Судья Дудка А.Д. Дело № 33- 3226 / 2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2017 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Данилова А.В., Беспаловой В.В.,
при секретаре Кузнецовой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделу опеки и попечительства администрации Березовского района, администрации городского поселения Игрим о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Березовского районного суда от 12 января 2017 года, которым в удовлетворении искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском к Управлению опеки и попечительства администрации Березовского района, ссылаясь на то, что он имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО2 лишена в отношении него родительских прав. Распоряжением администрации Игримской Территории МО Березовский район от 21 января 2003 года № 9 его опекуном назначена ФИО3 До установления опекунства, он проживал по адресу: (адрес), как член семьи нанимателя (матери) на условиях договора социального найма. Указанное жилье было закреплено за ним. Распоряжением администрации городского поселения Игрим от 28 августа 2006 года № 1205-р, указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания. В порядке п.2 ч.1 ст.57 ЖК РФ, всем пользователям жилого помещения по адресу: (адрес), в том числе ему и лишенной в отношении него матери, предоставлено другое жилое помещение на условиях социального найма по адресу: пгт. Игрим, (адрес), на основании распоряжения администрации пгт. Игрим от (дата)(номер)/а. Таким образом, за ним фактически стало закреплено указанное жилье, площадью 54,3 кв.м., которым пользуются на условиях социального найма 5 человек. Регистрацию в новом жилом помещении он не имел, поскольку проживал с опекуном. Другого жилого помещения, которым он может пользоваться на законных основаниях, не имеет. В муниципальном образовании Березовский район ХМАО-Югры установлена учетная норма жилой площади 12 кв.м, на одного человека. Исходя из площади жилого помещения по адресу (адрес) (54,3 кв.м.), он обеспечен жилым помещением площадью 10,86 кв.м., что менее учетной нормы. С учетом изложенного, в соответствии со ст.ст.2, 3, 5, 8 Закона ХМАО-Югры «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» просил возложить на Управление опеки и попечительства администрации Березовского района ХМАО-Югры обязанность включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; возложить на Управление опеки и попечительства Администрации Березовского района ХМАО-Югры обязанность предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Определением суда от 20.12.2016 г. ненадлежащий ответчик Управление опеки и попечительства администрации Березовского района заменен надлежащим ответчиком Отделом опеки и попечительства администрации Березовского района.
Впоследствии определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского поселения Игрим.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 просил возложить на Отдел опеки и попечительства администрации Березовского района обязанность включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; возложить на администрацию городского поселения Игрим обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда как лицу, оставшемуся без попечения родителей, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель Отдела опеки и попечительства администрации Березовского района ФИО5, пояснила, что Отдел опеки и попечительства администрации Березовского района считает исковые требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Полагал, что указанное требование заявлено к ненадлежащему ответчику. В удовлетворении иска просила отказать в полном объеме.
В судебное заседание глава администрации г.п. Игрим Затирка А.В. представил отзыв на иск, в котором указал, что жилой 16-ти квартирный дом по (адрес) снесен в 2014 году. В (адрес), по договору социального найма, были зарегистрированы: ФИО2, ФИО6, ФИО1, ФИО8, ФИО9 За квартиру никто из нанимателей коммунальные платежи не оплачивал на протяжении многих лет. На основании ЖК РФ, при сносе дома, всем нанимателям, взамен квартиры по (адрес) общей площадью 53,5 кв.м, было предложено равнозначное по площади, пригодное для проживания жилое помещение по (адрес) общей площадью 54,3 кв.м., по договору социального найма. Однако, учитывая спорные отношения между нанимателями и невозможностью договориться, договор социального найма на квартиру по (адрес) должным образом не был заключен, а именно: не подписан всеми нанимателями. Фактически, до сноса, в квартире по (адрес)5 проживала ФИО2 с малолетней дочерью Викторией, коммунальные услуги не оплачивались, она была переселена в квартиру по (адрес) по временному договору от (дата) с условием погашения долгов. ФИО8 заключила договор на (адрес)2 и оформила регистрацию по данному адресу. ФИО6, ФИО1 с вопросом оформления договора социального найма в администрацию поселения не обращались, опекун ФИО3 не заинтересована в его переселении по новому адресу. После предупреждения о необходимости погашения задолженности по коммунальным услугам, ФИО2 приобрела жилье по (адрес), где постоянно зарегистрировалась вместе с дочерью Викторией, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Таким образом, в целях исполнения жилищного законодательства (ст.89 ЖК РФ) по переселению из сносимого жилья, администрацией поселения семье Гетьман из 5-ти человек предоставлено равнозначное по площади жилое помещение по (адрес), без требований к норме площади предоставляемого жилого помещения, т.к. ФИО2, ФИО6, ФИО1, ФИО7, ФИО9 не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации городского поселения Игрим. В настоящее время квартира стоит пустая, с единственной прописанной в квартире ФИО7, которая не проживает и не оплачивает коммунальные услуги, долг составляет более 148 тысяч рублей. ФИО1 регистрацию по (адрес) не оформляет и с (адрес) не выписывается. ФИО6 в Игриме не проживает и с Н. Кухаря (адрес) также не выписывается. В администрацию поселения неоднократно поступали запросы от Управления опеки и попечительства администрации (адрес) по данному жилищному вопросу, и администрация поселения просила Управление опеки оказать содействие в решении вопроса переселения ФИО1 и снятия с регистрационного учета по (адрес). Просил рассмотреть иск без участия представителя и вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В порядке п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, всем пользователям жилого помещения по адресу: пгт. Игрим, (адрес), в том числе истцу и лишенной в отношении него родительских прав матери, предоставлено другое жилое помещение, равнозначное по площади, на условиях социального найма - квартира по адресу: пгт. Игрим, (адрес), на основании распоряжения администрации пгт. Игрим от (дата)(номер)/а. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Указанным выше решением органа местного самоуправления жилое помещение предоставлено для проживания пятерым человек. Отсутствие регистрации кого-либо из указанных лиц в предоставленном жилом помещении или фактическое проживание их в ином месте никаким образом положение истца относительно обеспеченности жилым помещением не улучшает, у него по-прежнему отсутствует жилое помещение площадью более учетной нормы, установленной в муниципальном образовании (54,3 кв.м./5 человек = 10,86 < 12 кв.м.). Все лица, вне зависимости от их проживания в предоставленном жилом помещении по договору социального найма, будут иметь право на его приватизацию. При таких обстоятельствах сложится ситуация, когда судом отказано в иске по причине неиспользования жилого помещения или отсутствия регистрации в нем кого-либо, но, вместе с тем, при приватизации жилого помещения в ней будут участвовать все лица, которым жилое помещение предоставлено. Обращает внимание также на то, что судом не учтено, что основанием иска является обеспеченность истца жилым помещением менее учетной нормы, установленной в муниципальном образовании, поскольку жилое помещение по ул. Культурная предоставлено на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, то есть исходя из принципа равнозначности, а не исходя из нормы предоставления, обеспеченность жилым помещением истца оставалась неизменной, как до совершеннолетия, во время совершеннолетия, так и в настоящий момент. Исходя из изложенного, полагает, что факт предоставления истцу жилого помещения по ул. Культурная не влияет на вопрос об обеспеченности его жилым помещением выше учетной нормы. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что факт невозможности проживания истца в жилом помещении подлежит установлению на дату его совершеннолетия. Однако в силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Поскольку истец в настоящее время не достиг возраста 23 лет, и не обеспечен надлежащим образом жилым помещением, факт невозможности его проживания в жилом помещении подлежит установлению на настоящее время. Попечитель истца - ФИО3 обращалась в орган опеки в целях предоставления ФИО1 жилого помещения, однако приказом № 90-р от 03.03.2015 года управления опеки и попечительства администрации Березовского района отказано во включении истца в Список по причине его обеспеченности жилым помещением. Таким образом, формальные процедуры, связанные с предоставлением жилого помещения, истцом соблюдены. Несмотря на очевидность изложенных обстоятельств в пользу истца, факт невозможности проживания в жилом помещении органом опеки не установлен, истец в Список не включен. Восстановить жилищные права истца, кроме как в судебном порядке, невозможно.
В возражении на апелляционную жалобу Отдел опеки и попечительства администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что судом вынесено обоснованное и законное решение об отказе в удовлетворении требований истца. Кроме того, указывает на то, что поскольку Отдел опеки и попечительства не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, следовательно, не является надлежащим ответчиком по делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из дела, предметом спора является право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на включение в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N года 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон) жилые помещения предоставляются лицам указанной категории, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений. Лица указанной категории, являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений имеют право на обеспечение жилым помещением в рамках приведенных норм в случае, если их проживание в указанных жилых помещениях признается невозможным.
Сторона истца, ссылается на то, что до опекунства ФИО1 проживал по адресу: пгт. Игрим, (адрес), как член семьи нанимателя (матери) на условиях договора социального найма, указанное жилье было закреплено за ним. Распоряжением администрации городского поселения Игрим от 28 августа 2006 года № 1205-р, указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания. В порядке п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, всем пользователям данного жилого помещения, в том числе ему и лишенной в отношении его родительских прав матери, предоставлено другое жилое помещение на условиях социального найма – квартира по адресу: (адрес), на основании распоряжения администрации пгт. Игрим от 27.01.2015 года (номер). Таким образом, за ним фактически стало закреплено указанное жилье, площадью 54.3 кв.м., которым пользуются на условиях социального найма пять человек, которые имеют самостоятельное право пользования данной квартирой.
В соответствии со статьей 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 года N 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным пунктом 2 настоящей статьи, органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством автономного округа, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по месту жительства или месту пребывания на территории автономного округа.
Жилые помещения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам в случаях: 1) получения ими ранее иной государственной поддержки (в том числе в форме субсидий), связанной с бесплатным предоставлением жилых помещений или соответствующего денежного возмещения; 2) намеренного ухудшения своих жилищных условий в результате действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан при наличии одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц; жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.01.2013 года N 21-п.
В соответствии с пунктом 8.2. названного Порядка факт невозможности проживания в жилом помещении устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дату обращения в уполномоченный орган с заявлением, а лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных лиц - на дату их совершеннолетия.
Как следует из решения, суд исходил из того, что факт невозможности проживания ФИО1 в занимаемом им жилом помещении подлежал установлению на 23 января 2015 года (дата его совершеннолетия).
Как следует из материалов дела, на указанную дату занимаемое ФИО1 жилое помещение по адресу (адрес), площадью 53,5 кв.м, было признано непригодным для проживания.
Распоряжением администрации городского поселения (адрес) от (дата)(номер)/а ФИО1 на состав семьи 5 человек (ФИО6, ФИО8, ФИО1, ФИО2, ФИО9), предоставлено равнозначное по площади, пригодное для проживания жилое помещение, расположенное по адресу (адрес) ХМАО-Югры, общей площадью 54,3 кв.м., на условиях договора социального найма.
Впоследствии на основании заявления опекуна ФИО3 установлен факт невозможности проживания ФИО1 в данном жилом помещении, однако отказано во включении ФИО1 в Список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории (адрес), в связи с обеспеченностью ФИО1 жилым помещением, расположенным по адресу (адрес) ХМАО-Югры на условиях договора социального найма.
Учитывая размер учетной нормы жилой площади в Городском поселении (адрес) ХМАО-Югры, исходя из площади жилого помещения по адресу (адрес) (54,3 кв.м.), обеспеченность ФИО1 жилым помещением на момент его предоставления составляла менее учетной нормы.
Вместе с тем, суд указал на то, что на момент рассмотрения дела в суде установлено, и не отрицается стороной истца, что договор социального найма жилого помещения по указанному адресу заключила ФИО7 и оформила регистрацию по данному адресу. ФИО6 ни по адресу: (адрес), ни по адресу: (адрес) не проживала, с вопросом оформления договора социального найма в администрацию поселения не обращалась. ФИО2 приобрела жилье по адресу (адрес), где постоянно зарегистрировалась вместе с дочерью ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время квартира стоит пустая, с единственной прописанной в квартире ФИО7 ФИО1 до настоящего времени значится зарегистрированным по адресу (адрес).
Таким образом, суд пришел к выводу, что в настоящее время общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении по адресу (адрес), составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в Городском поселении Игрим Березовского района ХМАО- Югры.
При этом, суд обоснованно указал на то, что процедура включения граждан в Список предусматривает обязательное соблюдение требований статьи 5 Закона ХМАО - Югры от 09.06.2009 года N 86-оз и постановления Правительства ХМАО - Югры от 25.01.2013 года N 21-п, где при принятии решения о включении в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязательно проведение проверки сведений, содержащихся в документах на предмет наличия у истца права на обеспечение жилым помещением, в том числе получение сведений: о наличии (отсутствии) у лица жилых помещений на праве собственности, наличие (отсутствие) права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о получении (не получении) государственной поддержки (в том числе в форме субсидий), связанной с бесплатным предоставлением жилых помещений или соответствующего денежного возмещения и т.д.
На момент рассмотрения иска, ФИО1 не представлены доказательства наличия у него права на обеспечение жилым помещением (отсутствие жилья в собственности, неполучения государственной поддержки (в том числе в форме субсидий), связанной с бесплатным предоставлением жилых помещений или соответствующего денежного возмещения и т.п.).
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что оснований для возложения на Отдел опеки и попечительства администрации Березовского района обязанности включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, возложении на администрацию городского поселения Игрим обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда как лицу, оставшемуся без попечения родителей не имеется, заявленные ФИО1 исковые требования не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия считает данный вывод правильным.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, получившими в решении правовую оценку, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Березовского районного суда от 12 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи: Данилов А.В.
Беспалова В.В.