ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3226/2015 от 13.08.2015 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Князев С.А. Дело № 33-3226/2015

13 августа 2015 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,

судей Бакиной Е.Н., Маркина В.И.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения <данные изъяты> на решение Подосиновского районного суда Кировской области от 02 июня 2015 года по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> к ФИО1 о взыскании суммы, уплаченной в качестве субсидии на техническое и технологическое перевооружение, которым в удовлетворении иска отказано;

заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,

У С Т А Н О В И Л А:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании субсидии на техническое и технологическое перевооружение, указав, что <дата> между главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 и Министерством сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> заключено соглашение о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства на <дата>г. Условием предоставления субсидии на техническое и технологическое перевооружение являлось обязательство крестьянского (фермерского) хозяйства использовать машины и оборудование в течение четырех лет с момента получения субсидии. Согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> от <дата> «О предоставлении субсидий на техническое и технологическое перевооружение» ФИО1 была перечислена субсидия в размере <данные изъяты><дата> ГУ РК <данные изъяты> была проведена проверка соблюдения крестьянским (фермерским) хозяйством ФИО1 целей и условий исполнения предоставленной субсидии. В результате проверки выявлено, что ФИО1 прекратил свою деятельность. Пресс-подборщик <данные изъяты> находится в личном подсобном хозяйстве в <адрес>. Таким образом, проверкой выявлено нарушение ФИО1 условия предоставления субсидии - неиспользование пресса-подборщика <данные изъяты> в течение четырех лет с момента получения субсидии. Просил взыскать с ФИО1 в республиканский бюджет <данные изъяты> субсидию на техническое и технологическое перевооружение в размере <данные изъяты>

Решением Подосиновского районного суда Кировской области 02 июня 2015 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе на решение суда Государственное бюджетное учреждение <данные изъяты> указывает на его незаконность и необоснованность, неправильное определение обстоятельств по делу. В частности, ссылается на то, что ликвидация крестьянского (фермерского) хозяйства повлекла нарушение гарантийных обязательств, а именно невозможность использовать пресс-подборщик <данные изъяты> в течение не менее четырех лет с момента получения субсидии, однако данное обстоятельство судом не учтено. Кроме того основанием возникновения гарантийного обязательства от <дата> является предоставление субсидии, следовательно обязательства, возникшие из соглашения от <дата> и гарантийное обязательство от <дата> по своей правовой природе различны. В связи с чем, вывод суда о невозможности взыскания субсидии при нарушении получателем условий ее предоставления в связи с истечением срока действия соглашения от <дата> не основан на нормах права. Просит решение суда отменить и принять новое решение.

Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения заседания, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителя.

ФИО1 просил решение оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики сельскохозяйственным товаропроизводителям могут выделяться бюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В пункте 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

По правилам пункта 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Республики Коми от 21.12.2007 № 128-РЗ «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми» к субъектам получения государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми отнесены, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона государственная поддержка в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2010 № 502 «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2011 году» утвержден Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных в 2011 году на долгосрочную республиканскую целевую программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010 - 2012 годы)», согласно приложению № 2.

В соответствии с подп. 13 п. 1 раздела 2 Порядка от 30.12.2010 № 502 средства республиканского бюджета Республики Коми на мероприятия подпрограммы «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и обеспечение финансовой устойчивости сельского хозяйства» направляются на субсидии на техническое и технологическое перевооружение.

Подп. 12 пункта 1 Приложения № 1 к Приказу от 17.02.2011 № 26 предусмотрено, что для получения субсидий на техническое и технологическое перевооружение предоставляются гарантийные обязательства на использование машин и оборудования на срок не менее четырех лет с момента получения субсидий и на возврат полученных субсидий в республиканский бюджет Республики Коми в случае отчуждения машин и оборудования до истечения указанного в обязательстве срока за исключением случаев отчуждения машин и оборудования в связи с ликвидацией, реорганизацией, внесением в уставный капитал юридическим лицам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые соответствуют условиям предоставления субсидий на техническое и технологическое перевооружение, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2010 № 502 «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2011 году» и которые предоставили гарантийные обязательства, предусмотренные указанным пунктом, по форме, согласно приложению 3 к данному Перечню. Гарантийные обязательства предоставляются на каждую единицу машины или оборудования (комплекта оборудования).

В соответствии с п. 12 Правил финансирования из республиканского бюджета Республики Коми на 2011 год расходов, предусмотренных на государственную поддержку сельского хозяйства, рыболовное хозяйство, мероприятия по землеустройству и землепользованию в Республике Коми, долгосрочную республиканскую целевую программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010 - 2012 годы)» и долгосрочную республиканскую целевую программу «Развитие оленеводства в Республике Коми (2011 - 2014 годы)», утверждённых постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2010 № 502 «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2011 году» согласно приложению № 4, порядок возврата сумм нецелевого использования средств, а также возврата субсидий в случае установления фактов нарушения условий их предоставления, выявленных в результате проверок, проводимых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми или его территориальными органами и иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, устанавливается соглашениями о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства, заключенными между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и юридическими лицами, крестьянскими (Фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями - получателями государственной поддержки.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в <дата>. ответчик ФИО1 являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного в <адрес>

<дата> Министерство сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> и глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключили Соглашение о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства на 2011-2012 гг. Предметом соглашения является взаимодействие сторон, направленное на реализацию на территории <данные изъяты> Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., целевых республиканских, региональных, ведомственных программ и мероприятий в сфере развития сельского хозяйства, рыболовного хозяйства, мероприятий по землеустройству и землепользованию».

В соответствии с этим соглашением Министерство сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> приняло на себя обязанность предоставить ФИО1, как главе крестьянского (фермерского) хозяйства субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства, а крестьянское хозяйство ФИО1 обязалось обеспечить выполнение основных показателей хозяйственной деятельности на 2011 и последующие до 2012 годы.

Пунктом 4.2 Соглашения установлено, что в случае нецелевого использования средств бюджета и установления фактов нарушения условий их предоставления производится возврат бюджетных средств.

<дата> ФИО1 обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми за предоставлением субсидии на техническое и технологическое перевооружение (на приобретение в 2011 г. пресса-подборщика <данные изъяты>

Указанный пресс-подборщик ФИО1 приобрел по договору купли-продажи <дата> в ООО <данные изъяты> за <данные изъяты>

ФИО1 представил истцу полный перечень документов, предоставляемых для получения государственной поддержки в виде субсидии. В том числе ФИО1 передал Гарантийное обязательство, которым принял на себя обязательство использовать пресс-подборщик <данные изъяты> в течение 4 лет с момента получения субсидии на техническое и технологическое перевооружение, а в случае отчуждения указанного оборудования обязался в течение 30 дней возвратить в республиканский бюджет денежные средства, полученные в качестве субсидии.

Согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> от <дата> «О предоставлении субсидий на техническое и технологическое перевооружение» ФИО1 была предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> Указанная сумма перечислена ответчику по платежному поручению от <дата>

<дата> ФИО1 прекратил свою деятельность, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно акту проверки, составленной Центром государственной поддержки агропромышленного комплекса и рыбного хозяйства <данные изъяты> от <дата> г., приобретенный ФИО1 в 2011 г. пресс-подборщик находится в его личном подсобном хозяйстве в <адрес>, при этом технически исправен, в залоге не находится, не передан и не продан другим лицам.

Рассматривая спор по существу и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из текста Гарантийного обязательства ФИО1 от <дата> г., в соответствии с которым, основанием для возврата полученной субсидии может являться лишь факт отчуждения оборудования (пресса-подборщика <данные изъяты>), однако факт отчуждения не подтвержден. Наоборот, представленной суду и приобщенной к материалам дела справкой администрации сельского поселения «Коровий Ручей» подтверждается факт нахождения спорного имущества на хранении у ответчика. В Гарантийном обязательстве нет указания о последствиях в виде возврата субсидии, в случае нецелевого использования приобретенного оборудования. Соглашение и его условия применяются и распространяют свое действие на правоотношения сторон, возникшие с <дата>, и действуют до <дата>. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства были нарушены обязательства по использованию машины и оборудования в течение четырех лет с момента получения субсидии необоснован и не влечет отмену законного решения. Указанный довод был рассмотрен судом первой инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии с п.1 ст.328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

При этом, в соответствии с положениями п.5 ст.329 ГПК РФ, определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Оставить решение Подосиновского районного суда Кировской области от 02 июня 2015 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: