Судья Тихонова О.А. Дело № 33-3239/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Шарыповой Н.В., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Емелиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 9 октября 2018года гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Кургана об оспаривании постановления в части возложении обязанности
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Курганского городского суда Курганской области от <...>, которым постановлено:
отказать ФИО1 в удовлетворении иска к Администрации г. Кургана о признании незаконным постановления Администрации г. Кургана от <...>№ в части включения дворовой территории многоквартирного дома по адресу: <адрес> в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды на территории города Кургана» на 2022 год, возложении обязанности включить дворовую территорию многоквартирного дома по адресу: <адрес> в муниципальную программу на 2018 год.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, возражения представителя ответчика Администрации города Кургана и третьего лица Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана по доверенностям ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации города Кургана о признании незаконным решения комиссии, о возложении обязанности включить дом в перечень объектов благоустройства.
Впоследствии истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представила измененное исковое заявление, в котором просила суд признать незаконным постановление Администрации города Кургана от <...>№ в части включения дворовой территории многоквартирного дома по адресу: <адрес> в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды на территории города Кургана» на 2022 год; обязать ответчика включить дворовую территорию указанного дома в муниципальную программу на 2018 год.
Исковые требования основаны на том, что постановлением Администрации города Кургана от <...>№ «Об утверждении Порядка проведения отбора дворовых территорий многоквартирных домов для включения в муниципальную программу города Кургана в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2017 году утвержден порядок проведения отбора дворовых территорий многоквартирных домов с целью проведения ремонтов по благоустройству. Организатором отбора является Администрация города Кургана (п. 3 Порядка).
В соответствии с п. 13 гл. 3 Порядка отбор заявок осуществляется Комиссией путем рассмотрения и оценки представленных заявок на участие в муниципальной программе по балльной системе. В случае, если заинтересованные лица набирают одинаковое количество баллов, приоритет отдается тому лицу, заявка которого поступила ранее других.
Согласно протоколам от <...>№ и от <...>№, № территорий многоквартирных домов рекомендованы для участия в муниципальную программу. Постановлением Администрации города Кургана от <...>№ внесены изменения в приложение № к Постановлению Администрации города Кургана от <...>№, согласно которому 43 многоквартирных дома включены в мероприятия по благоустройству дворовых территорий в рамках программы «Формирование комфортной среды на территории г. Кургана на 2017 год».
Постановлением Администрации города Кургана от 14.12.2017 № 9510 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на территории г. Кургана на 2018-2022 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в благоустройство дворовых территорий на 2022 год.
Согласно постановлению Администрации города Кургана от 30.03.2018 № 2029 заявления заинтересованных лиц, поданные в органы местного самоуправления в рамках разработки муниципальной программы формирования комфортной городской среды на 2017 год, включаются в муниципальную программу на 2018 - 2022 годы в порядке первой очереди согласно регистрации заявлений.
<...> Администрация города Кургана уведомила ФИО1 о решении, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень домов по благоустройству дворовых территорий на 2022 год, с учетом поступления заявления. С данным решением жители многоквартирного дома не согласны, поскольку нарушены права на обеспечение безопасных условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния дворовой территории. Истец полагала, что при отборе многоквартирных домов нарушены условия и критерии отбора. Многоквартирный дом по адресу: <адрес> набрал 31 балл, заявка о включении дворовой территории в программу на 2017 год представлена <...>. В этот же день сдали свои заявки многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес> 10, <адрес>, 5, которые попали в программу по благоустройству на 2017 год. В силу постановления Администрации <адрес>№<...> год запланировано благоустройство 24 дворовых территорий МКД. Из данного списка следует, что многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес> включены в программу по благоустройство дворовых территорий на 2018 год. Однако, согласно протоколу № от <...> заявки данных многоквартирных домов рекомендованы для дальнейшей проработки (представлен неполный пакет документов, представленная документация не соответствует действующему законодательству, представлены недостоверные сведения). Кроме того, в программу благоустройства включены МКД, которые набрали меньше баллов, а именно: <адрес> (25 баллов), <адрес> (25 баллов). Также в программу на 2018 год включен МКД по адресу: <адрес>, заявка данного дома подана <...>. Таким образом, многоквартирные дома с меньшим количеством баллов, а также, чьи заявки поданы <...>, включены в программу по устройству на 2017-2018 годы ранее, чем многоквартирный дом по <адрес>.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 и ее представитель по устному ходатайству ФИО3 на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика Администрации города Кургана, третьего лица Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана по доверенностям ФИО2 в судебном заседании возражал против иска, указывая, что очередность не нарушена. В программе на 2018-2022 года не предусмотрен бальный порядок установления очередности.
Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласна истец ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства.
В обоснование жалобы вновь ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении и суде первой инстанции.
Дополнительно указывает, что заявка многоквартирного дома <адрес> по включению дворовой территории в программу на 2017 год представлена <...> (порядковый номер регистрации - 248). Также <...> сданы заявки многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> (порядковый номер регистрации -250), <адрес> (порядковый номер регистрации - 251), <адрес> – ФИО4, 19 (порядковый номер регистрации - 259), <адрес>, 10, <адрес>, 5 попали в программу по благоустройству на 2017 год.
Впрограмму на 2018 г. включен дом по адресу: <адрес>, заявка которого подана <...>, порядковый номер регистрации - 264. Вновь указывает что заявки домов по адресам: <адрес> были рекомендованы для дальнейшей проработки (представлен неполный пакет документов, представленная документация не соответствуем действующему законодательству, представлены недостоверные сведения), но впоследствии включены в программу по благоустройству дворовых территорий на 2018 год. Таким образом, в программу включены многоквартирные дома, чьи заявки зарегистрированы после заявки дома по <адрес>.
Считает неправомерным вывод суда, что дворовая территория многоквартирного дома по <адрес>не могла быть включена в программу на 2018 год при подаче заявки на участие в программу <...>.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации города Кургана и третьего лица Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана по доверенностям ФИО2 возражал против доводов апелляционной жалобы, пояснил, что на 2018-2022 годы дома включались в очередь по дате поступления заявки. Поскольку заявка дома по указанному адресу поступила <...>, дом и включен в программу на 2022 год.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, с учетом мнения представителя ответчика и третьего лица, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Как следует из протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес> от 17-<...> ФИО1 выбрана председателем совета дома.
Постановлением Администрации города Кургана от 24.03.2017 № 2058 утвержден
порядок проведения отбора дворовых территорий многоквартирных домов для включения в муниципальную программу города Кургана в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2017 году.
На общем собрании собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> (далее – МКД по <адрес>) от <...> принято решение обратиться с заявкой о включении дворовой территории в муниципальную программу на 2017 год, уполномоченными лицами на подачу заявки выбраны ФИО1, ФИО3
В силу п. 25 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм),
Частями 1, 2 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 19 части 1, частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 этого же Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения, сельского поселения и городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения, городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа.
Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 169 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
Подпунктом «б» п. 12 Постановления Правительства РФ № 169 определено разработать, утвердить и опубликовать не позднее 01.04.2017 (не позднее 01.06.2017 - в отношении субъектов Российской Федерации) уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых более 1) порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу на 2017 год, исходя из даты представления таких предложений и при условии их соответствия установленным требованиям, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в виде протоколов общих собраний собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решений собственников каждого здания и сооружения, расположенных в границах дворовой территории.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 169 постановлением Администрации города Кургана от 24.03.2017 № 2058 «Об утверждении Порядка проведения отбора дворовых территорий многоквартирных домов для включения в муниципальную программу города Кургана в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2017 году утвержден Порядок проведения отбора дворовых территорий многоквартирных домов (далее – Порядок), утверждено Положение о комиссии по рассмотрению и оценке заявок, утвержден состав комиссий.
Согласно п. 3 Порядка организатором отбора является Администрация города Кургана.
В соответствии с п. 4 Порядка отбор заявок, поступивших организатору отбора от заинтересованных лиц, осуществляется Комиссией по рассмотрению и оценке заявок о включении дворовых территорий многоквартирных домов в муниципальную программу города Кургана в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2017 году, созданной Администрацией города Кургана. Положение о Комиссии и ее состав утверждаются постановлением Администрации города Кургана. Прием заявок на участие осуществляется с <...> по <...> (п. 5 Порядка).
Пунктом 13 Порядка установлено, что отбор заявок осуществляется Комиссией путем рассмотрения и оценки представленных заявок и приложенных документов в срок до <...>.
Согласно п. 14 Порядка комиссия осуществляет оценку заявок на участие в муниципальной программе по балльной системе, исходя из содержания и значимости критериев отбора дворовых территорий многоквартирных домов, указанных в приложении 4 к настоящему Порядку. Использование иных критериев оценки заявок не допускается.
Постановлением Администрации г. Кургана от 31.03.2017 № 2315 утвержден Порядок общественного обсуждения проекта муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на территории города Кургана на 2017 год», в соответствии с главой 3 которого рассмотрение и обсуждение поступивших предложений осуществляется общественной комиссией <...>. Общественная комиссия рассматривает и анализирует каждое из поступивших предложений и принимает решение о рекомендации его к применению либо отклонению. Результаты общественного обсуждения носят рекомендательный характер.
<...> ФИО1 была подана заявка на участие МКД по <адрес> в программе «Формирование комфортной городской среды» в 2017 году, которая зарегистрирована под №.
Как следует из протокола заседания комиссии от <...>№, на рассмотрение Комиссии поступило 267 заявок о включении дворовых территорий многоквартирных домов в муниципальную программу, в том числе, от дома по <адрес>, рекомендованы для участия в программе 94 территории многоквартирных домов, дом по <адрес> находился под № (дом набрал 31 балл).
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению и оценке предложений о включении дворовой территории многоквартирных домов в муниципальную программу в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2017 году № от <...> жилой дом по <адрес> в <адрес> включен в перечень домов, рекомендуемых для участия в муниципальной программе.
По результатам заседания Общественной комиссии, протокол № которого составлен <...>, и на заседании которой присутствовали представители МКД по <адрес> было принято решение о рекомендации для включения в проект муниципальной программы на 2017 год дополнительно 17 дворовых территорий, в том числе и дом истца.
Придомовая территория по адресу: <адрес> в рамках муниципальной программы на 2017 год обустроена не была, так как в программу первоначально включены дома, которые набрали более 34 баллов, в том числе, и дом по адресу: <адрес>, набравший 35 баллов, а также иные дома, указанные истцом в апелляционной жалобе.
По информации Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана от <...>, территории, которые набрали наибольшее количество баллов от 41 до 34, благоустроены в 2017 году.
Постановлением Администрации города Кургана от 14.12.2017 № 9510 утверждена муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на территории г. Кургана на 2018-2022 годы», в рамках которой запланировано благоустройство дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в период реализации Программы, исходя из минимального и дополнительного перечня видов работ по благоустройству. В указанную программу включены все многоквартирные дома, которые не были отремонтированы в период действия программы на 2017 год. Благоустройство МКД по <адрес> включено на 2022 год под № (Приложение №).
Постановлением Администрации города Кургана от 30.03.2018 № 2029 «О внесении изменений в постановление Администрации города Кургана от 14.12.2017 № 9510 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на территории г. Кургана на 2018 - 2022 годы» внесены изменения в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды на территории г. Кургана на 2018-2022 годы» лишь в части Приложения № 3. Очередность включения в Программу МКД по ул. Блюхера, 7 и время проведения ремонта по благоустройству его территории остались неизменными: № 22 на 2022 год.
Указанным постановлением утвержден Механизм реализации мероприятий программы «Формирование комфортной среды на территории г. Кургана на 2018 - 2022 годы» и контроль за ее реализацией (Приложение № 1), согласно которому очередность проведения работ, по благоустройству дворовых территорий исходя из минимального перечня работ в рамках реализации муниципальных программ формирования комфортной городской среды на 2018 - 2022 годы (далее - муниципальные программы) определяется органами местного самоуправления с учетом сроков поступления предложений от собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (домов), собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству (далее - заинтересованные лица) о включении дворовой территории в муниципальную Программу, сроков проведения мероприятий федеральных, региональных и муниципальных программ (планов) строительства (реконструкции, ремонта) объектов недвижимого имущества и инженерных систем и иных условий. Заявления заинтересованных лиц, поданные в органы местного самоуправления в рамках разработки муниципальной Программы формирования комфортной городской среды на 2017 год, включаются в муниципальную Программу на 2018 - 2022 годы в порядке первой очереди согласно регистрации заявлений. Порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовых территорий в муниципальную Программу устанавливаются нормативно-правовым актом органа местного самоуправления. Определение очередности работ, по благоустройству дворовых территорий исходя из минимального перечня работ в рамках реализации муниципальной Программы с исполнением в 2019 - 2022 году, определяется критериями по отбору дворовых территорий (приложение № вступает в силу с 01.01.2019). Отбор осуществляется и утверждается решением Общественной комиссией по обсуждению проекта муниципальной Программы и осуществления контроля за реализацией муниципальной Программы утвержденной от 02.11.2017 № 8367 Постановлением Администрации города Кургана «Об утверждении Порядка общественного обсуждения проекта муниципальной Программы «Формирование комфортной городской среды на территории города Кургана на 2018 - 2022 годы» и вносится на утверждение Администрации города Кургана.
Таким образом, доводы истца о незаконности включения в муниципальную программу на 2017 год ряда придомовых территорий не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку обжалуемое постановление Администрации города Кургана предусматривает порядок проведения работ по благоустройству в рамках последующей программы на 2018-2022 годы, критерием включения в которую определена дата подачи заявки на участие. Заявка от дома по <адрес> подана <...> в числе последних (согласно протоколу комиссии от <...> МКД по <адрес> под № из 267 домов в списке), с учетом которой дом и поставлен в Программу на 2022 год.
Довод апелляционной жалобы о необходимости учета баллов при определении очередности судебной коллегией не принимается, так как согласно муниципальной программе баллы при определении очередности на 2018 – 2022 годы не учитываются. Балльная система будет действовать для вновь обратившихся собственников многоквартирных домов, не принимавших участие в прежней Программе, начиная с <...>.
Судебная коллегия считает необоснованными доводы апелляционной жалобы о незаконности включения в программу на 2018 год придомовых территорий МКД по адресам: <адрес>, поскольку собственники данных домов подали заявки значительно раньше истца. При этом, оснований для постановки МКД по <адрес> на 2018 год истец не приводит, кроме даты подачи заявки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и в отсутствие нарушений норм процессуального права.
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 25 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи