ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3231/18 от 17.12.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Апелляционное дело №33-3231/2018

Судья Габова Т.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Кисилевской Т.В.,

судей коллегии Рощупкиной И.А., Долматова М.В.,

при секретаре Бакиевой Г.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Флик Е.Г. и Бройко Н.Г. на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 октября 2018 года, которым постановлено:

Флик Е.Г. и Бройко Н.Г. в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска о признании незаконным решения о прекращении выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, признании права на получение пособия и восстановлении выплаты пособия отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рощупкиной И.А., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

У С Т А Н О В И Л А:

Истцы Флик Е.Г., Бройко Н.Г. обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска (далее по тексту Управлению социальной защиты) о признании незаконными изложенных в письмах за исходящими №452/107-201-11-к и №451/107-201-11-к от 17 июля 2018 года решений о прекращении выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, признании права на получение пособия с 01 ноября 2017 года и восстановлении выплаты пособия с даты прекращения с 01 сентября 2018 года.

В обоснование исковых требований указали, что, являясь опекунами совершеннолетней недееспособной О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получали вплоть до 01 сентября 2018 года установленное в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2016 года №107 -ЗАО «О ежемесячном пособии опекунам совершеннолетних недееспособных граждан» соответствующее пособие, выплата которого с 01 сентября 2018 года решениями Управления социальной защиты, изложенными в письмах за исходящими №452/107-201-11-к и №451/107-201-11-к от 17 сентября 2018 года, прекращена в связи с вступившими 13 октября 2017 года в законную силу и внесенными в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2015 года №680-П изменениями, определившими исчерпывающий перечень документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Основанием для принятия оспариваемых решений ответчика явилось наличие у опекаемой О. регистрации по месту пребывания в г. Ноябрьске и постоянной регистрации по месту жительства за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа. Оспаривали изложенный в решениях вывод ответчика об утрате истцами с 01 ноября 2017 года права на получение ежемесячного пособия опекунами и неправомерности получения в период с 01 ноября 2017 года по 31 августа 2018 года истцами в данной связи указанного пособия, подлежащего возврату в бюджет. Считая доказанным факт постоянного проживания их недееспособной матери на территории г. Ноябрьска, просили удовлетворить требования иска в заявленном размере.

Истцы Флик Е.Г. и Бройко Н.Г. на удовлетворении требований иска настаивали по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Управления социальной защиты Абдуллина Э.А., действующая на основании доверенности, требования иска не признала по изложенным в письменных возражениях основаниям (л.д.29-30).

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истцы Бройко Н.Г. и Флик Е.Г. просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований иска. Приводят доводы о постоянном проживании недееспособной О. с марта 2015 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в городе Ноябрьск, ссылаясь при этом на составленные по результатам периодически проводимых обследований условий жизни подопечного акты, свидетельство о регистрации по месту пребывания и решение Ноябрьского городского суда от 14 мая 2015 года о признании опекаемой О. недееспособной. Полагают, что юридически значимым для выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан является не факт регистрации по месту жительства, а факт постоянного проживания на территории автономного округа, которому судом в оспариваемом решении не дана надлежащая оценка. Оспаривая выводы суда о наличии оснований для прекращения выплаты опекунам в соответствии с положениями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2016 года № 107-ЗАО «О ежемесячном пособии опекунам совершеннолетних недееспособных граждан» и постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2015 года № 680-П «Об утверждении перечня документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях оказания социальной поддержки (помощи) и социальных услуг отдельным категориям граждан», считают, что данные нормы материального права не подлежали применению ввиду их принятия после возникновения спорных правоотношений. Акцентируют внимание на неприменении судом положений п.15 постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2017 года №398-П и статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2016 года № 107-ЗАО «О ежемесячном пособии опекунам совершеннолетних недееспособных граждан», допускающих прекращение выплаты назначенного ежемесячного пособия лишь при наступлении определенных случаев, перечень которых является исчерпывающим и не содержит в качестве такового прекращение спорной выплаты в связи с внесенными в подзаконные акты Ямало-Ненецкого автономного округа изменениями.

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

На основании требований ст.16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона «Об опеке и попечительстве» Законом ЯНАО от 06 декабря 2012 года № 133-ЗАО «О выплате вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан», вступившим в силу с 01 января 2013 года и действующим в момент возникновения спорных правоотношений, определен размер и порядок выплаты вознаграждения опекунам.

Частью 2 статьи 3 указанного закона предусмотрено, что выплата вознаграждения опекунам осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства подопечного с момента заключения договора об осуществлении опеки на возмездных условиях.

В соответствии с п.15 ч.2 статьи 1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2007 года № 127-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над совершеннолетними гражданами» выплата вознаграждения производится опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, постоянно проживающих на территории автономного округа.

Как усматривается из материалов дела, распоряжением Администрации МО <адрес> №592-3 от 05 августа 2015 года (с учетом внесенных распоряжением №3-2506 от 01 сентября 2016 года изменений) установлена опека над О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признанной решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2015 года недееспособной и поставленной на учет в Управлении социальной защиты населения Администрации МО г. Ноябрьск.

Распоряжением от 25 января 2017 года №З-89 Администрации МО г. Ноябрьск в распоряжение от 05 августа 2015 года №592-З внесены изменения в части указания об исполнении опекунских обязанностей безвозмездно (л.д.12).

Опекунами, исполняющими опекунские обязанности на возмездной основе в отношении совершеннолетней недееспособной, назначены дети последней Флик Е.Г. и Бройко Н.Г. (л.д.9-10), которым выплачивалось соответствующее ежемесячное пособие на основании ежегодно заключаемых договоров об осуществлении опеки на возмездных условиях за счет средств окружного бюджета, начиная с 11 августа 2015 года - Флик Е.Г. и с 09 сентября 2016 года - Бройко Н.Г. (л.д.55-72).

Согласно свидетельству №621 о регистрации от ДД.ММ.ГГГГО. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> сроком до 06 апреля 2021 года по месту постоянного проживания опекуна Флик Е.Г. (л.д.7, 11).

Факт постоянного проживания опекаемой О. с опекуном Флик Е.Г. по адресу: <адрес> подтверждается также соответствующими актами проверки условий жизни совершеннолетней недееспособной от 12 мая 2016 года, от 03 августа 2016 года, от 01 марта 2017 года, от 21 сентября 2017 года, от 15 февраля 2018 года, от 16 августа 2018 года (л.д.12-23), а также не оспорен в ходе рассмотрения дела по существу.

Исходя из акта проверки условий жизни опекаемой от 19 ноября 2015 года, недееспособная О. до регистрации по указанному выше адресу проживала и была зарегистрирована совместно с опекуном Флик Е.Г. по месту жительства последней в <адрес> (л.д.13).

При этом, опекаемая О. имеет регистрацию по месту жительства по адресу:<адрес> (л.д.6).

Решениями Управления социальной защиты, изложенными в письмах за исходящими №452/107-201-11-к и №451/107-201-11-к от 17 сентября 2018 года, истцам с 01 сентября 2018 года прекращена выплата ежемесячного пособия опекунам в связи с вступившими 13 октября 2017 года в законную силу и внесенными в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2015 года №680-П изменениями, определившими исчерпывающий перечень документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Данные решения содержат разъяснение об утрате Флик Е.Г. и Бройко Н.Г. с 01 ноября 2017 года права на получение ежемесячного пособия опекунами и неправомерности получения последними в период с 01 ноября 2017 года по 31 августа 2018 года пособия в размере 28 750 рублей, подлежащего в данной связи возврату в бюджет.

Основанием для принятия оспариваемых решений ответчика явилось одновременное наличие у опекаемой О. регистрации по месту пребывания в г. Ноябрьске и постоянной регистрации по месту жительства за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д.24-25).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что возникновение права на получение ежемесячного пособия у истцов как опекунов совершеннолетнего недееспособного гражданина, возможно лишь при наличии у опекаемой свидетельства о регистрации по месту пребывания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и при условии отсутствия регистрации по месту жительства за пределами автономного округа.

Поскольку недееспособная О. имеет регистрацию по месту пребывания по адресу Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> постоянную регистрацию за пределами автономного округа, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемых решений ответчика требованиям действующего законодательства, не препятствующим опекунам повторному обращению в Управление социальной защиты за назначением ежемесячного пособия с представлением подтверждающих постоянное проживание О. на территории автономного округа документов, из числа определенных в пункте 3 утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 23 июля 2015 года №680-П перечня, в том числе и судебного решения об установлении факта постоянного проживания опекаемой.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.12.2016 года № 107-ЗАО "О ежемесячном пособии опекунам совершеннолетних недееспособных граждан" (далее Закон № 107-ЗАО) установлены дополнительные меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан (далее - ежемесячное пособие, опекун).

В соответствии с положением статьи 2 Закона № 107-ЗАО ежемесячное пособие назначается опекуну на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна совершеннолетнему недееспособному гражданин, исполняющему свои обязанности безвозмездно, при соблюдении условия постоянного проживания опекуна и подопечного на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и если опекун не является лицом, обязанным в силу решения суда, вступившим в законную силу, содержать своего подопечного.

Постановлением Правительства ЯНАО от 28.04.2017 года № 398-П "Об утверждении Порядка предоставления и прекращения выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан" (далее по тексту Порядок №398-П) определена процедура предоставления и прекращения выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, исполняющим свои обязанности безвозмездно, в соответствии с вышеуказанным законом.

Согласно части 2 статьи 7 Закона №107-ЗАО ежемесячное пособие, установленное настоящим Законом, назначается в беззаявительном порядке с 01 февраля 2017 года опекунам, выплата вознаграждения которым осуществлялась в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 декабря 2012 года №133-ЗАО «О выплате вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан», при наличии акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна подопечному, исполняющему свои обязанности безвозмездно.

Вместе с тем, применяя к отношениям сторон, возникшим 11 августа 2015 года для Флик Е.Г. и 09 сентября 2016 года для Бройко Н.Г. при заключении с ними впервые договоров об осуществлении опеки на возмездных условиях, положения Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2017 года №398-П «Об утверждении порядка предоставления и прекращения выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних граждан», распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 01 февраля 2017 года, судом первой инстанции не были учтены положения статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2016 года №107-ЗАО.

Таким образом, выводы суда о необходимости обращения истцов за получением выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних граждан после 01 февраля 2017 года и предоставления документов, предусмотренных пунктами 2, 3, 3-1 Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2017 года №398-П являются ошибочными.

Разрешая заявленный спор, судом также не были применены положения пункта 15 Порядка №398-П, указывающие на возможность прекращения выплаты назначенного ежемесячного пособия лишь в случаях и со срока, установленных статьей 3 Закона №107-ЗАО, содержащей исчерпывающий перечень оснований для прекращения выплаты ежемесячного пособия, к которым не относится внесение изменений в подзаконный акт, определивший ряд документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в целях оказания социальной поддержки (помощи) и социальных услуг отдельным категориям граждан, указанное ответчиком в качестве единственного основания для принятия оспариваемых истцами решений последнего.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2015 года № 680-П "Об утверждении перечня документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях оказания социальной поддержки (помощи) и социальных услуг отдельным категориям граждан", действовавшим в период возникновения между сторонами отношений, утвержден перечень документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях оказания социальной поддержки (помощи) и социальных услуг отдельным категориям граждан.

Пунктом 2,3 указанного Перечня постоянное проживание гражданина на территории автономного округа подтверждается документом, в соответствии с которым имеется возможность установления (подтверждения) места жительства гражданина на территории автономного округа, где он проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Документами, в соответствии с которыми имеется возможность установления (подтверждения) места жительства гражданина на территории автономного округа, где он проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельство о регистрации по месту жительства; свидетельство о регистрации по месту пребывания при отсутствии регистрации по месту жительства за пределами автономного округа (в ред. постановления Правительства ЯНАО от 28.09.2017 N 1016-П); судебное решение, устанавливающее факт постоянного проживания.

Оценивая доводы жалобы о постоянном проживании недееспособной О. с марта 2015 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в городе Ноябрьск судебная коллегия находит их обоснованными, поскольку юридически значимым для выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан является не факт регистрации по месту жительства, а факт постоянного проживания на территории автономного округа, подлежащий установлению в рамках заявленного спора.

В то время как вывод суда первой инстанции о наличии возможности повторного обращения истцов в Управление социальной защиты за назначением ежемесячного пособия с представлением судебного решения об установлении факта постоянного проживания опекаемой О. на территории автономного округа, является необоснованным ввиду следующего.

Главой 28 Гражданского процессуального кодекса РФ регламентирован порядок рассмотрения заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Признавая законными решения Управления социальной защиты, изложенные в письмах за исходящими №452/107-201-11-к и №451/107-201-11-к от 17 сентября 2018 года, суд первой инстанции полагал о возможности возникновения права на получение ежемесячного пособия у истцов как опекунов совершеннолетнего недееспособного гражданина лишь при одновременном наличии у опекаемой свидетельства о регистрации по месту пребывания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и при условии отсутствия регистрации по месту жительства за пределами автономного округа либо при наличии судебного акта об установлении факта постоянного проживания последней на территории округа.

Между тем, из собранных по делу доказательств, подробный анализ которых приведен выше, следует, что опекаемая О., несмотря на наличие регистрации по месту жительства за пределами автономного округа, в силу своей нуждаемости по состоянию здоровья в постороннем уходе постоянно с марта 2015 года проживает, состоит на соответствующем учете в Управлении социальной защиты и зарегистрирована совместно с опекуном Флик Е.Г. по месту пребывания сроком на пять лет на территории г. Ноябрьска, а следовательно, в судебном порядке в отдельном производстве не требуется установление факта постоянного проживания совершеннолетней недееспособной на территории автономного округа ввиду его документального подтверждения.

Поскольку обращение в суд с заявлением об установлении юридического факта направлено на реализацию предполагаемого материального права, следовательно, право истцов на судебную защиту, предусмотренное статьей 47 Конституции Российской Федерации, подлежало реализации в порядке искового производства при рассмотрении судом первой инстанции заявленного спора об оспаривании решений ответчика о прекращении выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетней недееспособной О. по основанию не подтверждения факта постоянного проживания последней на территории автономного округа документами, определенными утвержденным постановлением Правительства ЯНАО от 23 июля 2015 года №680-П (с учетом изменений) перечнем.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение суда, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований иска в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Таким образом, с Администрации муниципального образования г. Ноябрьск (Управление социальной защиты населения) в пользу истцов Флик Е.Г. и Бройко Н.Г. подлежат взысканию понесенные последними судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, по 150 рублей в пользу каждого.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 октября 2018 года отменить и вынести по делу новое решение.

Признать незаконными изложенные в письмах за исходящими №452/107-201-11-к и №451/107-201-11-к от 17 июля 2018 года решения Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Ноябрьска о прекращении выплаты Флик Е.Г. и Бройко Н.Г. ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан.

Признать за Флик Е.Г. и Бройко Н.Г. с 01 ноября 2017 года право на получение выплаты ежемесячного пособия опекуну совершеннолетней недееспособной О..

Восстановить Флик Е.Г. и Бройко Н.Г. выплату ежемесячного пособия опекуну совершеннолетней недееспособной О. с 01 сентября 2018 года.

Взыскать с Администрации муниципального образования г. Ноябрьск (Управление социальной защиты населения) в пользу Флик Е.Г. и Бройко Н.Г. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, по 150 рублей в пользу каждого.

Судья: (подпись) И.А. Рощупкина