ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3229/2016 от 19.09.2016 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №33-3229/2016

Судья Иванова О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коропенко Л.Е.,

судей: Андриановой И.В., Архиповой М.В.,

при секретаре Нишуковой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 сентября 2016 года апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Тамбовской области на решение Советского районного суда г. Тамбова от 25 мая 2016 года

по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ МЧС России по Тамбовской области о выплате единовременной поощрительной премии по итогам 2015 года, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., апелляционная инстанция

у с т а н о в и л а :

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Тамбовской области о выплате единовременной поощрительной премии по итогам 2015 года. Указал, что в период с 17.10.2011 г. по 16.11.2015 г. он работал *** в отделе материально-технического обеспечения, развития инфраструктуры и размещения заказов ГУ МЧС России по Тамбовской области. Приказом № *** от 16.11.2015 г. действие заключенного с ним служебного контракта было прекращено в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. За время прохождения гражданской службы никаких замечаний и взысканий он не имел; на протяжении всего периода ему регулярно выплачивались денежные премии; он неоднократно награждался грамотой, а за две недели до увольнения был награждён ценным подарком. В конце 2015 года, уже после его увольнения, ему стало известно, что все сотрудники получили разовую поощрительную премию по итогам 2015 года. Он был лишён данной премии, в связи с чем обратился письменно к начальнику ГУ и получил ответ, что распределением премии занимается комиссия по социальным вопросам (хотя он точно знает, что это не так), и в период службы он имел некоторые упущения в работе, что послужило основанием к отказу. Хотя в период службы в отношении него не издавалось никаких приказов о дисциплинарных взысканиях.

Дополнив впоследствии исковые требования, просил суд взыскать с ответчика в его пользу поощрительную премию по итогам работы 2015 года

в размере *** руб. и компенсацию морального вреда в размере ***.

Вместе с тем, в судебном заседании от 24.05.2016 г. пояснил, что в случае удовлетворения его исковых требований он согласен и на ту сумму, которую ответчик указал в представленном им расчете, - *** руб.

Решением Советского районного суда г. Тамбова от 25 мая 2016 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично и постановлено взыскать в его пользу с Главного управления МЧС России по Тамбовской области единовременную выплату стимулирующего характера по итогам 2015 года за фактически отработанное время в сумме *** руб. и компенсацию морального вреда в размере *** руб.

В остальной части иска ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе представитель ГУ МЧС России по доверенности ФИО2 ставит вопрос об отмене постановленного решения, ссылаясь на то, что указанная выплата не входит в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих. Кроме того, приказ МЧС от 28.12.2015 № *** которым были выделены дополнительные лимиты бюджетных обязательств для увеличения фондов оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов на единовременные поощрительные (разовые) премии и единовременные выплаты стимулирующего характера по итогам 2015 года, распространяет своё действие только на федеральных государственных гражданских служащих. На момент издания приказа истец таковым не являлся, поскольку был уволен 16.11.2015 г. Его довод о том, что премия выплачивалась и уволенным государственным гражданским служащим, материалами дела не подтверждён. В день увольнения ему были произведены все необходимые выплаты. Кроме того, в силу статей 22, 191 Трудового кодекса РФ выплата разовых премий, которые не входят в систему оплаты труда, не установлены локальным нормативным актом, соглашением или коллективным договором, является правом, а не обязанностью работодателя. Премия может быть выплачена в случае, если изыскиваемые для неё средства находятся в фонде оплаты труда. Однако в данном случае оспариваемая премия в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих Главного управления не входит и к денежному содержанию государственных гражданских служащих не относится.

Не соглашаясь с взысканием в пользу истца компенсации морального вреда, указывает, что ФИО1 не представил суду доказательств того, какие именно физические и нравственные страдания ему были причинены.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 ссылается на протоколы от 28.12.2015 г. № ***, от 29.12.2015 г. № *** и от 30.12.2015 г. № ***, согласно которым премии были выплачены также лицам, не являвшимся на момент издания приказа государственными гражданскими служащими, в частности, О. И.В., уволенной 14.07.2015 г., и Ч. М.А., уволенной 30.09.2015 г. Далее ссылается на предвзятое отношение к себе со стороны ответчика и на недоказанность его доводов, излагавшихся в суде первой инстанции, о том, что в период службы он имел упущения. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем ГУ МЧС России по Тамбовской области по доверенности ФИО2, выслушав ФИО1, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанции.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в период с 17.10.2011 г. по 16.11.2015 г. ФИО1 работал *** в отделе материально-технического обеспечения, развития инфраструктуры и размещения заказов ГУ МЧС России по Тамбовской области.

Приказом № *** от 16.11.2015 г. действие заключенного с ним служебного контракта было прекращено в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе.

После увольнения ему стало известно, что все сотрудники его отдела получили разовую поощрительную премию по итогам 2015 года.

Ему данная премия выплачена не была.

На письменное обращение к начальнику ГУ МЧС России по Тамбовской области ему был дан ответ, что распределением премии занимается комиссия по социальным вопросам, и в соответствии в представленным на комиссию рапортом начальника отдела МТОРИ и РЗ о непремировании его (истца) в связи с имевшими место упущениями по службе, комиссия приняла решение не рассматривать вопрос о распределении в отношении него единовременной выплаты стимулирующего характера по итогам 2015 года.

ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, утверждая, что в период службы в отношении него не издавалось никаких приказов о дисциплинарных взысканиях, на протяжении всего периода ему регулярно выплачивались денежные премии, он неоднократно награждался грамотой, а за две недели до увольнения был награждён ценным подарком.

Ввиду изложенного, истец полагал, что данная премия подлежала выплате пропорционально отработанному им времени и просил взыскать с ответчика в его пользу *** руб. (согласно расчёту ответчика) и моральный вред.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о взыскании единовременной выплаты стимулирующего характера по итогам 2015 года за фактически отработанное время, суд первой инстанции исходил из того, что дополнительные денежные средства, поступившие в конце 2015 года согласно Приказу Министра МЧС России № *** от 28.12.2015 г., являются дополнительным финансированием бюджетных и казенных учреждений МЧС России на премирование личного состава и выплаты стимулирующего характера в 2015 году в связи с увеличением фондов оплаты труда, следовательно, ФИО1, отработавшему в 2015 году 214 нормо-дней (из 247 дней), и не имеющему никаких дисциплинарных взысканий, полагается единовременная выплата стимулирующего характера за фактически отработанное время.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на ошибочном толковании закона.

Согласно положениям статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, |предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными [нормативными актами (часть 9).

В соответствии со статьёй 51 Федерального закона от 27.07.2004 г.№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;

2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;

3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;

4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;

5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;

6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;

7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Источником формирования указанных фондов являются средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня бюджетной системы.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих определяется Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 562 от 06.09.2007 г.

Из материалов дела следует, что 28.12.2015 г. Министром МЧС России был издан приказ № *** «Об увеличении фондов оплаты труда и доведения дополнительного финансирования бюджетным и казенным учреждениям МЧС России на премирование личного состава и выплаты стимулирующего характера в 2015 году» в целях поощрения личного состава в связи с празднованием Дня спасателя Российской Федерации в 2015 году.

В пункте 3 данного приказа предписано: «Выделить дополнительные лимиты бюджетных обязательств для увеличения фондов оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов и работников казенных учреждений МЧС России на единовременные поощрительные (разовые) премии и единовременные выплаты стимулирующего характера по итогам 2015 года».

Исходя из формулировки приказа, данные денежные средства были выделены в целях поощрения личного состава.

На дату издания приказа МЧС России от 28.12.2015 г. № *** и приказа ГУ МЧС России по Тамбовской области от 30.12.2015 г. № *** «О поощрении» служебный контракт со ФИО1 был расторгнут, обязательства учреждения по выплате ему денежного содержания, а также предоставления государственных социальных гарантий на день увольнения выполнены учреждением в полном объеме.

Денежные средства, дополнительно выделенные в 2015 году в соответствии с приказом МЧС России от 28.12.2015 г. № *** «Об увеличении фондов оплаты труда и доведении дополнительного финансирования бюджетным и казенным учреждениям МЧС России на премирование личного состава и выплаты стимулирующего характера в 2015 году» вошли в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих Главного управления МЧС России по Тамбовской области на 2015 год.

Однако, как указано выше, порядок выплаты стимулирующих выплат (премий) определяется представителем нанимателя - руководителем государственного органа..

Из положений приказа МЧС России от 26.10.2006 г. № *** «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих МЧС России» и приказа ГУ МЧС России по Тамбовской области от 26.03.2013 г. № *** «Об утверждении порядка премирования, установления и выплаты других дополнительных надбавок федеральным государственным гражданским служащим и работникам ГУ МЧС России по Тамбовской области», определяющих порядок выплаты премии, также следует, что премия, выплачиваемая гражданскому служащему, определяется дифференцированно, в зависимости от результатов его деятельности, решение о выплате (лишении) и размере премии оформляется соответствующим приказом руководителя учреждения, указанные выплаты не носят обязательный характер.

По смыслу всех приведённых нормативных актов они применяются к действующим гражданским служащим, но не к уволенным.

Таким образом, у суда не было оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате единовременной поощрительной премии по итогам года уволившемуся сотруднику.

Несмотря на то что суд пришёл к правильному выводу об отсутствии сведений о совершении ФИО1 дисциплинарного проступка и каких-либо нарушений трудовой дисциплины в период его работы в ГУ МЧС России по Тамбовской области, данное обстоятельство не может служить основанием для возложения на ГУ МЧАС России по Тамбовской области обязанности по выплате ему премии по итогам года.

При изложенных обстоятельствах не имеет значение и факт выплаты премии по итогам года двум другим сотрудницам ГУ МЧС России по Тамбовской области, поскольку, как указано выше, выплата данной премии является правом, а не обязанностью работодателя.

С учётом изложенного, решение Советского районного суда г. Тамбова от 25 мая 2016 года подлежит отмене с принятием нового решения – об отказе ФИО1 в иске.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Советского районного суда г. Тамбова от 25 мая 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.

В иске ФИО1 к ГУ МЧС России о выплате единовременной поощрительной премии по итогам 2015 года отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.

Председательствующий

судьи: