Судья: Жалыбин С.В. Дело № 33-32293/2017 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 октября 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Палянчук Т.А.,
судей Башинского Д.А., Онохова Ю.В.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
с участием прокурора Заболотских Г.О.
при секретаре Красулиной О.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» по доверенности Шевченко < Ф.И.О. >11 на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 17 июля 2017 года,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» и просит суд обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу: установить ограждения из профнастила по периметру зданий постов ЭЦ <...> ст. Кавказская; установить на оконные проемы постав ЭЦ станции Кавказская металлические решетки; оборудовать критические элементы (посты ЭЦ) ст. Кавказская техническими средствами видеоидентификации, входные двери - кодовыми замками; установить КПП на ст. Кавказская в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности.
Помощник Кавказского транспортного прокурора южной транспортной прокуратуры - Попсуй < Ф.И.О. >12 в судебном заседании уточнила заявленные требования, просила суд обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить: ограждения из профнастила по периметру зданий постов ЭЦ <...> ст. Кавказская; на оконные проемы постов ЭЦ станции Кавказская металлические решетки; оборудовать критические элементы (посты ЭЦ) ст. Кавказская техническими средствами видеоидентификации, входные двери - кодовыми замками; КПП на ст. Кавказская в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности.
Представитель ответчика Машканцев < Ф.И.О. >13 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска и просил в удовлетворении исковых требований Кавказского транспортного прокурора отказать.
Решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 17 июля 2017 года удовлетворено исковое заявление Кавказского
транспортного прокурора к Открытом) акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании исполнить требования плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Кавказская и действующего законодательства.
Обязаны ОАО «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить: ограждения из профнастила по периметру зданий постов ЭЦ <...> ст. Кавказская; на оконные проемы постов ЭЦ станции Кавказская металлические решетки; оборудовать критические элементы (посты ЭЦ) cт. Кавказская техническими средствами видеоидентификации, входные двери - кодовыми замками; KПП на ст. Кавказская в соответствия с планом обеспечения транспортной безопасности.
В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО1 < Ф.И.О. >14 просит решение городского суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Принять по делу новый судебный акт.
В своих возражениях Кавказский транспортный прокурор Попов < Ф.И.О. >15 просит решение городского суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ОАО «РЖД» по доверенности ФИО2 < Ф.И.О. >16 просившего решение городского суда отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить, помощника Кавказского транспортного прокурора Заболотских < Ф.И.О. >17 просившего решение городского суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как следует из материалов дела, Кавказской транспортной прокуратурой совместно с отделом УФСБ России по Краснодарскому краю в г. Кропоткине и ЛО МВД России на ст. Кавказская проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму в деятельности железнодорожной станции Кавказская структурного подразделения Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД».
При проведении проверки выявлены нарушения в обозначенной сфере правовых отношений, требующие принятия мер по судебному принуждению к их фактическому устранению.
Так, из полученных в ходе проверки документов следует, что железнодорожной станции Кавказская по результатам категорирования установлена 2 категория, реестровый номер <...>, Дата внесения в реестр категорированных объектов <...>. Уведомление об установлении категории направлено <...> и в этот же день получено ОАО «РЖД». <...> и.о. руководителя Федерального агентства
железнодорожного транспорта утверждены результаты оценки уязвимости железнодорожной станции Кавказская.
24.06.2016г. И.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта утвержден план обеспечения транспортной безопасности объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Кавказская.
В соответствии с ч.ч. 1. 2 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуру разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ. При этом реализация и планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.
Во исполнение требований Федерального закона № 16-ФЗ изданы приказы Министерства транспорта Российской Федерации oт 11.02.2010 № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» и от 08.02.2011 № 43 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности дли различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта».
В силу п. 3 Порядка план обеспечения транспортной безопасности определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Подпунктами 11 п.4 Порядка содержит положение, согласно которому в плане обеспечения транспортной безопасности отражаются сведения о местах размещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ в целях защити от актов незаконного вмешательства.
Подпунктами 10.5.1, 10.5.2 п. 10.5 Требований установлено, что субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ второй категории дополнительно к требованиям пункта 5 обязан оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеондентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ, видео распознавание объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ.
Согласно ПОДП, 5.3 1 и. 5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить ОТИ инженерно-техническими системами обеспечения транспортом безопасности в соответствии с утвержденными планами ОТИ.
Из п. 5.8 Требований следует, что субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения
транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение грех месяцев и реализовать его в 1ечение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и физических лиц, что установлено п. 4 данных Требований,
Изучением в ходе проверки плана обеспечения ТБ объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Кавказская установлено, что пункто 8.1 «Перечень инженерных сооружений» указанного плана на ОТИ железнодорожная станция Кавказская предусмотрено наличие, в том числе, следующих инженерных сооружений:
- металлические двери с кодовым замком и металлические решетки на оконных проемах критических элементов (поста ЭЦ <...> парка «Т», поста ЭЦ <...> парка «С», <...> парка «К»);
- ограждения из профнастила по периметру зданий постов ЭЦ <...> Однако, проведенной проверкой установлено, что вопреки ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ, подп. 5.31 п. 5 Требований какие-либо ограждения по периметру зданий постов ЭЦ отсутствуют.
Кроме того, на упомянутых постах ЭЦ не на всех окнах установлены металлические решетки,
На посту ЭЦ <...> парка «С» окно с тыльной стороны здания оборудовано двустворчатыми решетками, однако на створках отсутствует навесной замок, что создает угрозу проникновения в здание критического элемента и способствует совершению акта незаконного вмешательства. На металлической двери указанного критического элемента отсутствует кодовый замок, предусмотренный п. 5.4 Плана обеспечения ТБ.
В нарушение подпунктов 10.5.1, 10.5.2 п. 10.5 Требований технические средства видеоидентификации на постах ЭЦ отсутствуют.
На момент проверки поста ЭЦ <...> парка «К» имелся свободный доступ в помещение бывшей котельной указанного критического элемента, что создает непосредственную угрозу захвата здания или совершения актов незаконного вмешательства в деятельность станции.
В соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности на указанной станции расположены 14 контрольно-пропускных пунктов. Вместе с тем, настоящей проверкой установлено, что на станции не имеется ни одного КПП.
Во исполнение требований федерального законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму ОАО «Российские железные дороги» принят ряд ведомственных нормативных актов.
Так, в силу пп. 2.2, 5.11 Положения о железнодорожной станции, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от <...><...> к числу основных требований работы железнодорожной станции, в том числе относится организация антитеррористической деятельности. Все сооружения и технические устройства железнодорожной станции, а также организация работы на железнодорожной станции должны обеспечивать безопасность
работников, пассажиров и других лиц, безопасность движения поездов, сохранность вагонного парка и перевозимых грузов.
Из содержания пп. 2, 5 Положения об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД», утвержденного приказом ОАО «РЖД» от <...><...>, следует, что целью организации транспортной безопасности в ОАО «РЖД» является создание условий надежного и устойчивого функционирования объектов железнодорожного транспорта и реализация комплексного подхода к их защищенности от актов незаконного вмешательства. При этом одним из основных принципов организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» является приоритет мероприятий по предупреждению актов незаконного вмешательства перед мероприятиями по устранению их последствий.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований действующего законодательство о транспортной безопасности в деятельности железнодорожной станции Кавказская негативно влияют на обеспечение его антитеррористической и противодиверсионной защищенности от актов незаконного вмешательства, в связи с чем Уровень обеспечения транспортной безопасности на упомянутой станции, относящейся к объектам повышенной опасности, не соответствует степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства, а также предъявляемым государством требованиям по защите объектов транспорта от противоправных посягательств.
Из пп. 2.6.1-2.6.3 плана обеспечения ТБ станции следует, что в течение суток на указанной станции имеют остановку от 15 до 38 пар грузовых и от 3 до 33 пар пассажирских поездов по разным участкам (Тихорецкая, Армавир, Краснодар, Ставрополь), перерабатывающая способность 182 пары поездов в сутки.
Совершение акта незаконного вмешательства на железнодорожной станции Кавказская, являющейся местом массового пребывания людей, может повлечь многочисленные человеческие жертвы, причинение крупного имущественного ущерба, дестабилизацию работы железнодорожного транспорта на крупном транспортном узле.
С учетом сложной оперативной обстановки в Южном транспортном регионе, реальности угроз совершения актов незаконного вмешательства вопросы обеспечения транспортной безопасности, создания условий надежного и устойчивого функционирования объектов железнодорожного транспорта требуют от субъектов транспортной деятельности безусловного исполнения положений действующего законодательства о транспортной безопасности.
В судебном заседании установлено, что в целях реализации плана транспортной безопасности ст. Кавказская ОАО «РЖД» необходимо включить перечень мероприятий, указанных в исковом заявлении, в программу «Транспортная безопасность» на 2018 г. Так как на 2017 г. денежные средства из бюджета распределены, то ОАО «РЖД» внесет предложения о выделении дополнительно в первом квартале 2018 г.
денежных средств на реализацию исковых требований прокурора по ст. Кавказская.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд пришел к выводу, что ОАО «РЖД» нарушает требования действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 17 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ОАО «РЖД» по доверенности ФИО1 < Ф.И.О. >18 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: