ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3227/18 от 01.10.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Тихонов Е.Д. Дело № 33-3227/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 01 октября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Холмогорова И.К., Кычкиной Н.А., при секретаре Васильевой Л.Э. рассмотрев в открытом судебном заседании

апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) на решение Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2018 года, которым по делу по иску ФИО1 к отделу опеки и попечительства администрации муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) об установлении статуса лица, оставшегося без попечения родителей, и постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением,

постановлено:

Исковое заявление ФИО1 к отделу опеки и попечительства администрации муниципального района ««Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) об установлении статуса лица, оставшегося без попечения родителей, и постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением – удовлетворить.

Признать ФИО1, _______ года рождения, уроженку .........., относящуюся в категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Признать за ФИО1 право на включение в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Заслушав доклад судьи Кычкиной Н.А., пояснения истца ФИО1, представителя Министерства труда и социального развития РС(Я) ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к отделу опеки и попечительства администрации муниципального района ««Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), просит признать ее оставшейся без попечения родителей, включить в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением. В обоснование иска указано, что ФИО1 родилась _______ года в ........... Мать Е. умерла _______ года, отец Б. умер _______ года. После смерти родителей на основании постановления № ... от _______ года над истцом оформлена опека Г. и С. В 1997 году вместе с опекунами обращались в отдел опеки и попечительства администрации Вилюйского района РС(Я) с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. _______ г. освободилась из мест лишения свободы. После освобождения обратилась в отдел опеки и попечительства администрации Вилюйского района РС(Я), где ей отказали в постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением в связи с тем, что она ранее не состояла на учете.

В судебном заседании ФИО1 иск поддержала, пояснила, что является сиротой, родители умерли в _______ году, в _______ году действительно обращалась с опекунами в администрацию, как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением, в данное время не имеет постоянного места жительства, проживает у знакомых.

Представитель отдела опеки и попечительства администрации муниципального района ««Вилюйский улус (район)» РС(Я) в судебном заседании иск признала, подтвердила, что ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей, и имеет право на включение в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель Министерства труда и социального развития РС(Я) ФИО2 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, считает, что судом при принятии решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно истолкованы нормы материального права. Указывает, что в соответствии с Указом Главы РС(Я) от 09 марта 2016 года № 972 функции Министерства образования РС(Я) в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами на территории РС(Я) переданы Министерству труда и социального развития РС(Я), администрация МР «Вилюйский улус (район) РС(Я) полномочиями по включению в единый республиканский реестр не обладает. Также указывает, что о наличии обстоятельств, объективно препятствующих реализовать свои жилищные права истец не сообщила, соответствующие доказательства не предоставлены. Просит решение отменить полностью, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2018 г. принято решение о переходе к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции, в связи нарушением судом первой инстанции п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ, а именно в связи с тем, что Министерство труда и социального развития РС(Я) к участию в деле не было привлечено, при рассмотрении дела не участвовало.

В суд апелляционной инстанции представитель отдела опеки и попечительства Администрации МО «Город Вилюйск» не явился, о дате времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения истца ФИО1, представителя Министерства труда и социального развития РС(Я) ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч.5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч.4 ст. 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Как следует из материалов дела, вопрос о признании за ФИО1 права на включение в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, был судом первой инстанции разрешен без привлечения к участию в деле Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия). В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 09 марта 2016 года № 972 «О совершенствовании структуры исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» функции Министерства образования Республики Саха (Якутия) в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами на территории Республики Саха (Якутия) переданы Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

Таким образом, решение Вилюйского районного суда РС(Я) от 10 января 2018 года подлежит безусловной отмене, а дело должно быть пересмотрено по правилам в суде первой инстанции, о чем судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РС(Я) 12 сентября 2018 года вынесено определение.

В ходе рассмотрения дела судебной коллегией по правилам производства в суде первой инстанции в качестве ответчика привлечено Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).В суде апелляционной инстанции ФИО1 заявила исковые требования к Министерству труда и социального развития РС(Я) о признании ее оставшейся без попечения родителей и нуждающихся в обеспечении жилым помещением, а также признании права на включение в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия), защиты и реализации их жилищных прав в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" до 07.01.2013 определялся Законом Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 225-З N 457-III (ред. от 29.03.2012, с изм. от 04.09.2012) "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) (новая редакция)", далее Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV (ред. от 15.06.2016) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является сиротой. Мать Е. умерла _______ года, отец Б. умер _______ года. После смерти родителей на основании постановления № ... от _______ года над истицей оформлена опека Г. и С.

В силу п.9 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на предоставление жилого помещения у достигшего 23-летнего возраста ребенка, относящегося к числу лиц, перечисленных в названном законе, сохраняется в том случае, если до достижения возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью.

Из письменного отзыва отдела опеки и попечительства Администрации МР «Вилюйский улус (район)» РС(Я) следует, что в архивных документах отдела опеки и попечительства администрации МП «Вилюйский улус (район)» ФИО1 числилась в списке лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18 лет до 23 лет, нуждающихся в жилье по состоянию на январь месяц 2008 года.

Из представленного Министерством труда и социального развития РС(Я) в суд апелляционной инстанции списка несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье по состоянию на 20 марта 2006 г. так же следует, что истец ФИО1 состоит в списке нуждающихся.

Истица в _______ году окончила .......... СОШ № ..., до совершеннолетия получала пенсию по потере кормильца. Со слов ФИО1, в 1997 году вместе с опекунами обращались в отдел опеки и попечительства администрации Вилюйского района с целью постановки на учет нуждающейся в обеспечении жилым помещением.

Согласно уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Саха (Якутия) от 14 ноября 2017 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах ФИО1 на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества.

С _______ г. по _______ г. истица отбывала наказание в местах лишения свободы.

Из положений закона следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только при условии, если они поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.

Из материалов дела следует, что ФИО1 числилась в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье. Таким образом, ФИО1 как ребенок-сирота первично была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения ею 23-летнего возраста.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства.

В этой связи, учитывая наличие у истца нереализованного права на предоставление жилья, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2018 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.

Признать за ФИО1, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в обеспечении жилым помещением, право на включение в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.Н. Бережнова

Судьи И.К. Холмогоров

Н.А. Кычкина