ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3229/2021 от 13.05.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Лисютина О.В. Дело №33-3229/2021

УИД 76RS0023-01-2019-001112-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ярославль

Ярославский областной суд в составе председательствующего судьи Гушкана С.А. при секретаре Хуторной А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании

13 мая 2021 года

дело по частной жалобе МОУ «Средняя школа №75 имени Игоря Серова» на определение судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 21 января 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 75 имени Игоря Серова» об отсрочке исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-1054/2019 по иску прокурора Красноперекопского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования мэрии г. Ярославля, МОУ «Средняя школа № 75» об оборудовании объекта системой экстренного оповещения, средствами и системами охраны, обеспечении архивирования и хранения данных, оборудовании системой оповещения и управления эвакуацией, отказать».

По делу установлено:

решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 23 июля 2019 постановлено: обязать Департамент образования мэрии г. Ярославля и МОУ «Средняя школа № 75» в срок до 01 сентября 2020 года выполнить следующие мероприятия в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»: оборудовать объект - МОУ «Средняя школа № 75», расположенный <адрес> системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации; оборудовать объект инженерными техническими средствами и системами охраны (системой контроля и управления доступом); оборудовать объект системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение критических элементов объекта (тепловой пункт, электрощитовая); оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией, являющейся автономной, несовмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

Решение вступило в законную силу 3 сентября 2019 года.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 75 имени Игоря Серова» обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного выше решения до 31 декабря 2021 года.

В обоснование заявленных требований указано на недостаточный объем бюджетных ассигнований, выделенных департаменту образования мэрии г. Ярославля как на 2019 год, так и на 2020 год. В соответствии с постановлением правительства РФ от 2 августа 2019 года №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» заявителем проведено категорирование объекта, составлен новый паспорт безопасности, составлена смета на выполнение проектных работ системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций на объекте. В соответствии с планом мероприятий, указанным в Паспорте безопасности, срок осуществления данных мероприятий - 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Судьей постановлено указанное выше определение.

В частной жалобе ставится вопрос об отмене определения. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Вывод суда и мотивы, изложенные в его обоснование, являются правильными, соответствующими обстоятельствам дела и положениям закона.

В соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

По смыслу положений статей 203, 434 ГПК РФ, статьи 37 ФЗ «Об исполнительном производстве» основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Возможная отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям разумности и справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Вопрос о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения, должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться таким образом, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов как взыскателя, так и должника.

Решение суда от 23 июля 2019 года, вступившее в законную силу 3 сентября 2019 года, ответчиками до настоящего времени не исполнено. Уважительных причин невозможности исполнение решения суда по объективным причинам, не представлено. Обстоятельства, связанные с вопросами дефицита бюджета, нельзя расценивать как носящие действительно исключительный характер, свидетельствующие о безусловной невозможности исполнения судебного постановления. При этом должником не доказано принятие эффективных мер к изысканию финансирования с момента вступления решения в законную силу до настоящего времени.

Судебная коллегия принимает во внимание особую значимость антитеррористической защищенности образовательных учреждений. Отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2021 года, о чем ходатайствует заявитель, не соответствует требованиям разумности и справедливости, существенно нарушит баланс интересов сторон, приведет к снижению эффективности судебного решения. Длительное неисполнение решения суда создает угрозу возникновения опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в интересах которых были заявлены исковые требования. Доказательств того, что ответчиком предпринимались зависящие от него необходимые и достаточные действия к исполнению решения в течение установленного решением суда срока, суду не представлено.

Ссылка апеллянта на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 года № 1235, на котором основано решение суда от 23 июля 2019 года, признано утратившим силу, и установлен срок осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта - 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, на правильность принятого судом определения не влияет.

На момент принятия судом решения постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 года № 1235 являлось действующим. Решение суда не отменено, не изменено и поэтому является обязательным для исполнения. Последующее изменения правового регулирования не может расцениваться как существенное обстоятельство, препятствующее исполнению вступившего в законную силу судебного акта, и не может служить основанием для отсрочки исполнения обязательства, не исполненного в срок.

Таким образом, доводы частной жалобы не влекут отмену определения судьи, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и получивших в судебном постановлении правильную юридическую оценку.

По изложенным мотивам суд апелляционной инстанции оставляет частную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьёй 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

определение судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 21 января 2021 года оставить без изменения, частную жалобу МОУ «Средняя школа №75 имени Игоря Серова» оставить без удовлетворения.

Судья