Дело № 33-3231/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 июня 2015 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Галенко В.А., Ющенко И.К.,
при секретаре Ильчук Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Министерству образования и науки Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе п.Сидма муниципального района имени Лазо Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий, по апелляционным жалобам Министерства финансов Хабаровского края, Министерства образования и науки Хабаровского края на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 26 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А., пояснения прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор района имени Лазо Хабаровского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе п.Сидма муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее МБОУ СОШ п.Сидма), Министерству образования и науки Хабаровского края об обязании совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе, в ходе которой в деятельности МБОУ СОШ п.Сидма выявлены нарушения закона. В частности, в школе отсутствует предметный кабинет по основам военной службы, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что препятствует обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы.
С учетом уточненных в ходе рассмотрения дела исковых требований просил суд возложить обязанность на администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края предоставить заявки на выделение денежных средств для создания в МБОУ СОШ п.Сидма учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в Министерство образования и науки Хабаровского края до 01 июня 2015 года; возложить обязанность на Министерство образования и науки Хабаровского края предоставить заявки на выделение денежных средств для создания в МБОУ СОШ п.Сидма учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в Министерство финансов Хабаровского края в срок до 01 июля 2015 года; возложить обязанность на Министерство финансов Хабаровского края профинансировать проведение мероприятий по созданию в МБОУ СОШ п.Сидма учебно-материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в срок до 01 августа 2015 года; возложить обязанность на МБОУ СОШ п.Сидма приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением № 1 к Инструкции, оборудовать стрелковый тир или место для стрельб (электронный стрелковый тир) в срок до 01 сентября 2015 года.
Определением суда от 25 ноября 2014 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 26 февраля 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Хабаровского края, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что мероприятия по подготовке граждан к военной службе установлены нормативными правовыми актами федерального значения, в которых Российская Федерация, как самостоятельное публично-правовое образование, взяла на себя обязательства по финансированию расходов, связанных с исполнением Закона о военной службе. Следовательно, источником финансового обеспечения мероприятий по подготовке граждан к военной службе, установленных федеральными нормативными правовыми актами, является федеральный бюджет.
В апелляционной жалобе Министерство образования и науки Хабаровского края просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что субвенции из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях рассчитываются на основании утвержденной постановлением Правительства края методике и перечисляются министерством помесячно в полном объеме в соответствии с заявками муниципального района. Распределение средств краевого бюджета между образовательными учреждениями муниципального района осуществляется муниципальным районом самостоятельно. Полагает, что материально-техническое оснащение образовательных учреждений в части комплектования кабинета ОБЖ согласно Приложению № 1 к приказу Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24 февраля 2010 года носит не обязательный, а рекомендательный характер.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор района имени Лазо просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Лазарева Н.А. возражала против доводов апелляционных жалоб, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не явились.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения не находит.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района имени Лазо была проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе, в результате которой установлено, что МБОУ СОШ п.Сидма, учредителем которой является муниципальный район имени Лазо Хабаровского края, отсутствует предметный кабинет по основам военной службы, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ст.ст.11, 12 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 года № 1441, Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года № 96/134, суд первой инстанции пришел к выводу, что наличие в образовательном учреждении учебных и наглядных пособий, технических средств обучения является обязательным требованием.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных, общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации указанной выше статьи Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Правительством Хабаровского края 22 ноября 2013 года принято постановление № 402-пр «О формировании субвенций из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение полного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях», которым утверждена методика, определяющая порядок расчета нормативов подушевого финансирования для определения субвенций из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования, в т.ч в муниципальных общеобразовательных учреждениях, которые включают в себя расходы, в том числе и на приобретение учебных пособий, расходы на приобретение средств обучения.
На основании раздела 3 Приказа Министерства финансов Хабаровского края от 19 января 2012 года № 5П «Об утверждении Порядка исполнения краевого бюджета расходам и источникам финансирования дефицита бюджета» перечисление межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии с заявками по форме и в сроки, которые установлены главным распорядителем краевого бюджета, если иное не предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами (соглашениями или договорами), устанавливающими порядок предоставления межбюджетных трансфертов.
В заявке указываются необходимый объем средств и срок возникновения денежного обязательства муниципального образования в целях исполнения соответствующего расходного обязательства.
В соответствии с п.9 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 96 и Министра образования и науки РФ № 134 от 24 февраля 2010 года, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Согласно п.13 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, и установив, что отсутствие в МБОУ СОШ п.Сидма необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса, делает невозможным полноценное обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, а соответствующие субвенции бюджетам муниципальных районов выделяются Министерством финансов Хабаровского края на основании заявки, подаваемой Министерством образования и науки Хабаровского края, в которое, в свою очередь, подают заявки органы местного самоуправления муниципальных районов, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, приведены в обжалуемом решении и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Оценка и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Хабаровского края о том, что источником финансового обеспечения мероприятий по подготовке граждан к военной службе является федеральный бюджет, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Не могут являться основанием для отмены постановленного решения доводы апелляционной жалобы Министерства образования и науки Хабаровского края о том, что министерство помесячно в полном объеме в соответствии с заявками муниципального района перечисляет денежные средства муниципальному району, которое самостоятельно распределяет полученные из краевого бюджета денежные средства, так как не являются основанием для освобождения ответчиков от установленной законом обязанности.
Доводы апелляционной жалобы Министерства образования и науки Хабаровского края о том, что требования к оснащению спорной учебно-материальной базы носят рекомендательный характер основаны на неправильном толковании норм права и основанием для отмены решения суда первой инстанции не являются.
По существу, доводы жалоб сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, представленным сторонами доказательствам и доводам сторон в решении дана надлежащая оценка. Доказательств, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах не приведено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 26 февраля 2015 года по гражданскому делу по иску прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Министерству образования и науки Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе п.Сидма муниципального района имени Лазо Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий – оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Хабаровского края, Министерства образования и науки Хабаровского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи В.А. Галенко
И.К. Ющенко