ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-3241/17 | Председательствующий суда первой инстанции | ФИО3 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи судей при секретаре | Сыча М.Ю., ФИО1, ФИО2, ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Республики Крым в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства научных организаций к Совету министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт археологии Крыма РАН», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени ФИО7», о признании незаконным бездействия, возложении определенных обязанностей, по апелляционной жалобе Совета министров Республики Крым, апелляционному представлению прокурора на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Сыча М.Ю. об обстоятельствах дела, содержании обжалуемого решения, апелляционной жалобы, судебная коллегия, -
У С Т А Н О В И Л А:
ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора Республики Крым обратился в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства научных организаций (далее - ФАНО) с иском к Совету министров Республики Крым (далее – Совмин РК) и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее – Минимущество РК), в котором, уточнив требования, просил:
- признать незаконным бездействие Совмина РК и Минимущества РК, выразившееся в неисполнении Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р о создании федеральных государственных бюджетных учреждений науки, в том числе Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Института археологии Крыма РАН» (далее - ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН»);
- обязать принять меры, направленные на исполнение распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р путем издания распоряжения о передаче недвижимого имущества, а именно: Флигель комплекса загородного дома графа ФИО8, помещение библиотеки в главном корпусе комплекса загородного дома ФИО8, закрепленного за Государственным бюджетным научным учреждением Республики Крым «Институт археологии Крыма» (далее – ГБНУ РК «Институт археологии Крыма») и фактически используемого им, в собственность Российской Федерации;
- обязать Минимущество РК принять меры, направленные на исполнение данного распоряжения путем подписания акта приема-передачи указанного недвижимого имущества, закрепленного за ГБНУ РК «Институт археологии Крыма» и фактически используемого им, в собственность ФАНО России.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Республики Крым установлено бездействие Совмина РК, который в нарушение ст. 115 Конституции Российской Федерации и собственного Распоряжения №-р «О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность» не исполняет Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р. по передаче недвижимого имущества (Флигель комплекса загородного дома графа ФИО8, помещение библиотеки в главном корпусе комплекса загородного дома ФИО8) в федеральную собственность и в ведение ФАНО России.
В судебном заседании прокуроры отдела Прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю., ФИО10 требования поддержали.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о слушании дела уведомлены надлежащим образом.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 января 2017 года иск заместителя прокурора удовлетворен частично.
Признано незаконным бездействие Совмина РК, выразившееся в неисполнении Распоряжения Правительства РФ от 07.09.2015 года № 1743-р в части не передачи в собственность Российской Федерации и в ведение ФАНО России имущества: флигель комплекса загородного дома графа ФИО8, помещение библиотеки в главном корпусе комплекса загородного дома графа ФИО8, расположенного в <...> <адрес>.
Возложена обязанность на Совмин РК принять меры, направленные на исполнение Распоряжения Правительства РФ от 07.09.2015 года № 1743-р путем издания распоряжения о передаче в собственность Российской Федерации и в ведение ФАНО недвижимого имущества, расположенного в <...> <адрес>, закрепленного за ГБНУ РК «Институт археологии Крыма»: Флигель комплекса загородного дома графа ФИО8, здание литер «В», общей площадью <данные изъяты> кв.м.; Помещение библиотеки в главном корпусе комплекса загородного дома графа ФИО8, площадью <данные изъяты> кв.м.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с данным судебным постановлением, истец подал апелляционное представление, в котором ставит вопрос об отмене данного решения в части отказа в удовлетворении требований к Минимуществу РК.
Апеллянт ссылается на то, что Минимущество РК осуществляет управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Крым и в пределах полномочий обязано передать имущество из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность, а также осуществить юридические действия по приему-передаче имущества в процессе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Крым.
Таким образом, исполнение требований распоряжения правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р и заявленных требований в полном объеме возможно лишь после передачи указанного имущества в ведение ФАНО России и подписания актов приема-передачи Минимуществом РК.
Совмин РК подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении иска.
Апеллянт ссылается на то, что Совмином РК во исполнение пункта 5 Распоряжения Правительства РФ от 07.09.2015 года № 1743-р и Поручения Председателя Правительства РФ ФИО11 № ДМ-П8-2133 от 13.04.2016 года осуществлены мероприятия, связанные с ликвидацией государственных бюджетных научных учреждений Республики Крым и созданием федеральных государственных бюджетных учреждений науки на территории Республики Крым. В том числе распоряжением Совмина РК от 06.07.2016 года № 711-р ликвидировано ГБНУ РК «Институт археологии Крыма», создана ликвидационная комиссия учреждения, утвержден председатель ликвидационной комиссии. 06.09.2016 года Совмином РК принято распоряжение № 1049-р «О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность», которым движимое имущество, находящееся на балансе ГБНУ РК «Институт археологии Крыма», передано безвозмездно из государственной собственности РК в федеральную собственность и закреплено на праве оперативного управления за ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН». Указанное свидетельствует о необоснованности вывода суда первой инстанции о допущенном Совмином РК бездействии в неисполнении Распоряжения Правительства РФ от 07.09.2015 года № 1743-р.
Распоряжением Совмина РК от 31.10.2014 года № 1139-р спорное имущество передано в безвозмездное бессрочное пользование данному университету, который к рассмотрению спора не привлечен.
В тоже время ГБНУ РК «Институт археологии Крыма» создан распоряжением Совмина РК от ДД.ММ.ГГГГ и за ним спорное имущество не закреплялось.
Указанное свидетельствует о том, что на момент принятия Правительством РФ Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р спорное имущество не было закреплено, не находилось на балансе ГБНУ РК «Институт археологии Крыма», фактически им не использовалось, в связи с чем, основания для передачи данного имущества в федеральную собственность и введение ФАНО России отсутствуют.
Апеллянт указывает на то, что Совмин РК является коллегиальным органом, который осуществляет свои полномочия путем принятия решений на заседаниях.
Принятие распоряжений, постановлений Совмина РК, внесение в них изменений, а также определение процедуры принятия данных актов и внесение в них изменений, определение их содержания, действия во времени, пространстве и по кругу лиц относится к исключительной компетенции Совмина РК. Действующее в Российской Федерации законодательство не содержит нормы, предоставляющей суду право вмешиваться в исключительную компетенцию исполнительного органа государственной власти, являющегося самостоятельным, и обязывать такой орган принять, изменить или дополнить нормативный (ненормативный) правовой акт.
Апеллянт настаивает на том, что данный спор должен рассматриваться исключительно, в порядке, предусмотренном КАС РФ; производство по делу подлежит прекращению на основании статьи 220, пункта 1 части первой статьи 134 ГПК РФ, поскольку спор не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Прокурор в судебном заседании коллегии судей доводы апелляционного представления поддержал, возражая против удовлетворения апелляционной жалобы Совмина РК.
Представители Совмина РК, Минимущества РК в судебном заседании коллегии судей возражали против удовлетворения апелляционного представления, настаивая на удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание коллегии судей, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, месте и времени судебного разбирательства, о причинах неявки суд не уведомили.
Исходя из положений ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (представления), выслушав лиц, участвующих по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы (представления), судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела усматривается, что спорное имущество передано и закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Крымский федеральный университет имени ФИО7».
Рассматривая спор, суд первой инстанции с целью выяснения этих обстоятельств не привлек к участию в деле названное образовательное учреждение.
Следовательно, суд первой инстанции фактически разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, что в силу требований пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда и рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2015 года № 1743-р (далее - Распоряжение) на территории Республики Крым создано семь федеральных государственных бюджетных учреждений науки, в том числе ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН».
Пунктами 2, 5 Распоряжения предусмотрено, что собственником имущества ФГБУН выступает ФАНО России, которому совместно с Советом министров Республики Крым и Росимуществом необходимо обеспечить осуществление мероприятий по созданию указанных учреждений.
В п. 4 указанного Распоряжения закреплено, что в качестве базы для создания и развития учреждений, указанных в Распоряжении, использовать соответственно имущество, закрепленное за государственными бюджетными учреждениями Республики Крым и их структурными подразделениями, в том числе, указывается государственное бюджетное научное учреждение Республики Крым «Институт археологии Крыма».
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ № ДМ-П8-2133, Совету министров Республики Крым поручено до осуществления мероприятий, связанных с созданием в Республике Крым подведомственных ФАНО России учреждений и предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 07.09.2015 года № 1743-р, исключить какие-либо действия по распоряжению имуществом (в том числе фактически используемым) государственных бюджетных учреждений Республики Крым, указанных в пункте 4 распоряжения Правительства РФ. Указано на необходимость отмены решения об изъятии (передаче в пользование третьим) такого имущества и обеспечения его передачи в федеральную собственность.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 06.09.2016 г. № 1049-р «О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность» передано движимое имущество Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Институт Археологии Крыма» в федеральную собственность для осуществления деятельности ФГБУН «Институт Археологии Крыма РАН».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2013 г. № 735 и Положением о федеральном агентстве научных организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 г. № 959, органом, уполномоченным действовать в спорных отношениях от имени Российской Федерации, является Федеральное агентство научных организаций, которое осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса, а также по управлению федеральным имуществом организаций, подведомственных Агентству. Агентство осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными ему организациями. Руководство деятельностью Федерального агентства научных организаций осуществляет Правительство Российской Федерации.
Из заявления ФГБУН «Институт археологии РАН» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что институтом фактически используется имущество, расположенное в г. <адрес>, <адрес>, а именно флигель загородного дома графа ФИО8, где расположен офис площадью 270,2 кв.м., и помещение библиотеки, площадью 50.1 кв.м, в главном корпусе.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о государственной регистрации юридического лица Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт археологии Крыма РАН». Из Устава учреждения следует, что Институт создан в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р с использованием в качестве базы для его создания и развития имущества, закрепленного за государственным бюджетным научным учреждением Республики Крым «Институт археологии Крыма» и его структурными подразделениями. Учредителем и собственником имущества Института является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Института от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство научных организаций (раздел 1 п.п. 1, 3, 4 Устава).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым прокуратурой внесено представление, в котором указывалось на то, что не принимаются меры по исполнению поручения Председателя Правительства Российской Федерации ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ № ДМ-П8-2133.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Прокурора Республики Крым было направлено письмо о рассмотрении представления, указано на то, что в Совет Министров Республики Крым не поступил пакет документов из ФАНО России, необходимый для передачи имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность. Распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-рг была создана Межведомственная комиссия, в состав которой вошли представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства сельского хозяйства Республики Крым, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым, а также представители ФАНО.
ДД.ММ.ГГГГ Совет министров Республики Крым направил обращение в адрес Аппарата Правительства РФ о необходимости продления пункта 5 Распоряжения №-р до ДД.ММ.ГГГГ Также указано на то, что заместитель Председателя Совета министров Республики Крым В.ФИО4 обращался в Аппарат Правительства Российской Федерации о продлении срока исполнения Распоряжения №-р до ДД.ММ.ГГГГ.
Указано, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии принято решение о создании рабочих комиссий по проведению инвентаризации имущества и до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию для определения состава имущества, подлежащего передаче в федеральную собственность с последующим закреплением его за учреждениями ФАНО России.
В адрес заместителя Председателя Правительства РФ неоднократно направлялись информационные письма об отсутствии действий со стороны ФАНО России, направленных на обеспечение своевременной передачи имущества в федеральную собственность.
ДД.ММ.ГГГГ Совет министров Республики Крым проинформировал заместителя руководителя ФАНО России о невозможности приступить к немедленной передаче имущества в федеральную собственность и его закреплению за федеральными государственными бюджетными учреждениями науки без завершения инвентаризации и предоставления полного пакета документов. Также указано, что срок окончания проведения инвентаризации определен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ права в отношении указанного имущества не зарегистрированы.
Из сведений ГУП РК «Крым БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано: 48/100 долей за Симферопольским городским Советом народных депутатов; 31/100 долей нежилых зданий на имя Государства в лице Верховной Рады Украины; 21/100 долей состоит из памятника культурного наследия национального значения - здание литер «Б» общей площадью <данные изъяты> кв.м, за Государством в лице Национальной академии наук Украины; нежилое здание - лаборатория литер «Е» общей площадью <данные изъяты> кв.м, и нежилые помещения №,2,3 в нежилом здании литер «3» общей площадью <данные изъяты> кв.м., за Обществом с ограниченной ответственностью «Научно- исследовательский экологический центр».
В материалы дела представлены договоры о возмещении пользователем расходов балансодержателя на содержание недвижимого имущества НАН Украины от 01.01.2011 года № 100, от 01.01.2012 года № 122, от 02.11.2009 года № 88, от 01.01.2013 года № 148 с актами приема-передачи основного фонда в бесплатное пользование, из которых следует, что в пользовании Крымского филиала института археологии НАН Украины находится флигель бывшего комплекса загородной усадьбы графа ФИО8 и помещение, занимаемое под библиотеку в основном корпусе бывшего загородного дома ФИО8.
Согласно акту инвентаризации 2016 года (без даты) комиссией в составе 7 членов: заместитель директора по юридическим вопросам и взаимодействию с органами власти ГКУ РК «Учреждение централизованного обслуживания Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым», председатель рабочей комиссии ФИО12; представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО5; представитель Восточно-Крымского отдела управления по работе с муниципальными образованиями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО13; представитель Западно-Крымского отдела управления по работе с муниципальными образованиями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО14; врио директора ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН» ФИО15; главный бухгалтер ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН» ФИО16; ведущий юрисконсульт ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН» ФИО17, проведена инвентаризация недвижимого имущества ГБНУ РК «Институт археологии Крыма», в результате которой установлено наличие недвижимого имущества: флигель комплекса загородного дома графа ФИО8, расположенного в <адрес>, <данные изъяты><адрес><адрес>, литер «В», площадью <данные изъяты> кв.м.; помещение библиотеки в главном корпусе комплекса загородного дома графа ФИО8, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес>, проспект академика Вернадского, <адрес>.
В соответствии со ст. 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения (ст. 84 Конституции Республики Крым).
В свою очередь, ч. 3 ст. 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» определены полномочия Совета министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым, в частности, управление и распоряжение имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральным законодательством; издание в пределах своих полномочий постановлений и распоряжений по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым; осуществление функций и полномочий собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, данным Законом и законодательством Республики Крым; принятие решения о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных п. 9 ч. 2 данной статьи.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением Совета министров Республики Крым № 704-р от 04.08.2015 года разрешен вопрос о передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность, в том числе, помещения библиотеки в главном корпусе комплекса загородного дома графа ФИО8, расположенных по адресу: Республика Крым, <адрес>.
Распоряжением Совета министров Республики Крым № 675-р от 20.06.2017 года разрешен вопрос о безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность флигеля комплекса загородного дома графа ФИО8, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>.
Статьей 10 Гражданского кодекса РФ определены пределы осуществления гражданских прав. В частности, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
При этом способ защиты и восстановления нарушенного права должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Согласно ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения обязанности.
Установив вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что со стороны Совета Министров Республики Крым выполнены действия во исполнение Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р в части передачи в собственность Российской Федерации: флигель комплекса загородного дома графа ФИО8, помещение библиотеки в главном корпусе комплекса загородного дома графа ФИО8, расположенных в <...> <адрес>.
С учетом изложенного исковые требования прокурора в части признания бездействия Совмина РК, выразившееся в неисполнении Распоряжения Правительства РФ от 07.09.2015 года № 1743-р, а также возложении обязанности на Совмина РК по передаче в собственность Российской Федерации: флигель комплекса загородного дома графа ФИО8, помещения библиотеки в главном корпусе комплекса загородного дома графа ФИО8, не подлежат удовлетворению.
Доводы прокурора о том, что Совмин РК не в полном объеме исполнил распоряжение Правительства РФ от 07.09.2015 года № 1743-р передав спорное имущество не в ведение ФАНО России являются несостоятельными, поскольку Совет министров Республики Крым действовал на основании полномочий предоставленных законом.
По общему правилу, сторона, надлежащим образом исполнившая обязанность по передаче имущества, доказывает это при помощи составленного и подписанного акта.
При этом ответчики не расценивают наличие акта приема-передачи в качестве безусловного основания, свидетельствующего об исполнении стороной своей обязанности по передаче помещения.
Такая позиция, по мнению судебной коллегии, является ошибочной и противоречит нормам материального права.
Минимущества РК не представило надлежащих доказательств (акта приема-передачи недвижимости), подтверждающих передачу спорной недвижимости в собственность Российской Федерации, хотя такая обязанность возложена на Минимущества РК, в том числе распоряжением Правительства РФ от 07.09.2015 года № 1743-р.
Передаточный акт является доказательством исполнения обязательства по передаче имущества во владение или пользование. Уклонение Минимущества РК от подписания документа о передаче спорного имущества рассматривается как отказ от исполнения обязанности по передаче такого имущества.
При таких обстоятельствах прокурор обоснованно обратился с иском об обязании Минимущества РК передать спорное имущество путем составления акта передачи, исходя из то, что такая передача не состоялась и собственник не вступил во владение данным имуществом.
Материалы дела не содержат доказательств, и Минимущества РК в своих возражениях не ссылается на то, что собственник отказался от передачи спорного имущества и Минимущества РК обращалось с предложением передать спорное имущество.
Таким образом, в данной ситуации отсутствие передаточного акта влечет удовлетворение иска прокурора в части возложения на Минимущества РК обязанности принять меры, направленные на исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.09.2015 года № 1743-р путем подписания акта приема-передачи спорного недвижимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы Совмина РК о нарушении судом процессуальных норм при принятии иска прокурора вследствие неподведомственности спора общим судам являются несостоятельными.
Так, предметом предъявленного прокурором в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц иска является передача спорного имущества в федеральную собственность.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из смысла приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что иски о защите нарушенного права федеральной собственности и об устранении нарушений, связанных с использованием таких объектов, могут быть предъявлены в том числе прокурором как в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так и интересов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 января 2017 года отменить.
Принять новое решение, которым иск заместителя прокурора Республики Крым в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства научных организаций к Совету министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт археологии Крыма РАН», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени ФИО7», о признании незаконным бездействия, возложении определенных обязанностей – удовлетворить частично.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым принять меры, направленные на исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.09.2015 года № 1743-р путем подписания акта приема-передачи недвижимого имущества в виде флигеля комплекса загородного дома графа ФИО8, помещения библиотеки в главном корпусе комплекса загородного дома графа ФИО8, расположенных по адресу: Республика Крым, <адрес>, в собственость Российской Федерации.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: |