ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3223/2022 от 11.10.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Петрова С.А. № 33-3223/2022

10RS0010-01-2022-000654-72

2-275/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,

судей Гудковой Г.В., Глушенко Н.О.

при ведении протокола помощником судьи Чернявской И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23 июня 2022 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия об обязании произвести перерасчет.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

иск предъявлен по тем основаниям, что вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда РК от 31.05.2021 на ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» возложена обязанность установить истцу региональную социальную доплату к пенсии с января 2020 г. ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы» осуществило выплату региональной социальной доплаты к пенсии, размер пенсии истца за счёт региональной социальной доплаты с 01.01.2020 составил 11 836 руб. При обращении ФИО1 к ответчику с заявлением о производстве перерасчёта индексации пенсии с января 2020 г. с учётом региональной социальной доплаты к пенсии с января 2020 г., ответом от 16.03.2022 ОПФР сообщило, что с 01.01.2020 в соответствии с действующим законодательством размер пенсии истца с учётом уже произведённой индексации на 6,6 % составил 11 944,76 руб. Поскольку до настоящего времени с учётом решения суда и выплаченных социальных доплат до прожиточного минимума пенсионера в регионе соответствующая индексация пенсии истца с января 2020 г. не произведена, истец просил признать ответ ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия от 16.03.2022 незаконным, обязать ответчика произвести перерасчёт индексации пенсии с января 2020 г. с учётом решения Петрозаводского городского суда РК от 31.05.2021 и выплаченной ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» региональной социальной доплаты к пенсии с января 2020 г., и произвести соответствующие доплаты пенсии.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия».

Решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23.06.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласен истец. В апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на Постановление Правительства Республики Карелия -П от 19.12.2019 «Об утверждении Порядка установления региональной социальной доплаты к пенсии и пересмотра ее размера», указывает, что ему должна была проиндексирована пенсия на 6,6 % с 01.01.2020 с учетом доплаты и составлять 12617,18 руб.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2 опровергла доводы апелляционной жалобы. Решение суда просит оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения ФИО2, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Пенсионерам, проживающим на территории Российской Федерации, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, и у которых общая сумма материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации, устанавливается региональная социальная доплата к пенсии, определение размера которой входит в компетенцию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в данном субъекте Российской Федерации; размеры социальных доплат к пенсии пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера, при изменении (индексации) размеров денежных выплат, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций. Пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации; в случае, если субъект Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств (за исключением межбюджетных трансфертов), он вправе определять условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты, превышающий установленный настоящим федеральным законом размер региональной социальной доплаты к пенсии, и правила обращения за ней в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации. При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году (пункты 1 и 5, 8, 8.2 и 16 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О социальной государственной помощи»).

Судом установлено, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с 02.11.2018 в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 3989,18 руб., с установлением фиксированной выплаты к страховой пенсии с 02.11.2018 бессрочно в размере 4982,90 руб., с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии: в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ в размере 1494,87 руб., в соответствии с частями 1, 2 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ в размере 4982,90 руб. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет 6477,77 руб. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 02.11.2018 составляет 10 466,95 руб.

На основании распоряжения ответчика от 21.12.2018 ФИО1 произведён перерасчёт размера страховой пенсии по старости с 01.01.2019, с определением её размера 4270,66 руб., в соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ определён размер фиксированной выплаты к страховой пенсии 5334,19 руб., определён размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ 1600,26 руб. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2019 составил 6934,45 руб.

Распоряжением ответчика от 18.07.2019 ФИО1 произведён перерасчёт размера пенсии по старости с 01.08.2019 бессрочно ежемесячно в размере 11 205,11 руб., страховая пенсия 4270,66 руб., фиксированная выплата (с учётом повышений) 6934,45 руб.

Распоряжением ответчика от 19.12.2019 ФИО1 произведён перерасчёт пенсии по старости с 01.01.2020 бессрочно ежемесячно в размере 11 944,76 руб., в том числе 4552,63 - страховая пенсия, 7392,13 руб. – фиксированная выплата (с учётом повышений).

Вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31.05.2021 исковые требования ФИО1 к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» удовлетворены, на ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» возложена обязанность установить ФИО1 региональную социальную доплату к пенсии с января 2020 г.

Ответом от 24.12.2021 на заявление ФИО1 ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» сообщило, что за период с 01.01.2020 по 28.02.2021 региональная социальная доплата назначена и выплачена ФИО1 в декабре 2021 г. в размере 9247,16 руб., а также доплата к региональной социальной доплате за период с 01.03.2021 по 30.04.2021 в размере 1505,12 руб.

В соответствии с сообщением ответчика от 16.03.2022, в силу положений пунктов 6, 8 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» размер страховой пенсии в 2019 – 2024 годах корректируется с 1 января каждого года. В 2020 г. процент индексации составил 6,6 %. Социальная доплата к пенсии устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон № 178-ФЗ). Согласно ч. 8.1 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ размер социальной доплаты к пенсии при её установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 134-ФЗ) и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 – 4 ч. 2, ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ. Частью 8.2 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, что при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1, 3 ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ, в подсчёт общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учёта индексации (корректировки), произведённой в текущем году. Размер страховой пенсии по старости ФИО1 по состоянию на 31.12.2019 составил 11 205,11 руб. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 134-ФЗ утверждена величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия в целях установления социальной доплаты к пенсии на 2020 г. в размере 11 836 руб. С 01.01.2020 в соответствии с действующим законодательством размер страховой пенсии ФИО1 с учётом индексации на 6,6 % составил 11 944,76 руб.

В соответствии с ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной защите» принят Закон Республики Карелия от 09 марта 1998 года -ЗРК «О государственной социальной помощи». На основании статьи 9 ЗРК -ЗРК Правительством Республики Карелия утвержден Порядок установления региональной социальной доплаты к пенсии и пересмотра её размера. Данным порядком установлено: какой категории граждан-пенсионеров производится региональная социальная доплата к пенсии, основания назначения и пересмотра её размера. В соответствии с п.5 Порядка региональная социальная доплата к пенсии устанавливается на срок, на который установлена соответствующая пенсия, и выплачивается ежемесячно. Размер региональной социальной доплаты к пенсии при её установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.3 ст.4 ФЗ от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в ч.ч. 2 и 3 ст. 12.1 ФЗ № 178-ФЗ.

Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, определив характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает индексацию региональной социальной доплаты.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, и полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки. Каких-либо доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, жалоба не содержит.

Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23 июня 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи