ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3232/2012 от 30.10.2012 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Малиновская И.Э. Дело №33-3232/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 октября 2012 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Коржакова И.П.,

судей: Ивановой О.А., Холиковой Е.А.,

при секретаре Ивановой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке материал по представлению прокурора Смоленской области на определение Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 июля 2012 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда,

заслушав доклад судьи Ивановой О.А., судебная коллегия

установила:

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от (дата)  на Федеральную Службу ис­полнения наказания России, в лице директора, как главного распорядителя денежных средств федерального бюджета, возложена обязанность выделить денежные средства необходимые для обеспечения проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подоз­реваемых и обвиняемых в Федеральном бюджетном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области».

Определением Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 июля 2012 года постановлено предоставить Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области, Федеральной Службе исполнения наказания России отсрочку ис­полнения решения Ленинского районного суда г. Смоленска от (дата)  года до (дата) .

В представлении прокурор Смоленской области, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, указывая на нарушение прав неопределенного круга лиц, просит отменить определение и отказать в удовлетворения заявления ФСИН России, УФСИН России по Смо­ленской области об отсрочке исполнения вышеназванного судебного решения.

В силу ч. 2 ст. 333 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации») частная жалоба (представление) на определение суда первой инстанции о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения подлежит рассмотрению без извещения лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела с учётом доводов жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое определение незаконным и подлежащим отмене.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Ленинского районного суда г. Смоленска от (дата) , вступившего в законную силу (дата)  на Федеральную Службу исполнения наказания России, в лице директора, как главного распорядителя денежных средств федерального бюджета, возложена обязанность выделить денежные средства необхо­димые для обеспечения проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в Федеральном бюджетном учреждении «Следственный изо­лятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области».

На Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской об­ласти, в лице начальника, возложена обязанность о перераспределении поступившие от ФСИН России бюджетные средства для обеспечения проектирования и строительства камерных поме­щений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в Федеральном бюджетном учрежде­нии «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области».

На Федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Фе­деральной службы исполнения наказаний по Смоленской области» в лице начальника, возложе­на обязанность освоить выделенных денежных средств на проектирование и строительство ка­мерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в Федеральном бюджет­ном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области».

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона "О су­дебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должност­ных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное про­явление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Предоставляя отсрочку, суд исходил из того, что Постановлением Правительства РФ от 05.09.2006 № 540 «О федеральной целевой программе «Развития уголовно - исполнительной системы (2007-2016г.г.)» утверждена федеральная программа развития уголовно — исполнительной системы на 2007-2016 г.г., согласно которой финансирование инвестиционного проекта «Строительство режимного корпуса Следственный изолятор № 1 г. Смоленска» на подготовку проектной документации предусмотрено в 2013г. в размере 11 775 700 руб., на строительство - в 2014-2015г.г. в размере 202 468 300 руб. Таким образом, суд пришел к выводу, что в настоящее время исполнить решение не представляется возможным в виду отсутствия финансирования.

Между тем, такие выводы суда сделаны без учета требований законодательства и всех обстоятельств по делу.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, уча­ствующих в деле либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок испол­нения решения суда.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 № 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч.ч. 1 и 2) и 55 (ч.ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном, объективном и непосредственном их исследовании.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Смоленска от (дата)  года на Федеральную Службу исполнения наказания России возложена обязанность выделить денежные средства необхо­димые для обеспечения проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в ФБУ «Следственный изо­лятор № 1 УФСИН по Смоленской области».

Определением Ленинского районного суда г. Смоленска от 12 октября 2011 года постановлено предоставить Управлению Федеральной Службы исполнения наказания России по Смоленской области, Федеральной службе исполнения наказаний России отсрочку исполнения указанного решения суда до (дата) .

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от (дата)  определение отменено и в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда было отказано.

Определением Ленинского районного суда г. Смоленска от (дата)  повторно постановлено предоставить Управлению Федеральной Службы исполнения наказания России по Смоленской области, Федеральной службе исполнения наказаний России отсрочку исполнения указанного решения суда до (дата) . Данное определение сторонами в установленном законе порядке не обжаловалось.

Обжалуемым определением ФСИН России, УФСИН Росси по Смоленской области вновь предоставлена отсрочка исполнения данного решения сроком до 01 декабря 2012 года.

Проверяя законность обжалуемого определения, судебная коллегия соглашается с доводами, изложенными в представлении, о том, что само по себе отсутствие надлежащего финансирования для исполнения решения суда не является обстоятельством исключительного характера.

Отсрочка исполнения судебного постановления предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих такому исполнению, а должником не представлено никаких новых убедительных доказательств того, что по истечении заявленного срока будет финансирование, достаточное для исполнения решения суда в полном объеме.

При таких обстоятельствах, а также с учетом длительности периода не исполнения вышеуказанного решения суда, определение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с разрешением возникшего процессуального вопроса по существу.

Руководствуясь ст. ст. 329, 334, 335 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 июля 2012 года отменить и разрешить вопрос по существу: Федеральной Службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 октября 2010 года – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи: