Дело № 33-3228/2017
Апелляционное определение
г. Тюмень |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: | ФИО1, |
судей: | Ситниковой Л.П., ФИО2, |
при секретаре: | ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», Главного управления строительства Тюменской области на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 20 февраля 2017 года, которым постановлено:
«Иск ФИО4 к. удовлетворить.
Признать за ФИО4 к. право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии со ст. З, 4 Закона Тюменской области от 3.08.1999 г. № 128 « О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета» в размере <.......> рублей с <.......>.
Обязать Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» принять решение о предоставлении социальной выплаты ФИО4 к..
Обязать Главное управление строительства Тюменской области после получения решения Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» перечислить на счет ФИО4 <.......> социальную выплату в размере <.......> рублей».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П., объяснения представителя Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» ФИО5 и представителя Главного Управления строительства Тюменской области ФИО6, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения против доводов апелляционных жалоб представителя истца ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Главному управлению строительства Тюменской области, Государственному автономному учреждению Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» (далее – ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки») о признании права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья в размере <.......> руб. с <.......>, возложении обязанности выплатить субсидию.
Требования мотивированы тем, что в связи с наличием трудового стажа в бюджетной сфере более 10 лет, на основании приказа Департамента здравоохранения Тюменской области от <.......> № <.......> ФИО4 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере <.......> руб. <.......> истец обратилась в ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» с целью получения займа на приобретение жилого помещения с учетом члена ее семьи - несовершеннолетней дочери И.Л.А., но <.......> ей было отказано в предоставлении социальной выплаты и займа. Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 16 июня 2016 г. на Главное управление строительства Тюменской области возложена обязанность выдать ФИО4 к. займ в размере <.......> руб. для приобретения готового жилого помещения. <.......> истец повторно обратилась в Главное управление строительства Тюменской области и ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» с заявление о выдаче субсидии в размере <.......> руб., однако ей в этом было отказано по причине отсутствия в решении суда требования о выдаче субсидии и истечения срока действия свидетельства о предоставлении субсидии. По мнению истца, правомерность ее требований на получение социальной выплаты и займа не подлежит доказыванию, поскольку решением суда от <.......>, вступившим в законную силу, решение Главного управления строительства Тюменской области признано незаконным в полном объеме, в том числе в части отказа в предоставлении субсидии в размере <.......> руб. Кроме того, право истца на получение субсидии предусмотрено Законом Тюменской области от 3.08.1999 № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета».
В ходе разбирательства дела, истец уточнила исковые требования, просила признать право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья в размере <.......> руб. с <.......>, обязать ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» принять решение о предоставлении социальной выплаты, подготовить и направить истцу письменное уведомление о принятом решении, направить копию решения в Главное управление строительства Тюменской области, обязать Главное Управление строительства Тюменской области перечислить социальную выплату в течение трех дней с момента получения решения ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки».
Истец ФИО4к. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена, её представитель ФИО7 поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Главного управления строительства Тюменской области ФИО6 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, полагала, что истец не может быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Представитель ответчика ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» ФИО5 исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны ответчики ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки», Главное управление строительства Тюменской области.
В апелляционной жалобе представитель ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» ФИО5 просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции не было принято во внимание то, что ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» не было привлечено к участию в деле, по результатам рассмотрения которого было принято решение Центрального районного суда г. Тюмени от 16 июня 2016г., поэтому обстоятельства и факты, установленные в ходе его рассмотрения не имеют преюдициального значения для данного ответчика.
Ссылается на то, что требование ФИО4 к. о признании права на получение социальной выплаты не подлежит удовлетворению, так как приказом Главного управления строительства Тюменской области от <.......> № <.......> ФИО4 к. было отказано в предоставлении социальной выплаты и займа на приобретение жилого помещения, в связи с наличием оснований для снятия её с учета нуждающихся в жилых помещениях по причине того, что ФИО4к. является членом семьи бывшего мужа И.А.П., которому принадлежит жилое помещение площадью <.......> кв.м., соответственно, истец обеспечена жилой площадью выше учетной нормы.
На момент обращения истца в ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки», Положением о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 09.03.2011 № 60-п (в ред. от 2015 г.) было установлено, что принятие решений о предоставлении или об отказе в предоставлении социальных выплат, а также вопросы перечисления средств социальных выплат отнесены к компетенции Главного управления строительства Тюменской области, в связи с чем, по мнению представителя ответчика, ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Считает, что удовлетворение исковых требований повлечет грубое нарушение норм, установленных Положением о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 09.03.2011 № 60-п (в действующей редакции), в частности указанное Положение предусматривает обязательное наличие действующего свидетельства о предоставлении социальной выплаты, тогда как срок выданного ФИО4 к. свидетельства истек.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления строительства Тюменской области ФИО6 просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что ФИО4к. и И.Л.А. являются членами семьи И.А.П., которому на праве собственности принадлежит жилое помещение площадью <.......> кв.м., соответственно, ФИО4к. и И.Л.А. обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы, кроме того, ФИО4к. в настоящее время не состоит в списке работников учреждения на предоставление социальной выплаты, в связи с чем ФИО4к. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья у неё отсутствует.
Считает, что суд в нарушение, установленного Положением о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 09.03.2011 № 60-п прядка предоставления социальной выплаты обязал Главное управление строительства Тюменской области перечислить социальную выплату.
Отмечает, что судом в нарушение ч.4 ст. 13, ч. 2 и ч.3 ст. 61, ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не исследовались доказательства нуждаемости ФИО4 к. в жилом помещении.
Остальные доводы жалобы сводятся к тому, что решение Центрального районного суда г. Тюмени от 16 июня 2016 г. не имеет преюдициального значения для ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки».
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась ФИО4к., извещена надлежаще. Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.
Изучив обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с Законом Тюменской области от 03.08.1999 № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета» право на получение безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья имеют постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в Тюменской области не менее 5 лет граждане Российской Федерации, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления и в организациях.
Первоочередное право на предоставление им безвозмездной субсидии имеют, в том числе работники бюджетной сферы, при общем стаже работы в этой сфере более 15 лет (ст. 3).
Сформированные организациями списки получателей субсидии в порядке и в срок, установленные Правительством Тюменской области, представляются в орган исполнительной власти Тюменской области, реализующий государственную политику в соответствующей сфере, для формирования списков получателей субсидий в соответствующей сфере. Ответственность за соответствие получателя субсидии, включенного в списки получателей субсидии, критериям, установленным абзацами первым, пятым - седьмым, девятым - одиннадцатым части 1 настоящей статьи, несет руководитель организации, работникам которой предоставляются субсидии (п. 10 ст. 4.2).
Субсидия предоставляется при отсутствии оснований для снятия получателя субсидии с учета нуждающихся в жилых помещениях (ст. 4.2).
Право получателя субсидии на получение субсидии удостоверяется свидетельством о предоставлении субсидии, выдаваемым в соответствии с порядком предоставления субсидий, установленным Правительством Тюменской области. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты его выдачи (п. 11.1 ст. 4.2).
Также Закон Тюменской области от 03.08.1999 № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета» предусматривает право работников бюджетной сферы, получивших свидетельства о предоставлении субсидии в порядке, установленном статьей 4.2 настоящего Закона, на получение займа.
Граждане, получившие субсидию на строительство (приобретение) жилья, а также граждане получившие заем на приобретение (строительство) жилья, снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, ФИО4к. в <.......> была включена в список сотрудников Тюменской центральной больницы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена органом исполнительной власти Тюменской области, реализующим государственную политику в соответствующей сфере, в список получателей субсидий в соответствующей сфере.
На основании приказа Департамента здравоохранения Тюменской области от <.......> № <.......> ФИО4 выдано свидетельство № <.......> о предоставлении социальной выплаты в размере <.......> руб., которое удостоверяет её право на получение субсидии.
Положением о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 09.03.2011 N 60-п предусмотрены случаи аннулирования свидетельств о предоставлении социальной выплаты:
- в случае если гражданин не реализовал право на получение социальной выплаты в течение срока действия свидетельства - свидетельство аннулируется автоматически со дня, следующего за днем истечения 12 месяцев со дня его выдачи;
- в случае если гражданин отказался от права на получение социальной выплаты - свидетельство аннулируется со дня его возврата в уполномоченную организацию, выдавшую свидетельство, вместе с соответствующим заявлением гражданина;
- в случае принятия решения об отказе в предоставлении социальной выплаты либо социальной выплаты и займа.
<.......> Главным управлением строительства Тюменской области ФИО4 к. отказано в предоставлении социальной выплаты и займа на приобретение жилого помещения.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 15 июня 2016 г. постановлено:
«Исковые требования ФИО4 <.......> к Главному управлению строительства Тюменской области об обжаловании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты и займа на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным решение Главного управления строительства Тюменской области от 09 декабря 2015 года об отказе ФИО4 к. в предоставлении социальной выплаты и займа на приобретение жилого помещения.
Обязать Главное управление строительства Тюменской области выдать ФИО4 к. займ в размере <.......> руб., <.......> коп. (<.......>) для приобретения готового жилого помещения».
Согласно ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.
Как установлено ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, решением Центрального районного суда г. Тюмени от 15 июня 2016 г., вступившим в законную силу, решение Главного управления строительства Тюменской области от 09 декабря 2015 года об отказе ФИО4 к. в предоставлении социальной выплаты и займа на приобретение жилого помещения признано незаконным, при этом свидетельство о предоставлении социальной выплаты не аннулировано, доказательств обратного не представлено, в связи с чем у Центрального районного суда г. Тюмени не имелось оснований для возложения обязанности предоставить субсидию. Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 июня 2016 г. вступило в законную силу, является обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного, при обращении ФИО4 к. <.......> в Главное управление строительства Тюменской области и ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» с требованием о выдаче займа в размере <.......> руб. и субсидии в размере <.......> руб. по заявлению от <.......>, заявление считается поданным в день первоначального обращения, в связи с чем отклоняются доводы жалобы о том, что срок действия свидетельства о предоставлении социальной выплаты на дату повторного обращения <.......> истек. Отказ по тем же мотивам (обеспеченность истца жилой площадью больше учетной нормы), является незаконным. При этом, именно на органе, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями лежит обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца или препятствия к их осуществлению.
Ссылки в жалобе на то, что ФИО4к. в настоящее время не состоит в списке работников учреждения на предоставление социальной выплаты, в связи с чем ФИО4к. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья у неё отсутствует, основаны на неправильном применении норм материального права, ФИО4к. была исключена из указанного списка, после получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты, которое не было аннулировано.
Доводы жалобы о том, что ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» является ненадлежащим ответчиком по данному делу, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, изложенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судебной коллегии несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 20 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», Главного управления строительства Тюменской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: