Г.В. был поставлен на учет в Управлении по образованию городского округа Балашиха по поводу получения места в МДОУ «Детский сад №19» согласно заявлению его матери – ФИО2 (л.д.27).
Из уведомления от 09 декабря 2014 г. о постановке на учет для зачисления ребенка ФИО3 в МБДОУ «Детский сад №19» следует, что номер его текущей позиции – 94, а в общегородской очереди – 3848 (л.д.28).
Перед постановкой на учет ФИО3 в городском округе Балашиха ФИО2 сняла его с учета в городском округе Железнодорожный, о чем пояснил сам ФИО1 в судебном заседании в суде первой инстанции (л.д.37).
Таким образом, как верно отметил суд, Школьной Г.В. был поставлен на учет в городском округе Балашиха до вступления в силу Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. № 208/2014-ОЗ «О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования» (до 23 января 2015 г.).
Следовательно, постановка ФИО3 на учет имела место не в связи с изменением им места жительства в пределах городского округа Балашиха, а после переезда из иного (на дату постановки на учет в городском округе Балашиха) муниципального образования, а именно из городского округа Железнодорожного, и после снятия его с учета в прежнем муниципальном образовании.
При таких обстоятельствах каких-либо оснований для изменения даты постановки ФИО3 на учет в городском округе Балашиха не имелось.
Кроме того, как следует из ответа Управления по образованию городского округа Балашиха от 10 сентября 2015 г. № 2152 в настоящее время осуществляется организационная работа по объединению существующих очередей по г.о. Балашиха и г.о. Железнодорожный (л.д.43-44).
Однако, как указывалось выше, на дату объединения городских округов Школьной Г.В. уже не состоял на учете в городском округе Железнодорожном, а был учтен в городском округе Балашиха с даты подачи заявления именно в этом округе.
При разрешении данного дела судом также учитывалась переписка, которая велась ФИО1 с Управлением по образованию городского округа Балашиха и администрацией этого городского округа по вопросу учета ФИО3 в очереди в городском округе Железнодорожном (л.д.10-13). Из данной переписки следует, что ФИО1 узнал о неверной, с его точки зрения, дате постановке ФИО3 на учет по крайней мере, 27 января 2015 г., однако пытался разрешить данный вопрос во внесудебном порядке. В данном случае судом мог быть сделан вывод о пропуске срока на обращение в суд лишь после выяснения причин пропуска срока и признания этих причин неуважительными.
Между тем, судом было отказано в удовлетворении требований не только исходя из пропуска установленного срока, но и с учетом отсутствия оснований для учета ФИО3 в городском округе Балашиха с даты постановки его на учет в городском округе Железнодорожном.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного решения суда, которым отказано в удовлетворении требований ФИО1
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного городского суда Московской области от 10 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи