ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-322/2014 от 28.01.2013 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Табасаранский районный суд РД

Судья Абдуризаев Г.А.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 января 2013 г. по делу N 33-4993, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Шихгереева Х.И.

судей – Хираева Ш.М., Ашурова А.И.

при секретаре – Азизовой Д.М.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе главы МО СП «сельсовет <.>» ФИО1 на решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 24 октября 2013 года по делу по заявлению прокурора Табасаранского района РД в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «сельсовет <.>» о признании незаконным бездействия по не обеспечению надлежащего уличного освещения на территории МО СП «сельсовет <.>», что создает опасность совершения террористических актов и создает опасность для жизни неопределенного круга лиц, и не соответствующим закону, а также обязании администрации МО СП «сельсовет <.>» организовать освещение в соответствии с действующим законодательством на улицах МО СП «сельсовет <.>» Табасаранского района РД,

установила:

Прокурор Табасаранского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО СП «сельсовет <.>» о признании незаконным ее бездействия по не обеспечению надлежащего уличного освещения на территории МО СП «сельсовет <.>», что создает опасность совершения террористических актов и создает опасность для жизни неопределенного круга лиц, и не соответствующим закону, обязании администрации МО СП «сельсовет <.>» организовать освещение в соответствии с действующим законодательством на улицах сел МО СП «сельсовет <.>» Табасаранского района, указав, что проведенной прокуратурой Табасаранского района проверкой исполнения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму установлено следующее.

В соответствии со ст.ст.4 и 5 Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности» органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремисткой деятельности в пределах своей компетенции. В целях противодействия экстремисткой деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействием терроризму является, в том числе деятельность органов местного самоуправления по:

-предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

-выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

-минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии со ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 10.11.1999г. № 250 «О мерах по противодействию терроризму» на администрации городов и районов возложены обязанности:

создать при администрациях временные оперативные штабы по решению задач в сфере защиты населения, объектов особой важности и объектов, связанных с жизнеобеспечением населения, от проявлений терроризма;

разработать и осуществить комплекс специальных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности граждан по месту жительства, в культурно-зрелищных учреждениях, больницах, школах, детских садах и других местах массового пребывания людей. Предусмотреть выделение необходимых финансовых средств на эти цели, в том числе на техническое укрепление чердаков и подвалов, установку кодовых замков в подъездах;

развернуть среди населения разъяснительную работу, направленную на повышение бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, укрепления взаимодействия с правоохранительными органами;

более активно привлекать население, частные охранные предприятия, службы безопасности организаций и общественные организации к оказанию содействия правоохранительным органам в проведении профилактической работы по месту жительства граждан, в том числе в охране жилых домов и подъездов, обеспечении общественного порядка в жилых домах и подъездах, обеспечении общественного порядка в жилых микрорайонах;

усилить контроль за соблюдением правил регистрационного учета граждан по месту их пребывания и по месту жительства и за использованием помещений в жилых домах в производственных, коммерческих и иных целях;

организовать патрулирование территорий наряду с ополченцами и жильцами домов, обеспечить ежедневный подворный обход всей закрепленной территории, устанавливать цель пребывания автотранспорта у жилых строений, не допускать парковку автотранспорта в арках жилых домов, в непосредственной близости от зданий больниц, школ и детских садов и т.п.

В рамках надзорных мероприятий соблюдения на территории муниципального образования сельское поселение «сельсовет <.>» требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокуратурой района установлено, что администрацией МО СП «сельсовет <.>» не выполняются требования названного закона в части организации уличного освещения.

Согласно подпункту 21 п.1 ст.14 и подпункту 27 п.1 ст.16 Закона к вопросам местного значения в частности относится организация освещения улиц.

Аналогичное положение предусмотрено п.4 ст.6 устава МО СП «сельсовет <.>», из которого следует, что к вопросам местного значения относится организация электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения.

В рамках проверки состояния уличного освещения, проведенной прокуратурой района совместно с ОГИБДД ОМВД России по Табасаранскому району, установлено, что уровень освещения улиц сел МО СП «сельсовет <.>» не отвечает предъявляемым требованиям, кроме того, на указанных улицах населенного пункта отсутствуют фонари уличного освещения.

Согласно требованиям п.3.1.3 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» рабочее освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта.

Статистика совершенных преступлений в Табасаранском районе за последние 3 года дают основания для вывода о том, что в основном все преступления, совершаемые против прав и свобод граждан и человека, совершаются в безлюдных и не освещенных местах.

Уличная преступность обусловлена совокупностью множества факторов, в числе которых немаловажную роль играет активность жизнедеятельности людей, окружающая обстановка, освещенность на месте совершения преступлений. Поэтому от улучшения этих условий во многом зависит и успех борьбы с уличной преступностью.

Ненадлежащее освещение улиц не обеспечивает нормальную жизнедеятельность населения района. Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан.В соответствии с ч.4 ст.З Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Отсутствие освещения, в том числе нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.

Решением Табасаранского районного суда РД от 24 октября 2013 года исковые требования прокурора Табасаранского района удовлетворены, судом постановлено: «Признать незаконным бездействие администрации МО СП «сельсовет <.>», Табасаранского района, Республики Дагестан по не обеспечению надлежащего уличного освещения на территории МО СП «сельсовет <.>».

Обязать администрацию МО СП «сельсовет <.>» организовать освещение в соответствии с действующим законодательством на улицах сел МО СП «сельсовет <.>» Табасаранского района в срок до 31.03.2014 г.».

На указанное решение главой МО СП «сельсовет <.>» ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ФИО1 указывает, что администрация МО СП «сельсовет <.>» знает о необходимости осуществления освещения улиц селений данного сельсовета, однако освещение не производилось из-за отсутствия финансирования для этого. Поэтому при отсутствии денег такая обязанность не должна быть возложена.

Заместителем прокурора Табасаранского района Магомедовым Д.Н. на жалобу ФИО1 поданы письменные возражения о не согласии с доводами жалобы по следующим основаниям.

При принятии решения суд исходил из того, что МО СП «сельсовет <.>» является самостоятельным юридическим лицом и отсутствие денежных средств на счету для организации уличного освещения не может являться основанием для отказа в иске, поскольку такая обязанность на орган местного самоуправления возложена законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 21 части 1 статьи 14 данного Закона).

Кроме того, ст.65 Бюджетного кодекса РФ установлено, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счёт средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст.52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изм. и доп., вступающими в силу 02.08.2011) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Глава администрации «сельсовет <.>» Табасаранского района ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, своего представителя в суд не направил.

В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Гасанова З.Г., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.

В пункте 4 ст.3 Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ от 06 марта 2006 года определено понятие противодействия терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Профилактика терроризма - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Борьбой с терроризмом признается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта.

Материалами дела установлено, что прокуратурой Табасаранского района Республики Дагестан совместно с ОГИБДД отдела МВД России по Табасаранскому району проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в отношении МО СП «сельсовет <.>».

Проверка установила, что на территории указанного сельского поселения уровень освещения улиц не отвечает предъявленным требованиям, на улицах населенных пунктов отсутствует наружное освещение, соответствующее требованиям закона.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что администрацией МО СП «сельсовет <.>» не предпринимаются соответствующие меры, направленные на устранение условий, которые могут способствовать совершению террористических актов.

Довод жалобы об отсутствии финансирования МО СП «сельсовет <.>» на мероприятия, связанные с освещением села нельзя признать состоятельным, указанный довод не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку такая обязанность на орган местного управления возложена законом.

Согласно ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.

В силу ст.15 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. При таких обстоятельствах и в соответствии с п.3 ст.5 Закона "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.

Таким образом, состоявшее по делу судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Табасаранского районного суда РД от 24 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы МО СП «сельсовет <.>» ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи