ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3235-2017 от 01.11.2017 Мурманского областного суда (Мурманская область)

судья Шурухина Е.В.

№ 33-3235-2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

01 ноября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Федоровой И.А.

судей

Щукиной Л.В.

Киселевой Е.А.,

при секретаре

Филипповой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску Веселовой Ирины Евгеньевны, Веселова Александра Алексеевича к Государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании отказов в предоставлении мер социальной поддержки незаконными, признании статуса многодетной малоимущей семьи, возмещении мер государственной социальной поддержки,

по апелляционной жалобе Веселовой Ирины Евгеньевны, Веселова Александра Алексеевича на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 01 сентября 2017 года, по которому постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Веселовой Ирины Евгеньевны, Веселова Александра Алексеевича к Государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании отказов в предоставлении мер социальной поддержки незаконными, признании статуса многодетной малоимущей семьи, возмещении мер государственной социальной поддержки - отказать».

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Веселова И.Е., Веселов А.А. обратились в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» (далее ГОКУ «ЦСПН города Мурманска») о признании отказов в предоставлении мер социальной поддержки незаконными, признании статуса многодетной малоимущей семьи, возмещении мер государственной социальной поддержки.

В обоснование иска указали, что они являются родителями троих детей – В. И.А., _ _ года рождения, В. Е.А., _ _ года рождения, В. М.А., _ _ года рождения. Ранее состояли в зарегистрированном браке, который был расторгнут 01 октября 2005 года. С 17 марта 2006 года они проживают совместно, ведут общее хозяйство.

Как родители несовершеннолетних детей обращались в органы социальной поддержки за установлением мер социальной поддержки семьи, имеющей детей, поскольку доходы семьи ниже прожиточного минимума, установленного в регионе, но получали отказы в связи с не предоставлением полных и достоверных сведений об алиментных выплатах.

При условии совместного проживания, ведения общего хозяйства, наличия общих доходов и рождения общих детей, из состава семьи нельзя исключать мать или отца детей, так как оба родителя являются полноправными законными представителями своих детей. В связи с этим полагают требование ответчика о предоставлении сведений об уплате алиментов неправомерным.

С учетом уточнений исковых требований истцы просили признать отказы в предоставлении мер государственной социальной поддержки многодетной семьи от 23 марта 2017 года №4-08-05/2455, от 23 март 2017 года №3-02-03/1207, от 05 апреля 2017 года №4-08-05/2764, от 31 марта 2017 года №3-02-3/1385 с формулировкой «предоставление неполного пакета документов» неправомерными; признать доход многодетной семьи за период с декабря 2016 года по февраль 2017 года включительно ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Мурманской области, многодетную семью малоимущей с 03 марта 2017 года (с момента присвоения статуса многодетной семьи); признать требование ответчика к Веселову А.А. о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей с Веселовой И.Е. в целях получения государственных услуг не соответствующими закону; признать требование ответчика к Веселовой Е.И. о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей с Веселова А.А. в целях получения государственных услуг не соответствующими закону; взыскать с ответчика сумму ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг многодетной семье за период с марта 2017 года по июнь 2017 года включительно в размере 10225 рублей 76 копеек, сумму субсидии за период с марта 2017 года по июнь 2017 года включительно в размере 19595 рублей 72 копейки, компенсацию расходов на покупку адаптированных молочных смесей для новорожденного ребенка с марта 2017 по июнь 2017 года включительно в размере 11200 рублей; ежемесячное пособие на троих детей многодетной семьи за период с марта 2017 года по июнь 2017 года включительно в размере 11775 рублей 84 копейки; компенсацию расходов по оплате дошкольного учреждения за период с марта 2017 года по июнь 2017 года включительно в размере 3543 рубля 75 копеек, ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего ребенка до исполнения ему 3 лет за период с марта 2017 года по июнь 2017 года включительно в размере 64520 рублей, адресную государственную социальную помощь за период с марта 2017 года по июнь 2017 года включительно в размере 24000 рублей, обязать ответчика выдать справку о том, что семья является многодетной и малоимущей по предоставленным в марте 2017 года документам; взыскать сумму уплаченной госпошлины в размере 300 рублей, компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей.

Истцы Веселова И.Е., Веселов А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика ГОКУ «ЦСПН города Мурманска» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель Отдела опеки и попечительства Комитета по образованию администрации города Мурманска Таран Л.И. в судебном заседании поддержала возражения ГОКУ «ЦСПН города Мурманска», просила суд постановить законное и обоснованное решение, учитывающее интересы детей.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истцы Веселова И.Е. и Веселов А.А., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывают, что они не были извещены судом о предоставлении представителем ответчика возражений на исковое заявление, экземпляры возражений в адрес истцов не направлялись, в связи с чем их процессуальные права были нарушены, поскольку они были лишены возможности представить свои доводы по возражениям ответчика.

Полагают, что право на получение государственных пособий и льгот в связи с отцовством (материнством) является одной из форм осуществления родительских прав, при этом факт наличия или отсутствия зарегистрированного брака родителей не может являться основанием для отказа в предоставлении указанных мер социальной поддержки.

Настаивают на том, что при обращениях в многофункциональный центр за предоставлением государственных услуг, ими были представлены все необходимые документы, в том числе о совокупном доходе семьи.

Ссылаясь на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 30 мая 2014 года по гражданскому делу №2-3658/2014, а также определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года №674-О/2015 полагают, что в отсутствие соглашения об уплате алиментов совокупный доход семьи может быть подтвержден иными документами. В случае несогласия с произведенным истцами расчетом заявленных выплат, ответчик имел возможность произвести собственный расчет, однако не сделал этого.

В возражениях на апелляционную жалобу ГОКУ «ЦСПН города Мурманска» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истцы Веселова И.Е., Веселов А.А., представитель ответчика ГОКУ «ЦСПН города Мурманска», представитель Отдела опеки и попечительства Комитета по образованию администрации города Мурманска, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 9 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Государственная социальная поддержка на территории Мурманской области осуществляется в соответствии с Законом Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области».

В соответствии с положениями статьи 5 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО адресная государственная социальная помощь оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Мурманской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

На основании пункта 2 статьи 8 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года №549-01-ЗМО граждане, нуждающиеся в адресной государственной социальной помощи, представляют в уполномоченный орган по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени семьи. Для принятия решения о предоставлении адресной государственной социальной помощи также необходимы в том числе и документы о доходах всех членов семьи (гражданина) за три последних месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, и наличии принадлежащего им (ему) на праве собственности имущества.

Пунктами 1, 2 статьи 11 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года №549-01-ЗМО установлено, что социальная поддержка предоставляется малоимущим семьям, имеющим детей, со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную Правительством Мурманской области по основным социально-демографическим группам населения. Социальная поддержка названной категории граждан осуществляется в виде ежемесячного пособия на ребенка. Ежемесячное пособие на ребенка предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижении им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет).

Для принятия решения о назначении ежемесячного пособия на ребенка помимо заявления также необходимо предоставить в том числе следующие документы: копию свидетельства о рождении ребенка; справку о совместном проживании ребенка с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем); документы о доходах семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (пункт 2 статьи 13 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года №549-01-ЗМО).

Согласно пунктам 1.2, 2.1, 2.2 правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг многодетным семьям в Мурманской области, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 14 апреля 2010 года № 160-ПП ежемесячная денежная выплата по оплате коммунальных услуг (далее - ежемесячная коммунальная выплата) предоставляется многодетным семьям, проживающим на территории Мурманской области.

Ежемесячная коммунальная выплата осуществляется государственным областным учреждением, уполномоченным на предоставление мер социальной поддержки населению (далее - учреждение), по месту жительства или месту пребывания совместно с детьми на территории Мурманской области одного из родителей (усыновителей).

Основанием для первичного установления ежемесячной коммунальной выплаты является письменное заявление одного из родителей (усыновителей), совместно проживающего с детьми на территории Мурманской области (далее - заявитель). Перечень документов, необходимых для предоставления ежемесячной коммунальной выплаты, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Мурманской области от 27 декабря 2004 года №567-01-ЗМО.

В соответствии с пунктом 2.2 Постановления Правительства Мурманской области от 01 августа 2012 года № 393-ПП «О предоставлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» граждане обязаны предоставить в уполномоченный орган документы о доходах всех членов семьи.

В силу пункта 4 Порядка выдачи справок беременным женщинам, кормящим матерям и родителям (законным представителям) детей в возрасте до трех лет об отнесении их к категории малоимущих, утвержденного Приказом Министерства социального развития Мурманской области от 10 октября 2016 года №642, при обращении за выдачей справки граждане предоставляют документы о доходах всех членов семьи (гражданина) за три последних месяца, предшествующих месяцу подачи заявления.

Перечень доходов для предоставления мер социальной поддержки (в том числе для назначения ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет и адресной государственной социальной помощи) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее по тексту -Постановление).

Подпунктами «е» и «ж» пункта 1 Перечня видов доходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года №512, установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания мер социальной поддержки учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам), алименты, получаемые членами семьи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Веселова И.Е., Веселов А.А. являются родителями троих несовершеннолетних детей – В. И.А., _ _ года рождения, В. Е.А., _ _ года рождения, В. М.А., _ _ года рождения, ранее истцы состояли в зарегистрированном браке, который был расторгнут 01 октября 2005 года.

Решением ГОКУ «ЦСПН города Мурманска» от 21 марта 2017 года №26 в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет Веселовой И.Е. отказано на основании пункта 2.12 Постановления Правительства Мурманской области от 01 августа 2012 года №393-ПП в связи с непредставлением гражданином полного пакета документов или наличием в них неполных и (или) недостоверных сведений.

В письме от 23 марта 2017 года Веселовой И.Е. сообщено о принятом ГОКУ «ЦСПН города Мурманска» решении об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, поскольку в представленных Веселовой И.Е. документах отсутствовал документ об алиментных выплатах от Веселова А.А. на содержание детей.

05 апреля 2017 года Веселова И.Е. обратилась в ГОКУ «ЦСПН города Мурманска» с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала.

Решением ГОКУ «ЦСПН города Мурманска» от 06 апреля 2017 года №66 Веселовой И.Е. разрешено распоряжение средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала и произведена единовременная выплата РМ(С)К в размере 20000 рублей.

Решением ГОКУ «ЦСПН города Мурманска» от 31 марта 2017 года №31 в назначении Веселову А.А. ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет отказано на основании пункта 2.12 Постановления Правительства Мурманской области от 01 августа 2012 года №393-ПП в связи с непредставлением полного пакета документов или наличием в них неполных и (или) недостоверных сведений.

Решением ГОКУ «ЦСПН города Мурманска» от 31 марта 2017 года №96 в назначении Веселову А.А. ежемесячного пособия на детей отказано в связи с предоставлением заявителем неполных сведений о доходах (отсутствуют сведения об алиментных выплатах на детей).

Решением ГОКУ «ЦСПН города Мурманска» от 31 марта 2017 года №318 семье Веселова А.А. в назначении адресной государственной социальной помощи в связи с предоставлением заявителем неполных сведений о доходах (отсутствуют сведения об алиментных выплатах на детей) в соответствии со статьей 9 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года №549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в мурманской области» за период с 01 марта 2017 года по 31 марта 2017 года отказано.

Решением ГОКУ «ЦСПН города Мурманска» от 31 марта 2017 года №40 в выдаче справки об отнесении кормящих матерей к категории малоимущих в соответствии с Приказом Минсоцразвития Мурманской области от 10 октября 2016 года №642 «О выдаче справок малоимущим гражданам» Веселову А.А. отказано по причине предоставления неполных сведений о доходах (отсутствуют сведения об алиментных выплатах на детей).

В письме от 31 марта 2017 года Веселову А.А. сообщено о принятых ГОКУ «ЦСПН города Мурманска» решениях об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, ежемесячного пособия на детей, адресной государственной социальной помощи, в выдаче справки об отнесении кормящих матерей к категории малоимущих, поскольку в представленных Веселовым А.А. документах отсутствовал документ об алиментных выплатах от Веселовой И.Е. на содержание детей.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив вышеуказанные фактические обстоятельства, проанализировав представленные по делу доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности отказов ГОКУ «ЦСПН города Мурманска» в предоставлении истцам государственных услуг и не усмотрел оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, суд правильно исходил из того, что одним из условий получения мер государственной социальной поддержки является предоставление заявителем полных сведений о доходах семьи, включая доходы несовершеннолетних детей, поскольку это необходимо для установления права на получение государственной социальной поддержки, при этом обязанность представить требуемые документы законом возложена на заявителя.

Отсутствие сведений об алиментных выплатах на содержание несовершеннолетних детей истцов, не позволяло ответчику однозначно определить доход семьи и, как следствие, установить право на получение мер государственной социальной поддержки.

При таких данных отказ ответчика в предоставлении истцам мер государственной социальной поддержки основан на законе и является правомерным, права истцов не были ограничены, в связи с чем суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.

Оценивая законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом при рассмотрении настоящего дела выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права и принято законное и обоснованное решение.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик на основании представленных сведений о совокупном доходе родителей несовершеннолетних не лишен был возможности произвести расчет дохода, приходящегося на долю несовершеннолетних детей, безосновательны, поскольку Центр социальной поддержки населения не является органом, уполномоченным устанавливать факт совместного проживания родителей несовершеннолетних, а также определять размер алиментов причитающихся на содержание несовершеннолетних детей.

Ссылка истцов на то, что им не были вручены письменные возражения ответчика относительно заявленных исковых требований, основанием к отмене решения суда не является. Указанные письменные возражения ответчика приобщены судом к материалам дела, в связи с чем истцы в соответствии со статьей 35 ГПК РФ не лишены были возможности ознакомиться с материалами гражданского дела и заявить суду ходатайство о получений копий приобщенных к делу документов.

В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств, повторяют позицию истцов, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела, но имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с выводами суда и направлены на переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Вопреки доводам жалобы, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения по делу не установлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Первомайского районного суда города Мурманска от 01 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Веселовой Ирины Евгеньевны, Веселова Александра Алексеевича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: